Занятие психолога Развитие аналитико-синтетической деятельности: логика


Индивидуальное коррекционно-развивающие занятие «Развитие аналитико-синтетической сферы»
Число_____________________группа_______________
Цель: Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования. Развитие саморегуляции, самоконтроля.
Упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи 3-го типа с построением “логического квадрата”); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях (“Подбери пару”, “Угадай слово”, “Дорисуй девятое”, “Продолжи закономерность”).
Развитие внимания: Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане. Упражнения аналогичные, применяемые на 3-м этапе; самостоятельное планирование этапов деятельности.
Развитие воображения: Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера.
Развитие памяти: Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти.
Упражнения аналогичные, используемые на 2-м и 3-м этапах, с увеличением объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией.
Развитие личностно-мотивационной сферы: Развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной деятельности.
1. Организационный момент.
Учитель входит, надо встать,
Учитель сесть позволит, сядь.
Парта – это не кровать,
Вам на ней нельзя лежать.
2. Мобилизующий момент игра «Кричалки, шепталки, молчанки»
Если психолог поднимает розовую (карточку), то дети кричат; если жёлтую – шепчут (ш-ш-ш); если зелёную – то молчат.
«Логика»
3. Упражнение «Подбери пару»1. Песня : композитор = самолет:__________________?(аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель)
2. Школа : обучение = больница:__________________?(доктор, ученик, лечение, учреждение, больной)
3. Песня : глухой = картина:______________________ ?(слепой, художник, рисунок, больной, хромой)
4. Нож: сталь = стол:___________________________ ?(вилка, дерево, стул, пища, скатерть)
5. Паровоз : вагоны = конь:_______________________ ?(поезд, лошадь, овес, телега, конюшня)
6. Лес : деревья = библиотека:_____________________ ?(город, здания, книги, библиотекарь, театр)
7. Бежать : стоять = кричать:______________________ ?(ползать, молчать, шуметь, звать, плакать)
8. Утро : ночь = зима:____________________________ ?(мороз, день, январь, осень, сани)
9. Волк: пасть = птица:____________________________?(воздух, клюв, соловей, яйцо, пение)
10. Птица : гнездо = человек: _______________________?(люди, рабочий, птенец, дом, разумный)
11. Ухо : слышать = зубы:_________________________ ?(видеть, лечить, жевать, рот, белые)
12. Корова : теленок = лошадь: _____________________?(овес, конюшня, жеребенок, конь, повозка)
13. Вода: трубы = электричество:____________________ ?(телевизор, провода, свет, выключатель, электрик)
14. Собака: шерсть = рыба:_________________________ ?(селедка, море, плавники, чешуя, удочка)
15. Вход: выход = начало:___________________________ ?(длина, конец, очередь, старт, продолжение)
4. Упражнение «Продолжи числовой ряд»1). 2, 4, 6, 8, ... (10, 12)
2). 1, 4, 7, 10, ... (13, 16)
3). 21, 17, 13, 9, ... (5, 1)
4). 5, 10, 15, 20, ... (25, 30)
5). 9, 1, 7, 1, 5, 1, ... (3,1)
6). 1, 1, 3, 3, 5, 5, ... (7,7)
7). 4, 5, 8, 9, 12, 13, ... (16, 17)
8). 25, 25, 21, 21, 17, 17, ... (13, 13)
9). 21, 18, 16, 13, 11, 8, ... (6,3)
10). 12, 14, 13, 15, 14, 16, ... (15, 17)
11). 3, 4, 6, 9, 13, ... (18, 24)
12). 15, 16, 14, 17, 13, 18, ... (12, 19)
13). 21, 18, 16, 15, 12, 10, ... (9, 6)
14). 4, 8, 10, 20, 22, 44, ... (46, 92) 15.8, 7, 10, 9, 12, 11, ... (14,13)
5. Упражнение «Дорисуй девятое»
6. Гимнастика для глаз. Глазками рисуем восьмерки – вправо, влево, вверх, вниз.
