Технология деятельности учителя по экологическому воспитанию (статья)


Технология деятельности учителя по экологическому воспитанию школьников
О.Н. Луц
Учитель Ош №1 г. Шахтерска
Ключевые слова:
экологическое образование и воспитание, экологические знания, правила.
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Уверена, что любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.
В последние годы идет процесс, направленный на гуманизацию и гуманитаризацию образования. Это значит, что цель, стоящая перед начальной школой, - развивает эстетические чувства у детей, растить их способными глубоко чувствовать, переживать, радоваться, воспитывать у детей любовь и уважение к своей семье, родной природе, к Родине.
Великий педагог В.А Сухомлинский говорил: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть и простая человечность».
Особое значение в современной школе приобретают вопросы гармоничного взаимоотношения общества с окружающей природой, становление и формирование ответственного отношения к окружающему миру, более широкого раскрытия в обучении школьников универсальной ценности природы и значимости ее для всего человечества.
Психологи утверждают, что именно в период с 6 до 12 лет у детей развивается воображение, воспитывается любознательность, формируется творческое мышление и самостоятельность, умение наблюдать и анализировать явление, делать сравнение, обобщать факты, делать выводы, начинают появляться интересы. Особая чувствительность и эмоциональность школьников начальных классов повышает интерес ребенка к самому себе, к людям, к своему здоровью, к окружающему их миру природы, что является первостепенным условием экологического образования в этом возрасте.
Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила перед школой и педагогикой новые задачи. Уверена, что нельзя ограничиться простым «просвещением» школьников в области охраны природы, необходимо создание комплексной психолого-педагогической и методической разработки условий формирования экологической ответственности, в число которых входит в первую очередь такие, как:
гуманизация образования в целях формирования общечеловеческого приоритета сохранения жизненной среды;
активизация экологического движения;
применение знаний в практической деятельности как элемента экологической культуры;
преодоление разрыва между знаниями, сознанием, эмоциями, отношением, деятельностью;
создание вариантов содержания и форм экологического образования в изменяющихся условиях.
Современное экологическое образование, на мой вигляд, должно включать следующие аспекты:
Научно-познавательный.
Ценностный.
Нормативный.
Практически - деятельностный.
Важнейшим принципом экологического образования считаю принцип непрерывности. Под ним понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Время учебы в начальной школе – важнейший этап в становлении познавательных, эмоциональных, этических, эстетических, деятельностных отношений детей к окружающей действительности. Детям младшего школьного возраста свойственны доброта и любознательность, так что фундамент ответственного отношения к окружающей природе закладывается именно в школе. Поэтому проблема экологического образования и воспитания школьников не надумана и ее решение должно стать одной из главных задач сегодняшней педагогической теории и школьной практики.
Начиная работу над проблемой экологического образования и воспитания школьников начальных классов , мною были поставлены такие цели и задачи:
прививать детям прочные навыки экологической культуры и воспитывать экологически грамотного гражданина;
продолжить разностороннее развитие личности ребенка, начатое в семье, в дошкольном учреждении (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание);
развивать экологическое, вариативное мышление;
последовательно формировать у учащихся целостную картину окружающего мира;
знакомить детей с объектами, явлениями, закономерностями окружающего мира и методами их познания, воспитывать у учащихся бережное отношение ко всему живому, сознательное отношение к своему здоровью, любовь к природе;
формировать у ребят навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
Для осуществления поставленных целей использовала не только материал уроков природоведения, но и работала над интеграцией многих учебных предметов. Через художественные произведения
формировала у школьников способность воспринимать красоту природы, человека, предметного мира, созданного им;
воспитывала потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру;
развивала умения сравнивать состояния природы в разное время года.
Используя материал уроков литературоведческого цикла, учила детей видеть, «открывать» для себя многоцветие мира, многообразие форм и «настроение» природы, эмоционально отзываться на ее красоту; проявлять интерес к оригинальным, нестандартным взглядам; формировать свое видение окружающего мира, умение находить необычное в обычных предметах Учила детей:
видеть отношение человека к окружающему миру;
размышлять над причинами, вызывавшими подобные эмоциональные состояния и отношения;
оценивать нравственно-эстетическую ситуацию.
Чтобы правильно подобрать формы и методы экологического воспитания и обучения детей, на первом этапе определила тип экологического отношения каждого ребенка к окружающей среде. Для этого использовала различные методики, предложенные Ясвиным В.Я., Дерябо С.Д.
Тестирование в начале первого года обучения (2004-2005 уч. год) показало, что у ребят в основном преобладает индифферентный тип отношения к природе (таких 64 %), на втором этапе – эстетический тип (22%), практический тип отношения к природе наблюдается у 7% тестируемых детей, прагматический тип составил также 7%.
Таким образом, по данным тестирования был сделан вывод о том, что у пятиклассников не было сформировано ни этическое отношение к природе, ни познавательное. Исходя из того, была выбрана определенная стратегия педагогической деятельности.
Предстояла большая работа по осуществлению поставленных целей, а именно формирования у детей субъективного экологического отношения к природе.
В результате 4-х летнего комплексного интенсивного экологического обучения и воспитания мы пришли к нижеследующим итогам.
Тестирование в конце 4-го года обучения в начальном звене (2007-2008 уч. год) показало уже иную картину субъективного отношения школьников к миру природы.
Были выявлены следующие типы субъективного отношения к природе:
этический тип отношения к природе – 44 %;
познавательный тип – 22 %;
эстетический тип – 15 %;
практический тип – 11%;
индифферентный тип – 8%.
Как видно из данных тестирования, за истекший период у многих ребят значительно повысился уровень субъективного отношения к миру природы.
