Методические рекомендации. Виды упражнений для формирования лексического навыка говорения .

МБОУ Вешкаймская СОШ №2 имени Б.П.Зиновьева













Методические рекомендации.
Виды упражнений для формирования лексического навыка говорения .
Выполнила
учитель немецкого языка
Борисова В.И.















Вешкайма 2013г

Виды упражнений для формирования лексического навыка говорения на этапе тренировки.
После фонетической отработки фраз по теме выполняется ряд тренировочных упражнений. Часть фраз известна учащимся из пройденного курса,
часть является новой лексикой для активного употребления 
Нельзя забывать, что динамика урока зависит главным образом от правильной последовательности компонентов (упражнений). Но при этом важно учитывать два момента: во-первых, соответствие упражнений стадиям процесса формирования навыков и развития умений, во-вторых, соответствие упражнений уровню обучаемых. Следовательно, динамика в уроке будет ощущаться только тогда, когда учитель определит необходимую последовательность упражнений; правильно оценит пригодность отдельных упражнений для данного класса; вовремя уловит момент перехода от одного упражнения к другому.
Цель– обеспечить формирование навыка, то есть, автоматического узнавания нового слова и его соотнесение со значением при дальнейшем чтении. Тренировка учащихся в усвоении слов реализуется при помощи упражнений, упрочивающих семантику новых слов и словосочетаний, образованных на основе смысловой совместимости.
Все лексические упражнения делятся в соответствии с этим на две категории, направленные на:
1) запоминание слова, его семантики в единстве с произносительной и грамматической формой;
2) формирование сочетаний слов смыслового характера.
Упражнения первой категории:
1) назвать изображённые на картинке предметы (примеры в приложении);
2) выбрать из ряда слов, одно слово, не соответствующее данной теме (ситуации) (приложение);
3) образовать с выделенным словом другие предложения по образцу (приложение);
4) дополнить предложения, подходящими по смыслу словами (приложение);
5) употребить в данном предложении синоним (антоним) к выделенному слову;
6) поставить вопрос к высказыванию (приложение);
7) ответить на вопрос, употребив новое слово (приложение);
К этим упражнениям примыкают также упражнения «игры в слова».
Например, игры с элементами кроссворда типа: кто назовёт больше слов на тему; учитель даёт дефиницию, учащиеся должны назвать слово; на доске чертятся клетки, число которых соответствует количеству букв в слове, затем даётся объяснение.
(пример в приложении)
Также же для лучшего запоминания слов можно использовать рифмовки, считалки, песни, содержащие новые слова. (примеры в приложении).
Вторую категорию тренировочных лексических упражнений составляют упражнения в построении сочетаний. Сочетания выстраиваются по законам смысловой совместимости во взаимодействии с грамматическими нормами.
Например, соотнесите слова в двух колонках так, чтобы получились правильные сочетания. (пример в приложении)
- подберите из «разбросанных» слов сочетания (пример в приложении)
- распространите предложения за счёт определений к выделенным существительным, дополнений к глаголам-сказуемым (пример в приложении).
Слово усваивается благодаря ситуативной отнесённости и необходимости для высказывания своих мыслей, первичная тренировка после презентации лексики осуществляется за счёт упражнений.
Что такое «упражнение»?
Во-первых, упражнение имеет всегда цель; во-вторых, упражнение – это не беспорядочное делание, ему присуща специальная организация; в-третьих, упражнение всегда направлено на совершенствование способа выполнения действия. Для этого оно должно предусматривать многократность повторения действия. Одно упражнение никогда не даст конечного эффекта. Возникает необходимость согласования упражнений.
Упражнение всегда направлено на формирование какого-либо навыка или одного из его качеств, развивало какое-либо умение, то есть, оно должно быть адекватно. В нашей работе это будут упражнения на формирование лексического навыка на этапе тренировки
Таким образом, одно и тоже упражнение в разных условиях может быть в разной степени адекватно формированию того или иного навыка, механизма.
О качествах, которыми должны обладать тренировочные упражнения, писали Э.Стэк, Э.П.Шубин и другие.
Упражнения на формирование лексического навыка должны быть:
1) ситуативными;
2) иметь коммуникативную задачу говорящего;
3) обеспечить единство содержания и формы при направленности сознания обучающегося на содержание и цель высказывания;
4) обеспечить безошибочность выполнения;
5) быть экономичными во времени;
6) имитировать в каждом из своих элементов процесс коммуникации.
Навыки должны формироваться в условия, адекватных речевым. Отсюда следует вывод о том, что упражнения для формирования навыков должны создавать именно такие условия.
Наиболее качественный лексический навык формируется в процессе выполнения условно-речевых упражнений. Рассмотрим комплекс условно-речевых упражнений для формирования лексического навыка говорения.
1) имитативные упражнения.
В них учащиеся для выражения определённого стимула используют воспринятые языковые формы, не изменяя их. Эти упражнения сопровождаются коммуникативной установкой. Примеры упражнений на имитацию:
- подтвердите или возразите;
- согласитесь или опровергните;
- «глухой» телефон и другие.
Пример,(2) упражнение 4, страница 105.
Wir lesen und sagen, ob wir der gleichen Meinung sind.
1. Man muss sich in einer fremden Stadt gut orientieren kцnnen. Nicht wahr?
2. Man muss nach dem Weg fragen kцnnen. Stimmt das?
3. Man muss einen Stadtplan haben. Das hilft bei der Orientierung. Oder?
4. Man muss ьber die Stadt, ihre Sehenswьrdigkeiten gut informiert sein.
2) подстановочные упражнения.
В этих упражнениях происходит подстановка лексических единиц в воспринятую структуру. Причём учащиеся подставляют подсказываемые ему лексические единицы, или составляет, выбирая его части из каждой последующей колонки. Г. Пальмер, который первым стал использовать эти упражнения в процессе обучения, видел их достоинство в том, что учащиеся, оперируя готовыми частями предложений, вольно или невольно усваивают структуру этих предложений. Некоторые методисты пишут, что подстановочные упражнения приближаются к нормальной разговорной речи (Р.Ладо), что с их помощью можно выработать навык оперирования конкретным речевым образцом (В.Л. Скалкин), что даже разовое их применение даёт возможность говорить больше, чем обычно (Е. А. Хохлачёв).
Но на самом деле, в подстановочных упражнениях происходит не говорение, а проговаривание. Учащимся на уроке удаётся сконструировать и проговорить много предложений. Желательно сопровождать подстановочные упражнения какой-либо речевой задачей.
Примеры подстановочных упражнений:
- дополните (продолжите) высказывание!
- охарактеризуйте предмет!
- назовите ассоциации, возникающие при упоминании о !
Пример из учебника, (2)
стр. 87, упр. 8(а)
Wie fragt man, wo sich etwas befindet?
Entschuldigung, wo ist hier ein Lebensmittel-
Bitte, sage(n) (Sie) mir,. wo befindet sich geschaft?
Sag mal,
· gibt es hier ein Kaufhaus?
in der Nдhe eine Apotheke?
wo finde ich ein Restaurant?
ein Auskunftsbьro?
стр. 85, упр. 5.
Setzt die passende Wцrter ein?
In einer Grossstadt gibt es viele. der Verkehr
Das sind. das Auto,
Auf den Strassen der Grossstadte konne wir der Bus, der Obus,
einen stдrkensehen. die Strassenbahn,
An den Haltestellen warten die Menschen auf die U-Bahn,
ein., einen, eine. die Verkehrsmittel,
Die Busse halten an dieser Haltestelle, der Obus die Haltestelle,
halt an jener.. Vorsicht!
Diese Menschen fahren ins Zentrum der Stadt stehenbleiben.
mit. und jene mit.
Bei rotem Licht der Verkehrsampel sollen alle..
Das gelbe Licht bedeutet

3) трансформационные упражнения.
Они предполагают трансформацию воспринятой реплики в нужном для усвоения какой-либо формы направлении. Они непосредственно связаны с изменением грамматической формы слова, с формированием грамматического навыка. Выполнение этих упражнений создаёт основу для устно-речевого общения. Это, в основном, вопросно-ответные упражнения, проводимые в форме диалога-расспроса, управляемого диалога.

Пример,(2)
стр. 202, упр. 6.
Wie ist es richtig?
1.Nach ( die Schule) gehen wir zu (das Stadion), um zu trainieren. 2.Aus (das Fenster) unseres Klassenzimmers kann man den Sportplatzt sehen. 3.Auf (der Sportplatzt) turnen nach (die Stunden) viele Schьler aus (die Klassen 1 und 2). 4. Wir wissen von (unseren Turnlehrer) viele uber (die Geschichte) der Olympischen Spiele.

Стр. 109, упр. 4.
Arbeitet zu zweit. Antwortet nach dem Muster.
Muster. Wann hat man das erste Auto gebaut?
Ich weiss (nicht) genau, wann man das erste Auto gebaut hat.
1) Welche Verkehrsmittel gibt es in Dresden?
2) Wie viele Jugendliche fahren in Deutschland Autos?
3) Ist Mьnchen der Verkehr stark?
4) Mit Welchem Verkehrsmittel kann man zum Zentrum der Stadt kommen?

4) репродуктивные упражнения.
Здесь говорящий полностью самостоятельно воспроизводит лексическую единицу в нужной форме, или фразу. Внимание учащихся при выполнении таких упражнений направлено на содержание и форму. В качестве коммуникативной установки может быть: «Отгадайте», «Расспросите», «Ответьте на вопросы». Сюда также относятся задания на восстановление пропущенных слов в тексте, вместо которых используются картинки или пиктограммы.

Пример, (2)
Стр. 86, упр. 6.
Wir beantworten die Fragen.
1) Wie kann der Verkehr sein?
2) Welche Verkehrsmittel gibt es in einer Grossstadt?
3) Womit fahren die Menschen in einer Grossstadt?
4) Wo warten sie auf die Verkehrsmittel?
5) Worauf warten sie an einer Bushaltestelle?
6) Worauf warten sie an einer Obushaltestelle?
7) Worauf warten sie an einer Strassenbahnhaltestelle?
8) Wo gehen sie ьber die Strasse?
9) Sehen sie zuerst nach rechts oder nach links?
10) Bei welchem Licht bleiben sie stehen?

Большое значение для формирования качеств лексического навыка имеют языковые упражнения.
Многие методисты утверждают, что эти упражнения составляют «фундамент устной речи». (Н.В.Соколова)
Языковые упражнения основаны на принципе применения знания, то есть, они предполагают постоянное обращение к правилу, которое запомнили. При выполнении языковых упражнений перед говорящим стоит речевая, а не языковая, формальная задача.
Выполнение языковых упражнений связано с этапом совершенствования лексического навыка и осуществление на уроках, следующих за первичной тренировкой. Языковые упражнения, которые выполняются вне контекста, могут вызывать интерес учащихся через использование игровых приёмов (индивидуальных и в парах).
Запомнить формальные признаки слова позволяют такие приёмы как кроссворды, чайнворды, составление слов из букв и слогов, составление коротких слов из более длинного, поиск обобщающего или ключевого слова в цепочке слов, создание нового слова, путём замены одной буквы в данном слове. Такие письменные задания имеют большое значение для развития лексических навыков, так как моторная фиксация лексики способствует укреплению связей слов – речемоторных, зрительных, слуховых - содействует их лучшему запоминанию.
Разнообразные игровые приёмы, целью которых является упрочение связи между образом слова и его значением. К их числу относятся: домино, карты, лото, разрезная открытка. В основе этих игр лежит принцип поиска пары, например: слово-картинка, слово-перевод, слово-синоним (антоним), вопрос-ответ, загадка-отгадка, цифра-слово; или поиск триады: три основные формы глагола, три степени сравнения прилагательных, устойчивые словосочетания и другие.
Также имеют особое значение языковые упражнения, направленные на упрочение ассоциативных связей, конкретизацию
содержания и объёма понятия, формирование и совершенствование действия по сочетанию нового слова с другими. Сюда относятся упражнения на поиск общего слова или лишнего в цепочке слов , поиск предмета по заданным признакам, на соотнесение, составление предложений из слов, по принципу «лего» и «снежный ком».
На среднем этапе актуальными становятся упражнения на «инвентаризацию» словарного запаса, предполагающие тематическую и словообразовательную группировку лексики.
Ассоциограмма является тоже одним из видов языковых упражнений, в основе которой лежит раскрытие основного понятия через ключевые слова.
Таким образом, целенаправленные и поэтапно выполняемые упражнения помогут в формировании качественного лексического навыка.
Все эти четыре вида условно-речевых упражнений даны в такой последовательности не случайно. Они представляют собой комплекс, через который должен пройти лексический навык. Эта структура зависит от этапа обучения, возрастных особенностей и др. Именно такая последовательность упражнений целесообразна: комплекс начинается с имитативных действий, которые совершенствуют восприятие, ведут к приобретению чувства формы. Но на среднем этапе (7кл.) простую имитацию можно исключить. Чувство формы развивается дальше в подстановочных действиях, где ученик выделяет форму знака и наполняет её другим содержанием, в результате этого образец начинает осознаваться; при выполнении трансформационных упражнений говорящий оперирует уже не на образец, а на приобретённое чувство формы; в репродуктивных действиях ученик лишён уже этой основы, здесь больше самостоятельности.






15