7. Упражнение «Продолжи логический ряд»
8.Упражнение «Сходство и различие»
1. Утро — вечер
2. Корова — лошадь
3. Летчик — танкист
4. Лыжи – коньки
5. Трамвай – автобус
6. Озеро – река
7. Дождь – снег
8. Поезд – самолет
9. Яблоко – груша
10. Ворона – воробей 11. Молоко – вода
12. Сани – телега
13. Журавль – курица
14. Дуб – береза
15. Голод – жажда
16. Пейзаж – портрет
17. Обман – ошибка
18. Удача – достижение
19. Луна – солнце
20. Изба – конура
9.Упражнение «Противоположное слово»1. День — (ночь)
2. Черный — (белый)
3. Высокий — (низкий)
4. Сырой — (сухой, вареный)
5. Вредный — (полезный)
6. Покупать — (продавать)
7. Победа — (поражение)
8. Тупой — (острый)
9. Глупый — (умный)
10. Исчезать — (появляться)
11. Разжигать — (тушить)
12. Возрастать — (уменьшаться) 13. Веселье — (грусть, уныние)
14. Строить — (разрушать)
15. Работать — (отдыхать)
16. Старт — (финиш)
17. Начало — (конец)
18. Вход — (выход)
19. Холодно — (горячо)
20. Яркий — (тусклый)
21. Горький — (сладкий)
22. Новый — (старый)
23. Глубокий — (мелкий)
24. Здоровый — (больной)
10.Аналитические задачи1. Коля и Вася — два брата. Один из них ходит в детский сад, другой — в школу. Кто из них моложе, если Вася учится во втором классе?
2. Мальвина и Красная Шапочка пили чай с вареньем. Одна девочка пила чай с вишневым вареньем, другая — с клубничным. С каким вареньем пила чай Красная Шапочка, если Мальвина пила чай с клубничным вареньем?
3. Даша и Маша получили в школе пятерки: одна — по математике, другая по чтению. По какому предмету получила пятерку Даша, если Маша получила эту оценку не по математике?
4. Буратино и Пьеро соревновались в меткости. Один из них бросал в цель камушки, другой — шишки. Что бросал в цель Буратино, если Пьеро не бросал шишки?
5. Школьники Дима, Саша и Коля делали к празднику украшения: елочные игрушки и гирлянды. Дима и Саша делали одинаковые украшения, а Дима и Коля — разные. Коля делал игрушки. Что делал Саша?
6. Два друга — Федя и Костя — получили в школе двойку и тройку. Федины родители обычно ругают сына за тройки, а привыкшие к тройкам Костины родители ругают его только за двойки. Кому попадет на этот раз, если известно, что Федя не получил тройку?
11.Рефлексия.
Что было трудно делать? Что легко? Что понравилось?
3. Упражнение «Подбери пару»
1. Песня : композитор = самолет:__________________?(аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель)
2. Школа : обучение = больница:__________________?(доктор, ученик, лечение, учреждение, больной)
3. Песня : глухой = картина:______________________ ?(слепой, художник, рисунок, больной, хромой)
4. Нож: сталь = стол:___________________________ ?(вилка, дерево, стул, пища, скатерть)
5. Паровоз : вагоны = конь:_______________________ ?(поезд, лошадь, овес, телега, конюшня)
6. Лес : деревья = библиотека:_____________________ ?(город, здания, книги, библиотекарь, театр)
7. Бежать : стоять = кричать:______________________ ?(ползать, молчать, шуметь, звать, плакать)8. Утро : ночь = зима:____________________________ ?(мороз, день, январь, осень, сани)
9. Волк: пасть = птица:____________________________?(воздух, клюв, соловей, яйцо, пение)
10. Птица : гнездо = человек: _______________________?(люди, рабочий, птенец, дом, разумный)
11. Ухо : слышать = зубы:_________________________ ?(видеть, лечить, жевать, рот, белые)
12. Корова : теленок = лошадь: _____________________?(овес, конюшня, жеребенок, конь, повозка)
13. Вода: трубы = электричество:____________________ ?(телевизор, провода, свет, выключатель, электрик)
14. Собака: шерсть = рыба:_________________________ ?(селедка, море, плавники, чешуя, удочка)
15. Вход: выход = начало:___________________________ ?(длина, конец, очередь, старт, продолжение)
5. Упражнение «Дорисуй девятое» 7. Упражнение «Продолжи логический ряд»

4. Упражнение «Продолжи числовой ряд»
1). 2, 4, 6, 8, .................................................
