Использование дистанционных образовательных технологий при изучении химии


Использование дистанционных образовательных технологий
при изучении химии
Борисова С.П., учитель химии,
МАОУ СОШ №4,
г.Новый Уренгой, ЯНАО
В информационном обществе в роли ведущих требований при оценке уровня подготовки выпускников выступают ключевые компетентности. Под компетентностью понимается общая способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению. Компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести:
Информационно-коммуникативные, Селевко Г.К.
Интернет-технологии, Селевко Г.К.
Мультимедийная технология.
Дистанционные образовательные технологии.
Формированию информационно-коммуникативных компетентностей способствует применение интерактивного комплекса, ресурсов Интернета.
Модернизация общего образования требует от учителя высокого уровня преподавания с использованием различных методик и технологий обучения. В условиях вариативности и разноуровневости образования умение применять инновационные технологии и их элементы помогают преподавателю добиваться высокого качества обучения. Они способствуют рациональному проектированию учебного процесса и эффективной реализации намеченных целей и задач обучения.
Современное обучение невозможно без использования информационных, дистанционных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира. С 2009-2010 учебного года для повышения познавательной деятельности учащихся применяю Электронные образовательные ресурсы нового поколения «ОМС». Данные ЭОР уникальны и позволяют организовать работу не только на уроке, но и во внеурочное время. Например, можно теперь задавать лабораторные работы в качестве домашнего задания и учащиеся их с интересом выполняют виртуально.
Электронные образовательные ресурсы нового поколения эффективны при изучении нового материала: содержат голосовое сопровождение материала, разнообразные интерактивные задания, видеоопыты, тестовые задания.
Использование ЦОР и ЭОР предоставляет учащимся: доступ к нетрадиционным источникам информации; повышение эффективности самостоятельной работы; появляются совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, способствуют повышению качества знаний, реализации творческого потенциала учащихся и преподавателя.
ИКТ интересны и тем, что данные технологии постоянно развиваются. Познакомилась и внедряю на практике методику web – квестов. Данная методика универсальна и очень проста, для ее применения необходим лишь компьютер с выходом в Интернет.
Web – квесты представляют собой мини – проекты, основанные на поиске информации в сети Интернет.
Алгоритм работы с web – квестом отражает последовательность мыслительных операций в процессе исследовательско–ориентированной деятельности: постановка проблемы, ознакомление с заданиями web – квестов, выполнение задания на основе ресурсов сети Интернет, оформление работы, обсуждение результатов деятельности.
Задания web – квестов представляют собой отдельные блоки вопросов и перечни адресов сайтов в Интернете, где можно получить необходимую информацию.
Учащиеся знакомятся с заданиями web – квестов, выполняют задания на основе ресурсов Интернета, оформляют результаты деятельности в виде презентации Power Point.
Вопросы web – квестов подбираются учителем так, чтобы на них не было прямого ответа в учебнике, чтобы при посещении сайта ученик был вынужден произвести отбор материала, выделив главное из той информации, которую он находит. Работа над вопросами должна углублять знания учащихся, расширять их кругозор и развивать эрудицию.
В ходе выполнения задания ученики по согласованию с учителем могут расширить рамки своей работы. Весь накопленный материал (в том числе необходимые для презентации рисунки, схемы, уравнения реакций) учащиеся помещают в созданные ими папки.
На этапе оформления работы ученики отбирают из накопленного материала самую значимую информацию и представляют её в виде презентации Power Point.
Учитель выполняет роль консультанта, поскольку надо научить каждого правильно и достойно представить результаты своей деятельности. Это конструктивный подход к обучению. Ученики не только собирают и систематизируют информацию, полученную не от учителя, а из Интернета, они направляют свою деятельность на поставленную перед ними задачу. Интернет здесь является средством, которое делает урок более продуктивным, а работа учащихся превращается в творчество.
Например: домашнее задание по теме «Соли серной кислоты», 9 класс: выполните задание по web-квесту:
Это интересно
…в заливе Кара-Богаз-Гол в воде содержится 30% глауберовой соли при температуре +5°С эта соль выпадает в виде белого осадка, как снег, а с наступлением тёплого времени соль снова растворяется. Так как в этом заливе глауберова соль то появляется, то исчезает, она была названа мирабилитом, что означает «удивительная соль». Какая формула мирабилита?
Почему можно перевозить концентрированную серную кислоту в стальных цистернах?
Реагирует ли концентрированная серная кислота с неметаллами? Докажите.
Что такое олеум?
Как образуются «кислотные дожди»?
