Открытый урок по географии в 9 классе (сингапурская методика) по теме «Транспорт России»


МБОУ «Лицей – интернат (школа для одаренных детей) г. Буинска РТ»
Открытый урок по географии в 9 Б классе (сингапурская методика)
по теме
«Транспорт России»
Урок разработан
учителем географии
1 кв. категории
Мингалиевой И.Р.
2013г.
План-конспект открытого урока по географии.
Класс: 9 «Б»
Тема урока: Транспорт России
Цель урока: Сформировать новые знания по основным вопросам транспорта России.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с основными видами транспорта России.
Сформировать знания учащихся о значении транспорта в России.
Расширить общий кругозор учащихся в вопросах хозяйства России.
Продолжить формирование экологического и социального мировоззрения учащихся через систему вопросов о транспортных проблемах в России.
Вид урока: объяснение нового материала.
Тип урока: комбинированный урок с элементами беседы, рассуждения, анализа информации.
Оборудование: презентация «Транспорт России», физическая карта России, административная карта России.
Ход урока: организационный момент (2 минуты), постановка проблемы и цели урока (3 минуты), теоретическая часть урока (15 минут), практическая часть урока (20 минут), заключение (5 минут).Методическая литература:
А. И. Алексеев «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс». – М.: Дрофа, 2006
Е. А. Жижина «Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России». – М.: «ВАКО», 2005
Н. Л. Галеева, Н. Л. Мельничук «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии». – М.: «5 за знания», 2007
Н. П. Петрушина, Э. В. Ким «География России. Хозяйство и географические районы. Рекомендации к планированию уроков по учебнику под редакцией А. И. Алексеева». – М.: Дрофа, 2009
В. Г. Чернова «География в таблицах и схемах». – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2010
План-конспект урока
№ Ход урока и время Деятельность учителя Деятельность ученика
1 Организационный момент (2 минуты) Учитель дожидается готовности учеников к уроку, сажает их, объявляет тему урока и метод работы на уроке.
1. Организационный момент.
- Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга.
Ученики готовят к уроку учебник, атлас, тетрадь, пенал и дневник; сохраняя тишину, готовятся к уроку, садятся, после объявления темы урока записывают её в тетрадь.
. Разминка. Повторение и закрепление ранее изученного.
Вспомним о чем была наша прошлая тема:7
1Сингл раунд робин«однократный раунд робин»- структура в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз
Лист с определением что такое инфраструктура., услуга
По 5 мин на каждый вопрос.
2. Модель фрейер:
Помогает учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Рассматривают понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики.
5 мин. Инфраструктурный комплекс.
инфраструктура ( это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения).
Услуга это особый вид продукции
Давайте вместе сложим лист бумаги, прочерчен квадрат или ромб, разделим на 4 части и пронумеруем.в середине напишем услуга, под.
1. материальные (пример)
2.нематериальные (пример).
3. постоянные (пример).
4 нужные иногда (пример)
Запишите на листочках понятие услуга и примеры и виды услуги , которые ее характеризуют.
Обсуждаем в классе.
2 Постановка проблемы и цели урока (3 минуты) Учитель: Тема сегодняшнего нашего урока называется Транспорт России. Сегодня мы познакомимся с коммуникационной системой, инфраструктурного комплекса, которая состоит из транспорта и связи. «Учитывая размеры территории нашей Родины, мы можем с уверенностью утверждать, что транспорт играет немаловажную роль в экономическом и социальном развитии государства. В России развиваются разные виды транспорта, но так ли легко управлять транспортной сетью в России с её размерами и уровнем экономического развития? Это мы должны с вами сегодня выяснить. Для урока нам необходим учебник (§ 30, стр. 172), атлас (стр. 21, 22, 23) и тетрадь». Дети слушают учителя, открывают учебник на 64 странице и готовят для работы тетрадь и атлас.
3 Теоретическая часть урока (15 минут) Финк райт раунд робин. (подумай, запиши обсуди в команде)обдумывают высказывание, или ответ на вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде
5 мин.
1. Учитель: «Но для начала давайте выясним, что такое транспорт, зачем он нужен и каким он бывает.
У каждой команды на столах есть вопросы.
Пользуясь атласом ответьте на вопрос:и обсудите в команде.:
1 команда«Почему транспорт называют «кровеносной системой экономики?». 1. Ученик: «Транспорт называют «кровеносной системой экономики» потому, что именно он обеспечивает связь между регионами внутри государства, соединяет Россию с соседними странами и обеспечивает тем самым торговые (экономические) связи нашей страны со всем зхарубежьем. Более того, транспорт перевозит различные товары, сырье и занимается пассажироперевозками»
2. Учитель: 2 команда «Второй вопрос: «Чем транспорт отличается от других отраслей промышленности?».
«Запишите эту мысль» 2. Ученик: «Транспорт относится к сфере услуг, поэтому он сам не производит продукцию, а только участвует в её создании».
3. Учитель:3 команда «Имея некие общие представления о транспорте, попробуйте сформулировать мысли о значении транспорта. Зачем он нужен, каковы его функции?». 3. Ученик: «Транспорт обеспечивает другие отрасли экономики сырьём, материалами, оборудованием. Он поставляет готовую продукцию потребителю. Транспорт участвует в пассажирообороте и грузообороте страны».
4.команда 4: Какими показателями оценивается работа транспорта? 4.Работа транспорта оценивается такими показателями , как грузооборот и пассажирооборот.
Грузооборот – это произведение количества перевезенного груза (тонны) на расстояние его перевозки (км), измеряется в т/км
Пассажирооборот – количество пассажиров, перевезенных на определенные расстояния ( в пассажирокилометрах).
5. Учитель:5 команда «В нашей стране развиваются 6 основных видов транспорта, перечислить их?»
7 мин.
«Запишите в тетрадь виды транспорта»+ нетрадиционные – гужевой, трубопроводный, канатно – подвесной,электронный,
5. