Внеклассное мероприятие по теме История парламентаризма для 9 класса


Внеклассное мероприятие на тему
«Развитие парламентаризма в России»
для учащихся 9-х классов.
Подготовила и провела мероприятие учитель истории и обществознания
Форма мероприятия: беседа с элементами дискуссии, интерактивной работой учащихся, выступлениями учащихся по предложенным заранее темам.
Цели мероприятия:
1. формировать представление об исторических этапах развития отечественного парламентаризма, его особенностях;
2. активизировать гражданскую позицию старшеклассников посредством ознакомления с деятельностью Законодательного Собрания России и участия в органах школьного самоуправления;
3. развивать навыки самостоятельной поисковой работы, развитии общеучебных умений и навыков;
4. формировать умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы;
5. развивать способность публичного выступления.
Участники мероприятия:
1. Учащиеся 9 «Б» класса.
На мероприятие приглашены:
1Сливина А.Н., Заремба А.А.
Опережающее задание.
Учитель заранее определяет группы учащихся, каждая из которых получает и отрабатывает опережающее задание по ниже перечисленным темам и готовит мультимедийную презентацию.
1 группа «Историки». Исторические этапы становления парламентаризма в России.
2 группа «Аналитики-политологи». Конституция Российской Федерации и основы современного российского парламентаризма.
3 группа «Краеведы». История представительной власти МО
4 группа «Школьные парламентарии». Школьное самоуправление.
Ход мероприятия.
1. Мотивация, постановка проблемы
Звучит Гимн Российской Федерации.
Вступительное слово учителя представление гостей
2.Экспресс-разминка
Для погружения в тему ведущие (учащиеся 9 класса) проводят блиц-опрос, предполагающий быстрые ответы.
Вопрос: Что такое парламентаризм?
Ответ: Парламентаризм может рассматриваться как система власти, предусматривающая наличие парламента как представительного органа, наделенного законодательными и контрольными полномочиями, и основанная на принципе разделения государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную, каждая из которых является независимой и самостоятельной в осуществлении своих конституционных полномочий.
Вопрос: Что такое парламент?
Ответ: Парламент - общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции; высший выборный законодательный орган.
Вопрос: Каково происхождение слова «парламент»?
Ответ: Слово «парламент» (parliament) родилось в средневековой Англии, но по этимологии и орфографии является французским, происходящим от parler (говорить).
Вопрос: Как называется представительный законодательный орган государственной власти Майского района?
Ответ: постоянно действующий представительный и законодательный орган государственной власти области. Законодательное Собрание разрабатывает и принимает законы, создающие основу народовластия, гарантий прав и свобод жителей края.
4.Представление итогов работы в группах
Лидеры 1 – 4 групп рассказывают о задании, распределении обязанностей и ходе выполнения работы. Затем члены группы представляют результаты своей работы. Выступления сопровождаются мультимедийной презентацией.
1 группа «Историки».
Цель – проанализировать исторические этапы становления парламентаризма в России, определить особенности его развития.
Основные тезисы:
Парламентаризм присущ русскому общественному сознанию.
Отечественный парламентаризм прошел трудный путь становления и развития.
Снижение оппозиционного потенциала III и IV Государственных дум.
Парламентаризм дореволюционной России получил свое продолжение в советскую эпоху.
2 группа «Аналитики-политологи».
Цель – на основе Конституции Российской Федерации определить структуру современного российского парламентаризма.
Основные тезисы:
1. Конституционные основы законодательной власти в России.
2. Особенности представительства Федерального Собрания.
3. Государственная Дума IV созыва.
3 группа «Краеведы».
Цель – презентовать исторический опыт представительной власти в городе Майском
Основные тезисы:
1.Как и когда шел процесс формирования представительной власти в городе.
4 группа «Школьные парламентарии».
Цель – представить опыт школьного самоуправления школы.
Основные тезисы:
Развивала самоуправление в школе .Самоуправление в школе активно участвует в жизни школы.
Подведение итогов мероприятия.Приложение. Для проведения мероприятия можно использовать материалы.
I. Информация о ГД.
1.17 октября 1905 года император Николай II подписал Манифест, в котором даровал населению гражданские права и свободы, а также Думу, наделенную законодательными полномочиями.
2.Все население страны делилось на 4 избирательные курии: земледельческую, городскую, крестьянскую и рабочую.
3.Выборы не были всеобщими, равными.
4.Члены Государственной Думы избирались сроком на 5 лет.
5. Первое заседание Думы было назначено на 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце, после приёма Николая II в Зимнем Дворце.
6. В состав I Думы вошли различные партии: кадеты, октябристы, трудовики, прогрессисты, социал-демократы, автономисты, беспартийные.7. Возглавлял I Государственную Думу профессор Московского университета С.А.Муромцев.
8.Работала с 27 апреля по 8 июля 1906 года, была распущена.
9. Было принято 300 законов, только 2 из них были проведены через Думу.
10.Вторая Государственная Дума работала с 20 февраля по 2 июня 1907 года.
11.Её председателем был избран Ф. А. Головин – представитель партии кадетов.
12.Третья Государственная Дума начала работу 1 ноября 1907 года и работала до 9 июня 1912 года.
13. Председателями III Думы были октябристы, последовательно сменявшие друг друга на этом посту: смоленский помещик Н.А.Хомяков, лидер октябристов А.И. Гучков, Екатеринославский помещик М.В.Родзянко.
14. 15 ноября 1912 года начал свою работу последний, четвёртый созыв Государственной думы в истории Российской империи.
15.Возглавлял М.В.Родзянко.
16.Работала в период Первой мировой войны и революций в России.
17. После принятия в 1993 году новой Конституции РФ в стране вновь вернулись к парламентаризму, к Государственной Думе.
18.Законодательная власть в России представлена Федеральным Собранием. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федераций и Государственной Думы.
19. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
20. Государственную палату возглавляет Грызлов Борис Вячеславович.
21.Возглавляет Совет Федерации Миронов Сергей Михайлович.