Урок внеклассного чтения «О творчестве Абая Кунанбаева и Александра Пушкина»

I. У каждого народа есть великие люди, которыми гордится человечество.

По Пушкину узнают Россию (музыкальное сопровождение), гордостью казахского народа – великий Абай (показ портрета).

Абай любим и чтим казахским народом. Решением Юнеско

более 100 стран мира отметили юбилей, в числе этих государств Китай, Турция, Франция.

Свой, не совсем обычный урок, мы посвящаем великому сыну

казахского народа Ибрагиму Кунанбаеву, которого ласково

прозвали Абай.

Группа ребят подготовила выступление об удивительном человеке,

который для своего времени казался загадкой (Биография).

- Что вам ещё известно о казахском поэте?

- Абай кроме родного языка знал арабский, персидский и русский

язык. Читал и переводил стихи Пушкина и Лермонтова в оригинале

( на русском языке, без перевода).

Абай был не только автором слов и музыки своих песен, но и их

исполнителем – музыкантом и певцом
(Сегодня услышите “Соловьиную трель”).

Абай учил в русской школе не только своих детей, но и детей, необеспеченных родителей из аулов.


Девушки из родных аулов Абая, выходя замуж, увозили в числе приданного

рукописные наставления, заповеди (правила очень важные для человека) Абая.

К заповедям мы ещё вернёмся на уроке.

Главным в человеке Абай считал справедливость, доброту и любовь.

Теплеет сердце, если речь легка

И слух ласкает красота речений

А если речь певца засорена

Словами, чуждыми родному духу, -

Такая песня миру не нужна

Удивительны стихи Абая, но многое они теряют в переводе. Давайте

послушаем, как звучит Абай на казахском языке.
(Стихотворение “Осень”. Показ книг).

Задание: Прослушайте внимательно стихотворение. О каком времени года идёт речь? Как определили? (Изучая казахский язык, вы узнаёте больше новых слов).
Среди имеющихся у вас текстов найти стихотворение на русском языке и подготовьтесь прочитать выразительно.
Стригунок – годовалый жеребёнок, которому обычно подстригают гриву.
С помощью мимики (выражения лица), попытайтесь передать чувства и настроения человека, слушающего стихотворения.
Какие строки взволновали вас? Прочитайте (Ни травы, ни тюльпаны).
Задание (на карточках).
Как А. С. Пушкин передал своё настроение в стихотворении «Осень»? (Леса, берёзы).
Быстро пролетает время. На смену осени приходит какое время года? (ответ хором).
Не читая названия, можно определить о каком времени года рассказывается? (Автор, название, иллюстрация).
По иллюстрации можно определить содержание.
Скатерть бела
Всю землю одела.
Когда это бывает?
Какие Пушкинские строки о зиме запомнили?
Мороз и солнце – день чудесный!
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Самостоятельная работа: Вспомните зимнюю снежинку и попробуйте её вырезать из бумаги (техника безопасности).
Выборочное чтение: - Как Абай Кунанбаев передал своё отношение к зиме? (“Зима”).
Что объединяет Пушкина и Кунанбаева? (Любовь к родному краю).
У каждого народа свои традиции, народное творчество (Ребята подготовили казахские пословицы).
-Цветёт бутон, где прижился.
Джигит силён, где родился.
-Правда с солнцем схожа,
Ибо велика.
И её не может
Закрыть ничья рука.
- Дорогу одолеет тот,
Кто хоть неторопливо, но идёт.
- Кто-то малость отступился,
А другой, над ним смеясь,
Так усердно весилился,
Что и сам свалился в грязь
- Одолеет одного храбрец,
Одолеет тысячу мудрец.
- Что друзьям не пожалеешь
То и обретёшь.
- Лишь в согласии бывало
Счастья всякого начало.
- Хорошая песня нужна
Во все времена
- Мудрец избегает
Тысячу бед.
Глупец попадает
В тысячу бед.
(Смысл отдельных пословиц)
Игра Волчок, карточки с заданием.
А) Рассказать на казахском языке про Абая Кунанбаева
Б) Национальный танец.
В) Баурсаки - национальное блюдо
Выпекали баурсаки традиционно по пятницам
Пятница – день богини любви (греческой Афродиты), это святой день у мусульман. В пятницу необходимо признавать свои ошибки, раскаиваться, вспоминать усопших, угощать гостей баурсаками. (Музыка).
Одно из самых прекрасных времён года – весна.
- Что радует людей весной?
- Солнце всходит раньше.
- Снег тает – бегут ручейки.
- С крыш свисают прозрачные сосульки.
- Птицы прилетают.
- Появляются первые весенние цветы - подснежники.
Прослушайте стихотворение Ибырая Алтынсарина (ученика Абая) “Весна” (видеозапись).
Если бы не знали, чьи эти слова, смогли определить какой национальности автор? Каким образом? (Аул, юрты, верблюды).
Как о весне сказал А. Кунанбаев?
- На какие строки обратили внимание, читая самостоятельно стихотворение.
Абай повторял: “Ты счастлив, сделай счастливыми других”.
Сегодня мы только прикоснулись к творчеству Абая, затронув тему “Времена года”
Быть разумным и добрым, только тогда и принесешь пользу людям – считал Абай. Человеческое счастье для Абая “Соловьиная трель”.
Пять важных правил в жизни соблюдай
И на земле увидишь светлый рай:
В делах мирских не возмущай покой.
Зря не своей головой.
Здоровье береги, как редкий клад.
Живи в достатке, но не будь богат.
И пусть приходит разделить досуг
К тебе надёжный и сердечный друг
Прислушайся к словам Абая.
Итог. О творчестве, какого казахского писателя говорили на уроке? В этом году, сколько лет будут отмечать Абаю?
Оценки. (Оценить самостоятельно)
Ты счастлив – сделай счастливым других
Всё течёт, всё изменяется
Так пусть у вас всё изменится к лучшему.







