Интегрированный урок Поэзия Абая Кунанбаева. Времена года


Карагандинская область, Осакаровский район
КГУ «Средняя школа № 13 села Озёрное»
Учитель: Трибунская И.В
4 класс
Интегрированный урок, посвященный творчеству Абая Кунанбаева,
в рамках социально-педагогического проекта «Чтение в радость»
Тема: поэзия Абая Кунанбаева. Времена года.
Цель: расширить знания учащихся о произведениях Абая Кунанбаева, посвящённых временам года.
Задачи:
Совершенствовать навыки устной речи, чтения, письма и аудирования.
Развивать уважение и интерес к творчеству Абая Кунанбаева, критическое мышление учащихся, интеллектуальные и творческие способности школьников.
Воспитывать у учащихся познавательный интерес к окружающему миру, любовь к природе.
Ожидаемый результат:
- знаю стихотворения Абая Кунанбаева, посвящённые временам года
- умею декламировать на трёх языках, производить анализ стихотворений
- применяю полученные навыки в составлении коллажа, синквейна по данным произведениям
Ход мероприятия
Приветствие на трёх языках.
Қайырлы күн! Добрый день! Сегодня на уроке литературы нас ждёт увлекательное путешествие. Берём с собой хорошее настроение, прекрасное поведение и необходимые знания. Good day, my dear friends!
Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Зеленоглаза, весела,
Девица – красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится:
Зелень – листьям,
Нам – тепло,
Волшебство, чтоб всё цвело,
Вслед ей прилетели птицы
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Это девица - … (Весна) Произнесите слово «весна» на казахском и английском языках. Действительно речь пойдёт о весне. Что для вас значит это время года? Какое чувство возникло, когда вы услашали слово «Весна»? (Радостное, весёлое, светлое)
Я приглашаю вас всех встать в круг радости. Общение человека с человеком начинается с приветствия, и, поэтому важно поздороваться друг с другом тепло и доброжелательно. Какие ассоциации у вас вызывает слово «Весна». Круг радости «Ассоциация к слову ВЕСНА». Как хорошо вы говорили о весне. Действительно, весной возникает радостное, весёлое настроение. Ведь именно весной начинают петь птицы, журчат ручьи, расцветают подснежники.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим себе!
К уроку готовы? Тогда – за работу!
Удачи желаю всем вам!
Деление на группы. «весна, жаз, winter». Предлагаем вам выбрать понравившуюся вам картинку и садитесь в ту группу, которой соответствует картинка (цветок, лист, снежинка). Повторить правила работы в группах, распределение ролей (лидер, спикер, секретарь, наблюдатель, хранитель времени); (будь вежливым, уважай других, говори четко, правильно, кратко, не перебивай других).
Стадия вызова:
Today we are going to talk about a great Kazakh writer and poet Abai Kunanbaev. Каждый год мы говорим о творчестве этого великого казахского поэта, композитора, мыслителя нашего народа.
Эпиграфом урока у нас сегодня будут слова казахского поэта Абая Кунанбаева:
Эпиграф: Искусство правдиво тогда, когда оно слито с правдой жизни.
Абай Кунанбаев- Как вы понимаете эти строки?
(это творческое отношение, воспроизведение действительности в художественных образах, одно из средств различения доброго и злого)
Қазақ халқының ұлы ақыны ойшыл ғұламасына арналған сыныптан тыс –іс шараны бастайық.
Асыл сөзді іздесең,
Абайды оқы ерінбе.
Адамдықты іздесең,
Жаттап тоқы көңілге.
-А о чём сегодня пойдёт речь, вы скажете сами, рассмотрев вот эти иллюстрации. (Репродукции картин родного края. Времена года (весна, лето, осень, зима). Назовите каждую картину по временам года на трёх языках.
Каждое время года прекрасно по-своему. Абай Кунанбаев каждому из них посвятил прекрасные строки и теперь мы можем изучать эти произведения на уроках казахского языка, литературы, английского языка. Давайте прослушаем отрывки из произведений на трёх языках.
-Чтобы передать замысел поэта, нужно стихотворение прочитать выразительно. А что это значит? Ребята, сегодня мы будем не только учиться читать выразительно стихотворения, но и в течение всего урока будем трудиться творчески. 
-Для того, чтобы провести самооценивание, взаимооценивание, нам необходимы критерии оценивания. С критериями оценивания на данном занятии вы можете познакомиться посмотрев на слайды и на листы оценивания, которые лежат у вас на столах. По этим критериям вы будете оценивать работу на занятии смайликами.
Критерии оценивания (ученики составляют сами):
Критерии оценивания весна Жаз- лето Winter зима
выразительность правильность эмоциональность Оценка спикеру Ал енді балалар сендер өздеріңнің өлеңдеріңді оқып шығыңдар.
You know, Abai wrote poems devoted to seasons. Could you recite them?
Дети читают стихи на трёх языках.
Каждая группа оценивает выступающих, и даёт само- и взаимооценку- Какую картину рисует поэт в стихотворении?
- Какие строчки вам особенно понравились? Зачитайте.
Теперь я вам предлагаю ещё раз выразительно прочитать стихотворение. Работать вы будете в своей группе. Каждый должен будет выразительно прочитать стихотворение. Вы внимательно слушаете друг друга.
