Статья на тему Технология коммуникативного обучения











Койшибаева
Ботагоз
Фазыловна








Специальность по диплому: преподаватель русского языка и
литературы


Место работы: ГККП «Строительно- технический колледж»


Категория: высшая


Система или технология, в которой работает педагог: Технология
коммуникативного обучения на уроке русского языка


Педагогическое кредо: Чтобы иметь право учить, надо постоянно
учиться самому.






Технология коммуникативного обучения
Предмет: мотивация и заинтересованное отношение учащихся к обучению русскому языку
Цель: овладение русским языком на уровне освоения, узнавания и использования основных грамматических явлений, ведение диалога, создание деловых сообщений, достаточных для активной адаптации в обществе - должно стать результатом обученности.
Задачи:
Изучить возможности речевой деятельности в процессе:
Личностной ориентации и общения в коллективе ;
Коллективного взаимодействия;
Интерактивного общения (имитация «погружения» в языковую среду);
Внедрение ролевых ситуации, игровых методик;
Рефлексия (разговор на);
Провести сравнительный анализ результативности технологии коммуникативного обучения (анализ качества обучения, устранение недостатков и коррекция погрешностей обучения).
Теоретическая база опыта: Е.И.Пассов, И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер,
И.П.Иванов
Система принципов:
Речевая направленность обучения русскому языку с
расширением практической ориентации знания учащихся.
Осознанное обучение и формирование речевой деятельности.
Ситуативность, системность и преемственность обучения расширению словарного запаса
4. Использование технологии коммуникативного обучения
Практическая значимость заключается в прикладном характере работы. Результаты ее могут быть использованы в процессе работы в колледже и других учебных заведениях.
Педагогическая идея опыта:
Исследование и обобщение опыта работы по обучению русскому языку и
литературе студентов, окончивших сельские школы, которые имеют слабую подготовку по русскому языку.
Результат опыта:
Результаты опыта определяются многолетним личным педагогическим опытом, большим багажом теоретических знаний, дидактического обучения. На основе использования современных достижений, новейших методик, которые позволяют добиться устойчивых результатов обучения русскому языку, открыть путь для самообучения, получения непрерывного образования.
Технология коммуникативного обучения обучение на основе общения. Обучение на основе общения, в интерактивном режиме является сущностью всех интенсивных технологий обучения русскому языку.
Коммуникативная технология направлена в основном на поиск активных методов и форм организации работы учащихся на уроке, воплощение так называемого  «обучения в сотрудничестве», в парах и группах, она активно используется сегодня как ведущая во многих современных  УМК по русскому языку.
    Коммуникативное обучение определяют как «функционально-смысловой подход» или «функциональный подход» к освоению новых знаний и умений. Участники коллективной деятельности должны постоянно включаться в диалоги, а идущий в это время процесс обучения  нужно понимать «как индивидуальное присвоение форм коллективной деятельности».
    Формирование коммуникативной доминанты образования в широком смысле меняет позицию учителя:  он равноправный собеседник, консультант и помощник  студента, причем его деятельность в этом случае выходит за пределы чисто преподавательского ремесла.
Развивать  коммуникативные  способности  и коммуникативные  компетентности  - значит «развивать умения активного слушания и говорения», навыков публичного выступления, пересказа, рассказа, умения вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщать информацию. Требования, выдвигаемые к коммуникативной компетентности, предусматривают как устную (дискуссии, доклады, презентации), так  и письменную (чтение, понимание и написание разного рода текстов) форму коммуникации.  Коммуникативная компетентность формирует такую важную черту личности, как коммуникабельность.     Коммуникабельность обусловлена социальным опытом общения, предусматривающим ориентацию на партнера - умение слушать и сопереживать, своевременно корректировать свое речевое поведение,
    Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:
·       аудирование
·       говорение
·       чтение
·       письмо.
    Коммуникативная технология позволяет осознать и использовать на практике механизмы функционирования языка:
- инструментальная функция - использование языка с целью получить что-либо;
- интерактивная функция - использование языка для взаимодействия с другими
людьми;
- личностная функция - использование языка для выражения собственных чувств
и мыслей;
- эвристическая функция - использование языка для изучения и познания мира;
- репрезентативная функция - использование языка для передачи информации.
Главная цель применения коммуникативных технологий  – развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем минимумом лексики и грамматики, которым они владеют на активном уровне.
    Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность студента
·):
·   студент спрашивает,
·   подтверждает мысль,
·   побуждает к действию собеседника с помощью вопросов, спорных утверждений,
·   высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.
Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть учебная, игровая, трудовая, театральная.
Самой  важной единицей организации  и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является коммуникативная ситуация. С помощью создания коммуникативной ситуации
·   устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается;
·   мотивируется общение;
·   презентуется (преподносится) речевой материал;
·   приобретаются речевые навыки;
·   развивается активность детей и самостоятельность общения;
·   закрепляются коммуникативные навыки учащихся.
    Очень важно анализировать тексты, способствующие нравственному, эстетическому развитию личности, вызывающие у ребенка способность к рефлексии, потребность в ней.
В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям учащегося:
·   отбираются речевые конструкции, необходимые  для общения,
      Обучение должно воздействовать не только на мышление подростков, но и на их чувства, эмоции:
·   побуждать к общению,
·   приносить  радость сотворчества,
·   сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями.
Виды уроков на основе коммуникативной технологии:
- уроки с измененными способами организации: лекция, семинар, публичная защита знаний, зачет, студенческая конференция и т.д.;
- уроки – игры:  дидактические, ролевые, деловые, состязательные;
-уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создания собственных текстов.
Преподаватель, готовясь к уроку, может следовать определенной модели процесса, в котором поэтапно разворачивается способ деятельности участников образовательного процесса. Структура этого способа представляет собой четыре технологических этапа:
- разработка структуры коммуникативной ситуации,
- проектная разработка совместных действий преподавателя и студента на уроке,
- рефлексия по итогам диалогического взаимодействия.
    Уроки с использованием коммуникативных технологий  позволяют обучать студентов  языку  как средству общения,  познания мира и себя в нём, средство приобщения к культуре; дают возможность развивать в них умение активно, творчески и грамотно владеть всеми видами речевой деятельности
Некоторые формы и приёмы  работы на уроках русского языка:
*многоаспектная работа со словом, создание на его основе изобразительно-
выразительных средств; создание контекста для слова  и т.д.;
*инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, свободные
диктанты,
*все виды аспектного и комплексного анализа текста;

