Самостоятельная работа по профессиональным модулям


 
 
 
ГОУ НПО «Дубоссарский многопрофильный профессиональный лицей» 
Доклад
на тему:
«Планирование и проведение
самостоятельной внеаудиторной работы
учащихся по дисциплинам
и профессиональным модулям»
Подготовила:
Цуркан Т.Т., преподаватель специальных
дисциплин высшей квалификационной
категории ГОУ НПО «ДМПЛ»
2015г.

С введением ГОС нового поколения значение самостоятельной работы (СР) существенно возрастает. Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и т.д. Субъектная позиция обучающегося в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе - овладения компетенциями. Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и
программного обеспечения СР, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и владений. В связи с этим качественно изменяется часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебной и учебно-методической работы.
В условиях роста значимости внеаудиторной работы обучающихся наполняется новым содержание деятельность преподавателя и обучающегося.
Роль преподавателя заключается в организации СР с целью приобретения уч-ся ОК и ПК, позволяющих сформировать у уч-ся способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности;
Роль учащегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.
Самостоятельная работа - это планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания ОПОП СПО, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.
I. Нормативное обеспечение самостоятельной работы в ГОС
1.1. ГОС   раздел: «Требования к условиям реализации ОПОП»:
Образовательное учреждение обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления  ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
1.2.  Базисный учебный план по ОПОП, раздел: «План учебного процесса НПО»
индекс элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы время в неделях мак. учебная нагрузка обучающихся, час. самостоятельная учебная работа обязательная учебная нагрузка рекомендуемый курс изучения
всего в том числе лаб. и практ. занятий 1 2 3 4 5 6 7 8
       
         
 
В соответствующих ячейках колонки 5 указывается самостоятельная работа обучающихся для циклов, дисциплин, профессиональных модулей в целом и входящих в их состав междисциплинарных курсов, не указывается, т.к. не предусмотрена ГОС – для учебной и производственной практики.
 Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:
в рабочем учебном плане - в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин и междисциплинарных курса, по каждой дисциплине и междисциплинарному курсу;
в рабочих программах учебных дисциплин и междисциплинарных курса с распределением по разделам или конкретным темам.
В календарно-тематических планах учебных дисциплин и междисциплинарных курсов с распределением по разделам или конкретным темам
ГОС НПО в части требований к результату освоения ОПОП по профессии регламентирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и объем обязательной учебной нагрузки как в целом по теоретическому обучению, так и по циклам дисциплин и междисциплинарных курсов профессиональных модулей.
1.3. Общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по ОПОП,  представляет собой разницу между максимальной и обязательной учебной нагрузкой, отведенной на изучение учебной дисциплины или профессионального модуля.  Увеличение доли самостоятельной работы обучающихся, внедрение и реализация новых ГОС требует соответствующей организации учебного процесса и составления  учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала.         
В связи с этим возрастает роль и ответственность преподавателей в части организации и управления самостоятельной работы обучающихся.  Развитие навыков самостоятельной работы, стимулирование профессионального роста обучающихся позволяет развивать их творческую активность и инициативу. 
II. Назначение и разновидности  самостоятельной работы обучающихся.
Самостоятельная работа проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
формирования общих и профессиональных компетенций
развитию исследовательских умений.
 
 В учебном процессе образовательного учреждения выделяются два вида самостоятельной работы:
Аудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу
выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию
Внеаудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу 
выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
  