Вопросы:
-Что читали?
- О каком времени года пишется в стихотворении?
- Какое настроение у вас после прочтения стихотворения?
1) Какая осень у Абая? Серая, покрытая туманом, печальная. Деревья голые)2) Какая весна у Абая? ( веселая, радостная, теплая )3) Какое лето? ( Богато цветами, травами. Все тихо и спокойно. Жарко)- Мы знаем Абай посвятил природе не только стихи, но и свои песни.Вопрос:1. Какова общая тема стихотворений Абая «Зима», «Осень», «Весна», «Лето»?(о природе)
Осмысление
Составьте синквейн.
В истории казахской литературы Абай занял почетное место, обогатив казахское стихосложение новыми размерами и рифмами. Он ввел новые стихотворные формы: восьмистишья – это стихотворение состоящее из куплетов по 8 строк, шестистишья – по 6 строк вместо привычных четырёх строк.
Наверное, вы согласитесь, что литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы – это волшебники. И у каждого из них есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумываешься в слово – не поймешь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. А вы внимательные читатели?
Предлагаю вашему вниманию составить пятистишие Синквейн по временам года. (Вспомним, что такое синквейн и как он строится.)
Презентация работ по желанию, выступление спикера группы. Чей синквейн вам понравился больше? Почему?
Критерии оценивания (ученики составляют сами):
Критерии оценивания весна Жаз- лето Winter зима
выразительность правильность эмоциональность Оценка спикеру Физминутка
А сейчас, мы немножко отдохнем и я предлагаю вам побыть подснежниками.
Вот подснежники проснулись, (Встают и потирают глаза.)
Улыбнулись, потянулись. ( Улыбаются и потягиваются.)
Раз – росой они умылись. ( Умываются.)
Два – изящно покружились. ( Кружатся.)
Три - нагнулись и присели. (Наклоняются и приседают.)
И на солнце поглядели. ( Поднимают голову вверх.)
Молодцы! Вы были настоящими цветочками. Влево-вправо повернись и в ребяток превратись!
Буриме. (составить своё стихотворение) Раздаются критерии оценивания. Выступление спикера. Оценивание работ.
Критерии оценивания (ученики составляют сами):
Критерии оценивания весна Жаз- лето Winter зима
выразительность правильность эмоциональность Оценка спикеру - У Абая природа существует не сама по себе, а тесно связана с человеком и его бытом, что является особенностью лирики поэта.
- Двигаясь от мира природы к миру людей, поэт сосредотачивает своё внимание на человеке, его окружении.
Творческая работа
А сейчас, ребята, я предлагаю вам побыть поэтами. Это очень нелёгкая работа. Поэтому я решила облегчить вам задачу и дать уже готовое стихотворение. Но не всё так просто. В стихотворении все строчки перемешались. Вам нужно из предложенных фраз восстановить отрывок из стихотворения Абая и объяснить, как автор показывает связь природы с человеком.
Автор стихотворения: Абай КунанбаевПеревод стихотворения: Л.Шубин
(отрывок)
На верблюдах товары / привозит купец,У хозяев двоятся / отары овец;Тяжек труд у крестьян /- пахота и посев,Но земля им сторицей / воздаст под конец.
Молодцы, справились с заданием.
Презентация работ, выступление спикера. Оценивание.
Критерии оценивания (ученики составляют сами):
Критерии оценивания весна Жаз- лето Winter зима
выразительность правильность эмоциональность Оценка спикеру 3. -Вы заметили, что в стихотворениях Абая природа как бы приложена к человеку: все картины мира человека – это яркие живые сценки бытового содержания.
-У вас на столах лежат листы, маркеры, картинки, ваша задача составить коллаж по временам года и защитить на трёх языках.
Составьте из предложенных элементов коллаж и расскажите о предложенном времени года.
Презентация работ. (могут выйти все). Оценивание «Фейерверк».
-Подведём итоги нашего оценивания. Каждая группа оценивала друг друга, посмотрите на критерии оценивания и сделайте вывод о работе вашей группы и других групп. (покажите свои листы оценивания)
Д/з Читать стихотворение выразительно, по желанию – выучить наизусть, а можно сочинить своё стихотворение.
Рефлексия
Возвращение к эпиграфу.
-Как сейчас вы понимаете слова Абая? Что изменилось?
Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, - неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете.
Покуда есть на свете человечество, до тех пор будет и искусство.
Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскании этого идеала, - рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью.
– Вы знаете, ребята, что литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. Художник кистью создал образы времён года, композитор – музыкой, поэт делает это по - своему.
-Сегодня на уроке мы рассмотрели с вами образы в разных видах искусства и познакомились со стихотворениями Абая Кунанбаева. 
-На протяжении всего урока мы говорили о временах года, звуках, которые мы слышим, о настроении.
-Ребята, у кого на протяжении всего урока было хорошее, бодрое настроение и ему понравился урок – «посадите на поляну» красный цветок, а у кого из вас осталось прежнее настроение, урок казался обычным – «посадите на поляну» жёлтый цветок.
-Ребята, посмотрите, несмотря на то, что у вас было разное настроение, поляна наша получилась яркой, радостной и по-весеннему тёплой.
Спасибо вам за урок!