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0http://www.schoolchemistry.by.ru/katalog/sernayakislota.htmhttp://school-collection.edu.ru/Единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал основной формой итоговой государственной аттестации всех выпускников школ Российской Федерации, инструментом, с помощью которого можно оценить знания обучающихся. По результатам ЕГЭ осуществляется приём абитуриентов во все российские ВУЗы.
Как подготовить ученика к успешной сдаче ЕГЭ? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет на ЕГЭ?
Я работаю в общеобразовательных классах. Изучение химии в нашей школе идет на базовом уровне. Известно, что заниматься учащийся начинает в основном за год до проведения экзамена, в лучшем случае за два. Бывают даже случаи, что, к сожалению, не редкость, когда родители ребенка «хватаются за голову» за несколько месяцев до экзамена. Для того чтобы помочь ученикам качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ использую возможности дистанционного обучения.
У дистанционного обучения есть свои положительные стороны. Обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию более яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия ученика и учителя. Доступность и открытость обучения - возможность учиться удаленно от места обучения, не покидая свой дом. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, совмещая с основной деятельностью. Обучение в любом месте в любое время позволяет выработать индивидуальный график обучения.
Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер, оно более гибкое, так как обучающийся сам определяет темп обучения, может по несколько раз возвращаться к отдельным урокам, тестам, заданиям. Такая система обучения заставляет заниматься самостоятельно и получать навыки самообразования и самоконтроля.
Направления дистанционного обучения школьников:
углубленное изучение тем, разделов школьной программы или вне школьного курса;
ликвидация пробелов в знаниях, умениях учащихся по определенным темам;
подготовка учащихся, не имеющих возможности посещать школу в течение какого-то периода времени;
дополнительное образование по интересам;
подготовка учащихся к экзаменам.
Для создания и функционирования информационно-образовательной среды использую платформу АИС «Сетевой город. Образование» и образовательный портал для подготовке к экзаменам "Решу ЕГЭ". Эти системы имеют все необходимые средства для реализации дистанционного обучения, включая:
авторизированный доступ пользователей в систему;
средства коммуникации, в том числе личные сообщения и форумы;
базы данных преподавателей, обучающихся, информационных и учебных материалов;
средства размещения информационных и учебных материалов;
электронные журналы успеваемости обучающихся;
средства совместной проектной деятельности обучающихся, например, сервис Wiki (вики), портфолио проектов;
средства контроля выполнения заданий обучающимися, в том числе тестирование.
Кроме АИС и "Решу ЕГЭ". при использовании ДОТ используем вспомогательные технологии и средства:
видеоконференцсвязь, например, систему TrueConf или Skype;
сервисы социальных сетей,
сайт школы или учителя.
Механизм организации дистанционного обучения на сайте "Решу ЕГЭ":
Учитель составляет тест из необходимого количества случайно выбранных системой заданий по той или иной теме. Можно так же создать тест из подобранных заданий, указав их номера по каталогу  или добавив в систему свои собственные задания.
Для каждой работы система выдает индивидуальную ссылку, содержащую номер варианта, который учитель сообщает учащимся. Учащиеся (дома или в школе) вводят полученную ссылку, проходят тестирование и сохраняют результаты.
Можно заранее создать группу учащихся и добавить в них учащихся, зная их логины (электронные адреса) в системе. Но необходимости предварительно вводить в систему фамилии и имена учащихся нет: их результаты появятся в системе автоматически, как только они выполнят и сохранят составленную учителем работу.
Система автоматически проверяет решения заданий частей А и В, а также выводит на экран учителю загруженные учащимися решения заданий части С. Учитель может просмотреть, оценить и прокомментировать их.
Сводные результаты выполнения работ по каждой созданной учителем группе учащихся автоматически заносятся в классный журнал. Если учащиеся несколько раз выполнят одну и ту же работу, в журнал будут внесены все их результаты. Результаты можно экспортировать в электронные таблицы Эксель.
Результативность и эффективность дистанционного обучения при подготовке к ЕГЭ:
Повышение среднего балла ЕГЭ по химии с 52,8 (2014г) до 61,86 (2015г.).
Совершенствование информационно-коммуникативных компетентностей учащихся и педагогов.
Развитие самостоятельности и самосовершенствования.
Список литературы
1. Подкасистый П.И., Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения //Педагогика.- 1999 г., №6.
2. Храмова М.В., Александрова Н.А., Голубцов Н.В. Разработка дистанционных курсов в системе «Мооdle» .- Саратов, ИЦ «Рата», 2009 г.
3. Сборник трудов участников конференции «Информационные технологии в общем образовании» Саратов-2010.Саратов: изд-во ГОУ ДПО»СарИПКиПРО», 2010 г.
4. Теория и практика дистанционного обучения /Под ред. Е.С. Полат. – М. «Академия», 2004 г.