ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА Гвоздева Татьяна Вячеславовна,
ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»
Кафедра человековедения и физической культуры,
г. Москва, Россия.
Аннотация: В статье рассмотрена одна из актуальных проблем формирование социальной компетенции студентов системы среднего профессионального образования. В статье описывается содержание социальной компетенции, ее структура и критерии для оценки ее сформированности.
Ключевые слова: социальная компетентность, студенты, колледж, образование.
Одной из главных задач среднего профессионального образования является выпуск студентов не только с четко сформированным аналитическим мышлением, коммуникабельностью, творческому отношению к делу, стремлению к сотрудничеству, проявлению личных качеств, но и с чувством социальной ответственности, способствующая продуктивной производительности деятельности в коллективе, которая формируется по средствам социальной компетентности.
В данном случае социальная компетенция будет рассматриваться как социальное взаимодействие студента с окружающим миром т.е. она будет провялятся в следующих способностях: умении работать в команде, толерантности, в разрешении конфликтов и.д.
Образовательный процесс студентов колледжа должен быть направлен на формирование уважения и принятия прав и культурных традиций другого человека, склонность к размышлению о будущем, умение принимать решение в различных жизненных обстоятельствах, готовность использовать новые цели и идеи и инновации для достижения цели и др.
Однако реальная практика показывает, что проблема формирования социальной компетентности колледжа остается нерешенной.
Понятие «социальная компетенция» использовалась многими учеными по-разному: А.Г. Асмолов социальная компетенция это - продукт социальной ситуации, развития специфической системы отношений среды и субъекта, отраженной в его переживаниях и реализуемой в совместной деятельности с другими людьми [1]; И.П., Жирова М.В., Михно О.С. социальная компетенция - совокупность качеств личности, социальных знаний и умений, которые обеспечивают положительную интеграцию в социум в процессе творческого решения социальных задач и выполнения социальных ролей [2]; И.А Зимняя социальная компетенция – это собирательное понятие, определяющее уровень социализации человека, высший уровень его социальной активности и освоения действительности; моральную и правовую зрелость личности; личностное свойство, обеспечивающее взаимоотношения человека с миром на основе его отношения к себе, к обществу, к деятельности [3]; Д.А. Почебут социальная компетенция - это способность к конструктивному использованию социальных знаний, умений и навыков для успешного создания системы формальных и неформальных социальных связей, обеспечивающих адаптацию и самореализацию в системе социальных взаимоотношений [4].Из определения социальной компетенции многими авторами можно выделить ее структуру, в которую входит совокупность знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах человеческой деятельности.
Для определения структуры социальной компетентности, обратимся к  Л.С. Спенсеру и С.М. Спенсеру, которые подчеркнули следующее: «Компетенции, имеющие в своей основе мотив, свойство и Я-концепцию, прогнозируют навык поведенческого действия, который в свою очередь, прогнозирует результаты исполнения работы». В основе любой деятельности лежит направленность к выбору действия и цели, то есть мотив. Мотив сложно измерить, однако мотив действия напрямую связан с цель действия, а цель достаточно конкретна. Под «свойствами»  Л.С. Спенсер и С.М. Спенсер понимают «физические характеристики и соответствующие реакции на ситуацию или информацию (например, эмоциональный самоконтроль)», то есть ориентация на других. «Я-концепция», в свою очередь, относится к области исследования психологии и отражает самосознание, без которого вообще нет личности. Она не может быть названа свойством личности, это скорее личность производная от нее, но «Я-концепция» проявляется через свойства личности. Авторы рассматривают не сами положения «Я-концепции», а свойства личности, через которые она может проявиться. Эти элементы в большей или меньшей степени нашли отражения у других исследователей социальной компетентности, что позволяет выделить следующие три компонента ее структуры [5]:
1. Компонент, связанный с целеполаганием: способность  брать на себя ответственность, участвовать в принятии решений, ставить цель и планировать результат, анализировать и корректировать. Этот компонент отражает мотив человека, представленный через определение целей, которые ставит перед собой человек.
2. Компонент, связанный с ориентацией на других. Социальная компетентность отражает способность личности вступать в эффективные межличностные отношения. По мнению В.Г. Ромека содержанием таких отношений являются чувства, ценности и прочее, все, что связано с проявлением личности и личных интересов, при этом существует желание делиться своими чувствами и желаниями и интересоваться чувствами партнеров. Как отмечает автор, открытое выражение чувств и желаний является базовым навыком межличностных отношений [6].
