Статья на тему Особенности раннего обучения иностранному языку

Особенности раннего обучения иностранному языку
Популярность изучения английского языка растет из года в год. И все больше родителей стремятся приобщить своих детей к иностранным языкам уже с раннего возраста. Общеизвестно, что спрос рождает предложение. А так как спрос на изучение иностранного языка на рынке образовательных услуг велик, возникает проблема качественного языкового обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами сензитивного периода усвоения иностранного языка в дошкольном возрасте. Экспериментальные исследования указывают на то, что после 9 лет у ребенка частично утрачивается гибкость речевого механизма. Оптимальный возраст для начала обучения – 4 года. Данный возраст наиболее благоприятен для овладения иностранными языками в силу ряда психологических особенностей, характерных для ребенка-дошкольника, а именно интенсивное формирование познавательных способностей, быстрое и легкое запоминание языковой информации – импритинга, особая чуткость к явлениям языка, способность к имитации.
Однако, практика показывает, что процесс обучения английскому языку дошкольников не принес еще должных результатов в силу разных причин, среди которых выделим следующие:
Нерешенность организационных вопросов (нет преемственности между детским садом и школой. Во многих школах обучение языку начинается только со 2 класса);
Отсутствие должного методического обеспечения (нет общепринятых теоретических положений, на которых должна основываться вся система обучения);
Нехватка специально подготовленных кадров;
Высокие экономические затраты и низкий, неудовлетворяющий потребностям общения уровень усвоения иностранного языка детьми ( дети не имеют возможности пользоваться языком как средством общения);
Предлагаемые методики не учитывают всех объективно существующих факторов и условий реального процесса обучения;
Педагоги недостаточно владеют знаниями о возрастных особенностях своих воспитанников, зачастую превращают занятие с детьми в обычный урок с недостаточным количеством игр, песен, и.т.д. В результате чего дети быстро теряют интерес к языку.
Обучение детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Начиная работу с детьми, педагогу очень важно знать, что уровень развития детей еще недостаточен для самостоятельного решения ими многих задач, возникающих в процессе их деятельности (игровой, продуктивной, речевой и др.). Самостоятельность формируется у ребенка постепенно под руководством взрослого. Шестой год жизни является важным на пути подготовки ребенка к школе. В это время методисты рекомендуют применять при обучении детей приемы, обеспечивающие повышение работоспособности детей, развитие умственной активности и любознательности, формирование элементов целенаправленного внимания, произвольной памяти и воображения, начальных форм осознанного управления своим поведением. В связи с этим, большое значение придается методам развивающего обучения - систематизации предлагаемых знаний и умений, использованию вспомогательных наглядных средств, облегчающих ребенку процесс познания, формированию умений выполнять задания определенного типа и применять их в новых условиях. Обучение языку осуществляется в группах. А группа – это коллектив. Для достижения хороших результатов непременным условием являются комфорт и открытость. В процессе воспитания важная роль отводится становлению и развитию детских отношений, первоначальному осознанию нравственного смысла усваиваемых правил поведения. Создание доброжелательной атмосферы в группе детей, умение их бережно относиться к своим сверстникам, проявлять доброту и внимание – есть необходимое условие успешного выполнения любого задания в процессе обучения. Чтобы разобраться в характере взаимоотношений детей, педагогу следует постоянно наблюдать за общением детей в разных видах совместной деятельности, и особенно в игре. Каждый человек в жизни открывает для себя какие-то истины, вырабатывает какие-то правила, которых придерживается потом в своей работе, быту, в общении с людьми. В работе с детьми на успех обучения влияет не только методически выверенное преподавание предмета, но и внутренний настрой учителя, его творческий подъем, желание подарить радость тем, кто пришел их послушать. Успех обучения и отношение детей к предмету во многом зависит от личности учителя, от его яркости, эмоциональности, умения использовать игровые приемы. Превратить урок в игру, сделать его незабываемым – вот задача учителя
При отборе языкового и речевого материала следует помнить, что обучение и воспитание в детском саду – есть система. Для того, чтобы занятия иностранным языком органично вписалось в эту систему, при выборе тем желательно изучить календарно-тематическое планирование занятий по развитию родной речи, математики и других занятий в группе. Материал усвоится гораздо лучше. Следует помнить, что в активный словарь включаются все слова и выражения, усвоенные детьми в процессе практического овладения иностранным языком, потенциальный словарь состоит из форм обращения, используемых учителем на занятиях для организации процесса общения, и которые дети усваивают постепенно, интуитивно. Пассивный словарь в дошкольном возрасте не предусматривается. Лингвострановедческий материал включает в себя праздники, обычаи, традиции народа, стихи, песни, танцы, игры детей страны изучаемого языка, поговорки, рифмовки, пословицы и чистоговорки.


В любой деятельности ребенок руководствуется практической ценностью. Он делает только то, что ему интересно и важно. Мы опираемся на эмоционально – ценностный мотив, который побуждает ребенка мыслить и запоминать. Затем навыки переходят в практическую плоскость, детская психика требует применения знаний на практике.