2). 1, 4, 7, 10, ... ………………………………
3). 21, 17, 13, 9, ... ……………………………
4). 5, 10, 15, 20, ... ……………………………..
5). 9, 1, 7, 1, 5, 1, ... …………………………..
6). 1, 1, 3, 3, 5, 5, ... …………………………..
7). 4, 5, 8, 9, 12, 13, .......................................
8). 25, 25, 21, 21, 17, 17, ...............................
9). 21, 18, 16, 13, 11, 8, ... ……………………
10). 12, 14, 13, 15, 14, 16, ..............................
11). 3, 4, 6, 9, 13, ... …………………………..
12). 15, 16, 14, 17, 13, 18, ... …………………..
13). 21, 18, 16, 15, 12, 10, ..............................
14). 4, 8, 10, 20, 22, 44, ..................................
15).8, 7, 10, 9, 12, 11, ... ………………………..
4. Упражнение «Продолжи числовой ряд»
1). 2, 4, 6, 8, ... …………………………..
2). 1, 4, 7, 10, ... ……………………………….
3). 21, 17, 13, 9, ... …………………………….
4). 5, 10, 15, 20, ... …………………………
5). 9, 1, 7, 1, 5, 1, ... ……………………..
6). 1, 1, 3, 3, 5, 5, ........................................
7). 4, 5, 8, 9, 12, 13, ... …………………….
8). 25, 25, 21, 21, 17, 17, ............................
9). 21, 18, 16, 13, 11, 8, ..............................
10). 12, 14, 13, 15, 14, 16, ... ……………….
11). 3, 4, 6, 9, 13, ... …………………………
12). 15, 16, 14, 17, 13, 18, ...........................
13). 21, 18, 16, 15, 12, 10, ... ………………
14). 4, 8, 10, 20, 22, 44, ... ……………………
15).8, 7, 10, 9, 12, 11, ………………………..
4. Упражнение «Продолжи числовой ряд»
1). 2, 4, 6, 8, ...................................................
2). 1, 4, 7, 10, ..............................................
3). 21, 17, 13, 9, ................................................
4). 5, 10, 15, 20, ... …………………………….
5). 9, 1, 7, 1, 5, 1, ...........................................
6). 1, 1, 3, 3, 5, 5, ... ……………………………
7). 4, 5, 8, 9, 12, 13, ... ……………………….
8). 25, 25, 21, 21, 17, 17, ..............................
9). 21, 18, 16, 13, 11, 8, ..................................
10). 12, 14, 13, 15, 14, 16, ... ……………….
11). 3, 4, 6, 9, 13, ... ……………………..
12). 15, 16, 14, 17, 13, 18, ..............................
13). 21, 18, 16, 15, 12, 10, .........................
14). 4, 8, 10, 20, 22, 44, ... ………………..
15).8, 7, 10, 9, 12, 11, ... ………………………
4. Упражнение «Продолжи числовой ряд»
1). 2, 4, 6, 8, ....................................................
2). 1, 4, 7, 10, ... ………………………………
3). 21, 17, 13, 9, .......................................
4). 5, 10, 15, 20, ... ……………………….
5). 9, 1, 7, 1, 5, 1, ... ………………………….
6). 1, 1, 3, 3, 5, 5, ... ……………………….
7). 4, 5, 8, 9, 12, 13, ....................................
8). 25, 25, 21, 21, 17, 17, ...............................
9). 21, 18, 16, 13, 11, 8, ...............................
10). 12, 14, 13, 15, 14, 16, ... ……………..
11). 3, 4, 6, 9, 13, ... ………………………
12). 15, 16, 14, 17, 13, 18, ... ……………..
13). 21, 18, 16, 15, 12, 10, .........................
14). 4, 8, 10, 20, 22, 44, ... ………………….
15).8, 7, 10, 9, 12, 11, ....................................