3. Компонент, связанный с социальной мобильностью и активностью человека. Социальная компетентность напрямую зависит от проявления одной из составляющих позитивной «Я-концепции», позитивной оценки (самооценки) собственных навыков и способностей. Самооценка необходима для формирования уверенного поведения, которое отражено в проявлении «социальной смелости» в постановке целей, инициативности. Уверенное поведение проявляется в готовности человека работать над чем-либо спорным, использовать новые идеи и инновации.
Таким образом, социальная компетентность как интегративная характеристика, отражающая способность личности вступать в эффективные межличностные и социальные отношения, анализировать, оценивать риски, принимать решения в ситуации неопределенности с учетом интересов, целей и потребностей собственных, других и не противоречащим нормам, ценностям общества, может быть диагностирована путем использования систематики методик, выявленных на основе анализа ее структуры.И.А. Зимняя предложила интегральный подход для оценки критериев компетентностей. За ее основу взят синтез профессиональных и социальных компетентностей. Последняя представляет собой социальный блок, состоящий из пяти ключевых социальных компетентностей: здоровье сбережением, гражданственностью, социальным взаимодействием, общением, информационными технологиями. Каждая компетенция имеет пять компонентов, которые соединяются в одной структуре знание, опыт применения (умение и навык), ценностно-смысловое отношение, готовность, эмоционально-волевая регуляция. Автор указывает, что одним из важнейших принципов организации системы оценки становится вовлечение пользователей в оценивание качества образовательных услуг, где под «качеством» результата образования понимается совокупность существенных потребительских свойств, значимых для потребителя выраженных в условной количественной форме [7].
А.А. Демчук для определения уровня сформированности социальной компетенции использует следующие методики:
- психологический тест социального интеллекта Дж. Гилфорда (оценка общего уровня и частных способностей понимания поведения людей);
- экспресс-диагностика социальных ценностей личности (определение ведущих личных, профессиональных и социально-психологических ценностей);
- диагностика социальной эмпатии (выявление эмоциональной отзывчивости на переживание других);
- экспресс-опросник «Индекс толерантности» (диагностика общего уровня толерантности и таких ее видов, как этническая толерантность, социальная толерантность и толерантность как черта личности);
- опросник на определение стратегий поведения в конфликте К. Томаса (выявление склонности студентов к соперничеству, сотрудничеству, избеганию, приспособлению или компромиссу в конфликтных ситуациях) [8].
В федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования используются термины «социально-личностные и общекультурные компетенции». К социально-личностным компетенциям относятся:
- готовность к социальному взаимодействию, к кооперации с коллегами и работе в коллективе;
- понимание нравственных обязанностей человека к обществу, самому себе и другим людям;
- готовность к осмыслению социологической информации, и ее анализу;
- способность приводить в совместной деятельности доказательства утверждений как составляющих коммуникативной и когнитивной функции общения между людьми;
- понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии и проявления к ней устойчивого интереса [9].
Проанализировав источники ФГОС можно сделать вывод, что социальная компетенция является универсальной для всех специальностей студентов среднего профессионального образования.
Подводя итог можно сказать, что изучение проблемы формирования социальной компетенции должны быть направлены на устранение связанных с ней потенциальных опасностей и разрешение возможностей ее измерения и стимулирования.
Список используемых источников:
А.Г. Асмолов Социальная компетентность // М., 2012.
И.П., Жирова М.В., Михно О.С. Социальная компетентность личности // Современные проблемы науки и образования. – №1 . М., 2012.
И.А Зимняя Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретические и практические аспекты, Ижевск, 2011.
Д.А. Почебут Компетенции в образовании: формирование и оценивание. – Москва, Издательство «Национальное образование», 2012.
Л.М. Спенсер, С.М. Спенсер Компетенции на работе. – Пер. с англ. М.: HIPPO, 2013. – 384 с.
В.Г. Ромек Развитие уверенности в межличностных отношениях // Журнал практического психолога. – 2013. – № 12. – С. 74-113.
И.А. Зимняя, Е.В. Земцова Интегративный подход к оценке единой профессионально-социальной компетенции выпускников вузов // Издательский центр проблем качества подготовки специалистов. Компетентность специалиста. – М.,2011.
А.А. Демчук Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов // автореф., дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2011.
Федеральный Государственный образовательный Стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» М. 2015.