Организация работы по использованию здоровьесберегающих технологий в процессе дистанционного обучения детей с ОВЗ


Организация работы по использованию здоровьесберегающих технологий в процессе дистанционного обучения детей с ОВЗ.
Современные технологии позволяют осуществлять качественное полное образование детям с особыми образовательными потребностями и помочь им реализовать свои потенциальные возможности с помощью дистанционной формы обучения. Дистанционные технологии активизируют познавательную деятельность обучения, формируют и развивают навыки самостоятельной работы, стимулируют самообразование. Важно, что дистанционная форма обучения способствует созданию безбарьерной среды для детей с ОВЗ и реализации возможности общаться в программе «Skype» видео – и аудиочатах, находить новых друзей, что способствует развитию качеств личности, позволяющих  адаптироваться в нашем социуме и быть на равных со здоровыми детьми.
Дистанционное обучение в Рязанской области осуществляет ОГБОУ « Центр образования «Дистанционные технологии».
В Спасском филиале ОГБОУ «ЦОДТ» согласно данным ПМПК категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная и неоднородная по составу. Большую часть обучающихся составляют дети с различными формами соматических заболеваний: заболеваниями почек, бронхиальная астма, гемофилия и др. Небольшую группу составляют учащиеся с нарушением слуха и НОДА.
При организации и реализация дистанционного обучения необходима сплоченность действий  специалистов разных областей: медицины, психологии, дефектологии, коррекционной педагогики, методического сопровождения процесса дистанционного обучения, технических служб. Нельзя не учитывать тот факт, что в статье 51 Федерального закона «Об образовании» здоровье детей отнесено к приоритетному направлению социальной политики в области образования. Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, т.к. согласно определению Всемирной организации здоровье представляет собой «состояние полного ,физического ,духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья учащихся в деятельности дистанционного образования необходимо внедрять здоровьесберегающие технологии.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
 Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяет снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько задач: обеспечить психологическую разгрузку учеников, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности. Введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей и конечно же воспитательным целям.
 Создание благоприятного психологического климата на уроке
Очень важным компонентом дистанционного обучения является психологический комфорт учащегося во время урока. Спокойное, доброжелательное изложение материала, положительная реакция педагога на желание ученика выразить свою точку зрения, искренняя заинтерисованность к каждому высказыванию обучающегося, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, небольшое историческое отступление, уместный юмор помогут раскрытию творческих способностей учащихся и снизить их утомление на уроке. Психологический комфорт  и эмоциональный позитив положительно влияет на качество освоенных знаний и умений обучающихся. По окончании дистанционного урока ученик прощается с учителем как правило с хорошим настроением (если не мешало плохое самочувствие), потому как в течение времени проведения урока отрицательные факторы практически отсутствовали.
Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.
 Технологии личностно-ориентированного обучения
Данные технологии учитывают особенности каждого ученика и направленные на более полное раскрытие его потенциальных возможностей. К технологиям личностно-ориентированного обучения можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, разнообразные игровые технологии.
Личностно - ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности это:
 создание положительного эмоционального климата на всем протяжении дистанционного урока;
 использование проблемных творческих заданий;
 стимулирование учеников к самостоятельному выбору и применению разных способов выполнения заданий;
 рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Проведение дистанционного урока с позиции здоровьесбереженияПедагогу в организации и проведении дистанционного урока рекомендуется принять во внимание:
 Гигиенические условия домашней обстановки: температуру и свежесть воздуха, степень освещенности, отсутствие отвлекающих звуковых раздражителей и т.п. (совместно с законными представителями). Утомляемость учащихся зависит и от этих факторов;
 Число видов учебной деятельности, используемых педагогам. К  их числу относятся: опрос учащихся, рассказ, слушание, письмо ,чтение, ответы на вопросы ,решение примеров, задач, практические занятия, видео, медиа-материалы. Допустимо использовать 4-7 видов за дистанционный урок. Монотонность и однообразность урока не повышает интерес ученика к процессу дистанционного обучения, но нужно помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
 Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма 7-10 минут.
 Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма – не менее трех за урок. Чередование видов преподавания - не позже чем через 10-15 минут.
 Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. Это  методы свободного выбора (свободная беседа, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, дискуссия и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций общения, самооценки) и др. Умение учителя использовать возможности показа медиаматериала для привития интереса к познавательным программам, обсуждения, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
 Позы учащихся и их чередование в зависимости от заболевания и от характера выполняемой работы ( чем более комфортная психологическая обстановка на уроке, тем более естественная не скованная поза учащегося
 Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью дистанционного урока с детьми с ОВЗ. Педагог в своем арсенале средств  просто обязан иметь достаточное количество комплексов упражнений, проводя которые обязательно необходимо учитывать педагогу: заболевание ребенка, его самочуствие, настроение и желание их выполнять.
 Положительной оценки заслуживает включение в содержательную частьдистанционного урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителем выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев педагогического профессионализма.
 Наличие у учащегося мотивации к учебной деятельности на дистанционном уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активизации, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.
 Благоприятный психологический климат на дистанционном уроке, который служит одним из показателем успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных учеником и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
 Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток и.т.д.
 Момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности.
Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений учащихся в процессе учебной работы.
 Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность  задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, похвалить ученика за работу на уроке и попрощаться.
Согласно Уставу ОГБОУ «ЦОДТ» обязательным элементом здоровьесбережения при дистанционной форме обучения является ограничение времени занятий:
По учебному плану количество часов в неделю в 5-6 классах – 17ч., в 7-8 классах – 18 ч., в 9 классах – 20ч., в 10-11 классах – 21ч.
Продолжительность урока в среднем и старшем звеньях - 40 минут, перемены – 20 минут.
Расписание уроков составляется совместно с родителями (законными представителями) с учетом заболевания ребенка.
Обязательным элементом здоровьесбережения  в дистанционном обучении является ограничение времени занятий по предметным областям.
Применение здоровъесберегающих технологий необходимо как в процессе учебной работы, так и во внеурочное время. При составлении плана воспитательной работы в Спасском филиале учитываются особенности развития обучающихся и включаются мероприятия просветительского, профилактического и спортивно-оздоровительного направлений:
- Беседа по технике безопасности дома, на улице, в лесу и на водоеме;
- Уборка территории вокруг школы;
- Классный час «Техника безопасности при работе на ПК»;
- Беседа «Здоровый образ жизни — залог долголетия!»
- 1- декабря – День борьбы со СПИДом (Кл. часы, беседы, лекции специалистов);
- Беседа со школьным психологом;
- Кл. час «Зимние травмы. Как их избежать»;
- Дни здоровья;
-« Полезные советы при подготовке к экзаменам. Преодоление страха.»;- Участие во Всероссийском экологическом субботнике. Выпуск бюллетеней (20 апреля);
- «Гиггиена и здоровье»;
- Осторожно, грипп!».