План-конспект урока русского языка на тему Понятие о деепричастии (7 класс)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Понятие о деепричастии
(Тема урока)


ФИО (полностью)
Ларионова Светлана Анатольевна


Место работы
МБОУ СОШ с. Братовщина


Должность
учитель


Предмет
Русский язык


Класс
7


Тема и номер урока в теме
Понятие о деепричастии. Урок №1


Базовый учебник
Учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9 кл.». В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 7 класс»/ под ред. С.Н. Пименовой


Цель урока: Дать понятие о деепричастии как самостоятельной части речи
9. Задачи:
- обучающие:
- сформировать представление о деепричастии как самостоятельной части речи, морфологических и синтаксических признаках, нормах употребления в речи;
- совершенствовать умения и навыки самостоятельного извлечения научной информации, выделение важных смысловых фрагментов;
-развивающие:
- развивать речь обучающихся через совершенствование умений самостоятельно строить научные определения, умение строить текст, употребляя деепричастия
-воспитательные:
- воспитывать интерес к родному языку
Тип урока Урок ознакомления с новым материалом
Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийное оборудование







СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)


1
2
3
5
6
7

1.
Организационный момент











1мин

2.
Актуализация знаний

Выразительное чтение текста (имеется у каждого обучающегося)
Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрная грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими ёлочками, он подпрыгнул на своём высоком мостике, показав своё белое, чистейшее бельё подхвостья и крикнул: "Чуф! Ши!"М.Пришвин
Определите тему, основную мысль, (красавец тетерев)
Определите стиль текста, назовите его приметы
Какими морфологическими средствами выразительности пользуется автор?


Наблюдение над текстом, ответы на вопросы
























эпитеты: синяя, чёрного, радужное; метафоры: загорелся огненным цветком, чистейшее бельё; сравнение: как мостик)



(прилагательные-эпитеты позволяют создать красочный образ, глаголы - передать действие тетерева)
8мин

3.
Введение в
тему урока

















































































1) Какие действия совершает тетерев?


Какие слова похожи на глаголы?






Чем похожи на глаголы и чем отличаются? От каких слов зависят?


2) Сообщение темы и целей урока

Ответы на вопросы:
Работа у доски
(2 –у доски)
1 -Выписать глаголы (Сел, стал расцветать, подпрыгнул, крикнул) -глаголы
2- слова, похожие на глаголы
Устроившись, завидев, показав -?
Похожи: обозначают действие, но у них нет привычных окончаний глаголов.

3-5 мин.

4.
Открытие нового знания

































Понятие о деепричастии. И
№1
(сцена 1)


























Понятие о деепричастии. И
№1
(сцена 2)




1. Демонстрация модуля
2. Организация работы над предложением:
Какое действие главное, основное?
Каким членом предложения является?
Какое добавочное? Как поставить вопрос к деепричастию? Изменяется ли слово?
Каким членом предложения является?









3) Демонстрация ЦОР





4) Демонстрация таблицы «Суффиксы деепричастий»






1) Наблюдение над предложением (на доске)
Устроившись, стал расцветать.

Схематическое отображение ответов на вопросы в предложении

Формулирование определения деепричастия









Составление схемы «Признаки глагола и наречия у деепричастия»



Работа с таблицей.

Работа с упр. 218 (устно)
12мин

5.
Первичное осмысление и закрепление знаний



























Интерактивное задание "Признаки глагола и наречия у деепричастия" (N 139856)
№2


Интерактивный текст с заданием "Возвратные деепричастия" (N 140130)
№3

Организация закрепления:

Организация работы с учебником
«Теория П. 141, 142»
«Практика» упр.214



2) Организация работы у доски и в тетрадях:
Образуйте от данных глаголов деепричастия с помощью суффиксов:
Показать-
Бегать-
Сделать-
Жечь-
Шить-
Знать –


3) Организация работы с интерактивным заданием



Самостоятельное чтение

Анализ схемы



2) 1 обучающийся выполняет работу у доски, остальные – в тетрадях








Выполнение интерактивного задания
10-12 мин

6.
Подведение итогов урока

С какой частью речи познакомились?
Каковы её основные признаки?
Формулирование определения правила
2-3 мин


Постановка домашнего задания

П. 141, 142 «Теория»
Упр.224 «Практика»

1-2 мин









Приложение к плану-конспекту урока
Понятие о деепричастии
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.
Понятие о деепричастии.
№1
(сцена 1)
И- тип
Информационный модуль
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


2
Интерактивное задание "Признаки глагола и наречия у деепричастия" (N 139856)

П-тип
Интерактивный текст с заданием
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


3
Интерактивный текст с заданием "Возвратные деепричастия" (N 140130)

П-тип

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










15