 Формы и виды самостоятельной работы учащихся
Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.
Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
Работа со словарем, справочником.
Поиск необходимой информации через Интернет.
Конспектирование источников.
Реферирование источников.
Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам.
Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал.
Составление обзора публикаций по теме.
Составление и разработка словаря (глоссария).
Составление хронологической таблицы.
Составление библиографии (библиографической картотеки)
Ведение дневника (дневник практики, дневник наблюдений, дневник самоподготовки и т.д.)
Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.
Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме.
Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету, экзамену).
Выполнение домашних контрольных работ.
Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы,  тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).
Выполнение творческих заданий.
Проведение опыта и составление отчета по нему.
Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или лекционном занятии.
Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на семинарском занятии.
Подготовка доклада и написание тезисов доклада.
Выполнение комплексного задания (проекта) по отдельной дисциплине. Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии.
Выполнение интегрированного (межпредметного) проекта. Подготовка к его защите.
Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.
Подготовка к выступлению на конференции
Выполнение расчетов по проекту.
Выполнение чертежа и эскиза изделия.
Изучение аналогов  изделия (продукта).
Изучение инструкционной и технологической карты.
Самостоятельная разработка технологической карты изделия.
Подготовительная работа к выполнению изделия, подбор материала, подготовка инструмента и т.д.
 III. Требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы.
Технология организации самостоятельной работы обучающихся включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение самостоятельной работы учащихся включает в себя:
библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами;
учебно-методическую базу учебных кабинетов, лабораторий и методического центра;
компьютерные классы с возможностью работы в Интернет;
базы практики (базы практики) в соответствии с заключенными договорами;
аудитории (классы) для консультационной деятельности;
учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли самостоятельной работы уч-ся, и иные методические материалы.
 
При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется использовать следующие типы самостоятельной работы:
воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;
эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
творческая, направленная на развитие способностей обучающихся к исследовательской деятельности.
При разработке программы учебной дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля) необходимо включать самостоятельную работу в тематическое планирование и содержание дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля), определять формы и методы контроля ее результатов.
Содержание самостоятельной внеаудиторной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля).
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности (профессии), данной дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального модуля, индивидуальные особенности обучающихся.
Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, междисциплинарного курса или    профессионального модуля ( на уроке).
Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся на занятиях в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.
Преподаватель:
разрабатывает систему  самостоятельной работы обучающихся по учебному курсу, отражая содержание самостоятельной работы студентов в рабочей программе  дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального модуля;
определяет  объем учебного содержания и количества часов, отводимых на самостоятельную работу обучающихся;
определяет периодичности контроля;
определяет  систему индивидуальной работы с обучающимися;
своевременно  доносит  полную  информацию о самостоятельной работе до обучающихся.
разрабатывает комплект методических материалов для организации самостоятельной работы: задания, инструкции по его выполнению; требования к результату; оценочный инструментарий;
Каждый преподаватель разрабатывает рекомендации учащимся по самостоятельной работе по преподаваемой дисциплине, которые включают:
1 .Перечень самостоятельных работ
№ и название темы Наименование самостоятельной работы Рекомендуемая литература Количество часов Формы выполнения
2.Рекомендации по выполнению той или иной формы работы, критерии оценки
IV. Организация контроля самостоятельной работы обучающихся
Контроль самостоятельной работы уч-ся предусматривает:
соотнесение содержания контроля с целями обучения;
объективность контроля;
валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить);
дифференциацию контрольно-измерительных материалов.
 
Формы контроля самостоятельной работы
Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.
Организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе.
Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.
Проведение письменного опроса.
Проведение устного опроса.
Организация и проведение индивидуального собеседования.
Организация и проведение собеседования с группой.
Проведение семинаров
Защита отчетов о проделанной работе.
Организация творческих конкурсов.
Организация конференций.
Проведение олимпиад
Оценка по самостоятельной работе выставляется в журнал в конце семестра в графе с/р
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
 
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:
уровень освоения  учебного материала;
уровень умения  использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
обоснованность и четкость изложения материала;
оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия;
уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.
Материалы учащихся по самостоятельной работе
V.Оформление материалов учащихся по самостоятельной работе
  5.1. Каждый учащийся должен иметь папку по самостоятельной работе по дисциплине
5.2. Папки обучающихся по самостоятельной работе хранятся у преподавателя   до конца изучения дисциплины.