(Приложение)
Т. Жароков.
У памятника АБАЮ.
Твоя песня летит над нами,
Словно сокол с Чингисских гор.
Ты поэзии нашей знамя,
Слава наших степей и гор.
Лиры пушкинской струн касался
Ты нежнейшей своей рукой.
Ты живым всегда оставался –
С гордо поднятой ввысь рукой.
Не идёт тебе быть из камня,
Так жива твоя мудрость Абай.
Ты поэзии нашей знамя,
Слава нашей земли Абай!
«Простор» №3, 1968 г. С.57








Ибырай Алтынсарин
(1841-1889)
В апреле наступит благодать:
Весенних в небе птиц не сосчитать,
С весёлым гулом мчатся воды с гор,
Земля сосёт тяжёлые снега,
Дыханьем райским полнится простор, благоухают зеленью луга.
Так ярко солнце светит надо мной,
И день, и ночь равным между собой,
Всему живому свет дарит весна,
Всё ожило и полно красоты,
И, как ребёнка, вставшего от сна,
Обвили землю нежные цветы.
Звенят дожди. Туман, клубясь, плывёт.
И человек, как влагу, воздух пьёт,
Как будто жажду утоляет он,
Довольные дети. Бегают с утра
С горы к оврагу Облепили склон.
И катится по склону детвора.

В рост рвётся зелень, радостно дыша,
Трава и высока и хороша.
И люди и животные к ней льнут,
И чтобы каждый славил бытие,
Из рая ветры бережно несут
Земли благоухание своё.

Весна от всех болезней лечит нас
Все веселит хозяйский острый глаз.
У бедняка одна овца была,
Теперь ему на радость стало две:
Вот быстро, словно лёгкая стрела,
Ягнёнок мчится по густой траве.

С зимовки возвращается народ,
И в каждом о весне поёт.
Оставшиеся женщины спешат
В путь дальний снаряжая караван.
Смеются, без умолку говорят,
На лето, покидая зимний стан.





А.С. Пушкин.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора. (Евгений Онегин гл.15).

А.С. Пушкин.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравнялся пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
«Евгений Онегин».
А. С. Пушкин.
Гонимы внешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природой
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Ещё прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
«Евгений Онегин».