У многих детей сформировался этический, познавательный типы отношения к природе. Среди достижений в данной области также хочется отметить:
проведение открытых мероприятий «Экологический съезд», «Птицы Украины», «Сюрпризы лесной полянки»
участие и выступление агитбригады «Эко» в День окружающее среды;
участие в акции «Посади дерево» - озеленение школьного парка;
активное участие в акции «Школьный макулатуринг»;
командное участие в конкурсе «Колосок», по результатам которого учащиеся Ю. Енич и Д. Миколенко стали призерами в категории «Серебряный колосок»;
участие в общешкольных экологических десантах «Чистый парк», «Спасем первоцветы», «Семечко», «Чистый родник»;
работа над проектами «Кормушка», «Первоцветы», «Растения и животные родного края», «Жалобная книга природы», «Родничок»;
работа в МАН:
- секция «Сельское и лесное хозяйство» - Миколенко Д., «Зеленые легкие города» - 1 место;
- секция «Экология» - Дехтярь А., «Экологические проблемы земельных ресурсов Донецкой области» - 1 место.
Чтобы добиться подобных результатов в экологическом образовании и воспитании с первых дней адаптации ребенка к школе начала работу по реализации проекта «Радуга» (Единство разума и сердца), в котором нашла отражение выработанная мною система экологического воспитания и образования учащихся . Реализация проекта «Радуга велась по таким направлениям:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Пути реализации проекта

В учебном процессе Воспитательная работа Междисциплинарный подход Научно-практическая деятельность
1. формирование нагляднообразной картины мира.
2. развитие воли.
3. учет особенностей эмоциональной сферы школьников: впечатлительность детей, их импульсивность, склонность к сопереживанию, поддержка эмоционального тонуса уроков (зрительный и слуховой ряд, использование ТСО).
4. Только наблюдение в природе позволяют сформировать обобщенные представления о мире.
5. Экологическое сознание формируется, если создавать ситуации, в которых дети должны сделать самостоятельный выбор своего поступка, своей линии поведения.
6. написание сочинений (соединение знаний и чувств).
7. Эстетическое воспитание. воспитывать любовь к природе (поэтический образ природы, любование).
Понимание прекрасного ведет к тому, что дети все замечают в жизни природы и стремятся сами что-нибудь сделать полезное в жизни. 1. Работа кружка «Берендеи».
2. Работа с родителями (лекторий, консультпункт).
3.КВН по экологии, заочные экологические путешествия.
4. просветительная работа (лекции, беседы, конференции, выпуск газеты).
5. Практическая работа в микрорайоне школы (озеленение, «Птичий городок».6. Экскурсии экологической направленности, экологическое движение «Чистота природы - чистота души».
Экологические задания по разным предметам объединяются вокруг ведущих идей Использование поисковых и частично поисковых методов организации деятельности. (Квазиисследования, коллективный поиск знаний).
Организация поисковой и практической деятельности в учебно-воспитательном процессе и внеклассной работе.
Работа в МАН проектная деятельность, метод проектной деятельности.
Игровые методы.
В рамках проекта «Радуга» осуществлялась мною и организация пректно-исследовательской деятельности учащихся начального звена, которая представляла достаточно большие возможности для разработки системы заданий, позволяющих углубить, закрепить экологические понятия и проверить степень их усвоения. Организовывались и проводились проекты на распознавание природных объектов, на понимание роли охраняемого объекта в природных процессах биосферы и определение его значения в жизни человека, на применение природоохранных умений в типичной и критической ситуациях, что позволяет учащимся начальной школы более осознано воспринимать материал экологической тематики.Процесс работы по методу проектов строила согласно этапов:
1. Составление плана.
2. Выполнение данного проекта:
а) Собирание конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых учениками.
б) Группировка материала и установка общих положений
в) Применение полученных знаний на практике.
3. Подведение итогов произведенной работы, коллективное обсуждение и оценка ее и составление отчета по ней. (метод Е.Г. Качарова).
Выполнение проекта «Радуга» осуществлялось не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе, которая раскрывает огромные резервы в данном вопросе. Использование данного резерва стало одним из важнейших путей воспитания у школьников ответственного отношения к природе, понимания значимости мероприятий по охране природы, а так же экологическому просвещению родителей учеников. Кроме того, внеклассная форма работы способствовала привлечению родителей к организации и проведению экологических мероприятии.
Такая совместная деятельность «учитель – учащиеся – родители» дала возможность создать благоприятную почву для осуществления единства взглядов и требований, взаимопонимания, что несомненно, способствовало повышению уровня обученности и воспитанности каждого ребенка не только в вопросах экологии, но и в повседневном общении между родителями и детьми, учителем и учащимися, одноклассниками, окружающими людьми.
Беря во внимание то, что время диктует свои условия и в связи с возрастающей ролью ИКТ в жизни общества, в идеале хотелось бы привлечь ресурсы Интернета для более продуктивной реализации проекта.
Хочется отметить, что в настоящее время перед работниками школы стоит много проблем, касающихся экологического образования учащихся. Реализация многих из них вызывает определенные трудности. Это связано с тем, что экологические знания и отношения являются «нервами» всей системы образования. Требуется объединить усилия ученых, учителей, методистов, социальных психологов – всех, кто может внести посильный вклад в построение системы экологического воспитания школьников, направленной на формирование экологического сознания каждого ребенка, пришедшего в школу.
В заключении хочу отметить, что системная работа по экологическому воспитанию и образованию детей школьного возраста, реализует свои задачи. В сознании ребенка закрепляются знания, правила построения мира, понимание природных явлений. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, потому как даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оценить результаты своего влияния на природные объекты. Важно, чтобы в школьном возрасте у него закрепилось в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях - экологических правилах.
Литература
Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991
Гумилев Л.Н. Энтогенез и биосфера Земли. М.: «Владос», 2001.