·Но ежедневной практики общения на английском языке нет. Быстро накопленные знания так же быстро забываются. Поэтому, процесс освоения обучающего материала детьми должен происходить естественно и постепенно.
Детям 3-4 летнего возраста английский язык целесообразно преподать как специфический раздел ознакомления с окружающим. То есть, в течение первого полугодия рассказывать английские сказки, знакомить с английским фольклором на русском языке. Затем отправиться в путешествие по глобусу, формируя у дошкольников представление о многообразии мира. Потом плавно перейти к Англии, познакомить детей с архитектурой (не буквально), со столицей и ее достопримечательностями, показать короткие рекламные фильмы или презентации о Лондоне, устроить выставку рисунков «Путешествие в Лондон», разучить английские народные подвижные игры, сделав акцент на то, что в них играют английские дети. Следующий этап - постепенное освоение элементарной разговорной речи (научить здороваться, знакомиться, и.т.д.), играть в договорки, разучивать четверостишия и несложные песни на английском языке. На этапе , когда ребенок начинает произносить английские слова, необходимо ввести «гимнастику язычка», т.е. небольшие артикуляционные упражнения на постановку звуков, предлагаемые детям в виде сказок. Далее обучающий материал усложняется. Проводятся праздники для детей и родителей с инсценировками сказок, разучиванием и разыгрыванием стихов, исполнением песен на английском языке. В результате такого подхода, к моменту, когда дети пойдут в школу, у них будет сформировано главное-интерес к изучению предмета, представление о стране изучаемого языка и минимальный речевой набор джентельмена.
Сегодня существует ряд программ для изучения иностранного языка в дошкольных образовательных учреждения: Е.И. Негневицкой, Е.А. Ленской, И.А. Рыжковой, М.Е.Вербовской, И.А.Шишковой и др. Можно взять за основу любую из предлагаемых программ, но необходимо учитывать основные положения, обеспечивающие более эффективное усвоение иностранного языка детьми раннего возраста:
Необходимо обращать внимание на повторение материала и осознанное восприятие его. Дети обязательно должны понимать, о чем они говорят.
Обращать особое внимание на включенность каждого ребенка в процесс общения.
Не допускать ошибок в произношении, сразу же ненавязчиво и незаметно исправлять и закреплять правильное произношение. Необходимо всегда помнить о том, что переучивать всегда труднее, чем учить.
Придерживаться определенных тем. Это облегчает контроль приобретенной лексики и речевых структур.
Весь материал подавать только в увлекательной игровой форме.
Максимально использовать наглядный материал (игрушки, картинки, плакаты, живые картины, кукольный театр, пальчиковый театр), индивидуальные карточки, много времени уделять прослушиванию.
Уметь правильно преподносить ребенку ту или иную информацию.
Реализовывать знание английского языка на праздниках, утренниках. Следует привлекать детей к чтению стихов, показов инсценировок на английском языке.
Использовать технологию состязательности : организовывать и проводить соревнования «Кто назовет больше животных на английском языке?», «Чья команда вспомнит и споет больше песен на английском языке?», «Угадай песню», «Угадай животное», «Отгадай загадку», «Дополни стихотворение», «Подбери рифму» и др.
Формы обучения могут быть различными, но должны быть направлены не на усвоение как можно большего количества лексических единиц, а на воспитание интереса к предмету, развитие коммуникативных навыков ребенка, умение выразить себя. Важно добиться определенных качеств владения материалом, что должно позволить ребенку при минимуме средств, предполагая последующее нарастание языковых единиц в его компетенции, использовать их ситуативно и осмысленно.
Качество знаний учащихся во многом зависит от правильной организации занятий. Методисты предлагают следующую организацию занятий:
Ежедневные 15 – 25 минутные занятия, сопровождаемые речью на иностранном языке во время режимных моментов; Занятия два-три раза в неделю для дошкольников по 25 минут с перерывами для подвижных игр на иностранном языке и временем для лепки,    рисования и изготовления поделок, тематически связанных с   уроком;
Занятия два-три раза в неделю для младших школьников по 45 минут с перерывами для физминуток, подвижных игр на иностранном языке, просмотров видеофильмов;
Уроки могут проводиться в форме Специальных занятий – уроки сказки и просмотр видео фрагментов – как дополнение к основным занятиям. Встреч с носителями языка; Утренников и праздников , на которых дети могут показать свои достижения – инсценировать сказки, продекламировать стихотворения.
Занятий – бесед; Занятий иностранным языком на природе, экскурсий и др.
Для того, чтобы от уроков был эффект, английский язык дошкольникам преподают не меньше 3 раз в неделю продолжительностью 25- 30 минут. Всегда нужно помнить, что при изучении английского языка малыши быстро устают , поэтому каждые 7-10 минут нужно менять вид деятельности. Можно чередовать игры, песни, танцы с лепкой, рисованием, составлением пазлов. И тогда, в заинтересованной аудитории проблем с дисциплиной будет гораздо меньше.
В заключении хотелось бы вспомнить слова Л.Н.Толстого: «Настоящее познание дается сердцем. Мы знаем только то, что любим». Подарите детям свою любовь к языку. Результатом будет прочные знания ваших учеников, благодарность родителей и ваша успешность.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15