Некоторые формы и приёмы работы на уроках литературы:
* анализ художественной формы произведений,      
* речевой портрет героя;
* сравнительный анализ художественных текстов на одну тему;
* сочинения разных видов  и их качественный анализ  ;
* ролевые игры, подготовка и защита проектов на литературную тему;
* подготовка и презентация исследовательских работ на литературную тему;
Результат внедрения коммуникативной технологии – это 
гармоничное развитие всех коммуникативных навыков: разговорной речи, восприятия  на слух, чтения, письма, аналитической переработки  информации;
преодоление страха публичного выступления;
свободное ориентирование в реальных  жизненных ситуациях общения;
расширение словарного запаса;
получение и применение новой информации в области коммуникаций.
Коммуникативная технология активно способствует социализации личности.

Применение технологии коммуникативного обучения на уроке русского языка обеспечивает мотивацию и заинтересованное отношение учащихся к обучению русскому языку, овладение русским языком на уровне освоения, узнавания и использования основных грамматических явлений, ведения диалога, создания деловых сообщений достаточном для активной адаптации в обществе.

2.Технология коммуникативного обучения - обучение на основе общения –позволяет достигнуть следующих результатов:

Мероприятие
Результат
Подтверждающий документ
Дата


1
Городская научно-практическая студенческая конференция «Білімді aрпаK – білімді маман»
Публикация статьи: «Казахстанский патриотизм»
Крикау Артур – 2 курс, 3 место. Грамота
Сборник материалов городской студенческой конференции
«Білімді aрпаK – білімді маман».
Гра
ноябрь 2014 года


3.Средний процент по итогам освоения обучающимися русского языка  в 2013-2014 учебном году - 52%, а 2014-2015 за 1семестр - 64%, повысился на 12%.
год
предмет
группа
форма экспертизы
всего учащих-ся
«5»
«4»
«3»
результат (качество знаний)

2013-2014
русский язык
МО-14
изложение
17
2
7
8
52 %

2014-2015 1семестр
русский язык
МО-14
комплексная контрольная работа
17
2
9
6
64%



















· пойдет.я только одно предложение прочитала. дальше лень1 декабря 2010 в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Конец формы








13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 615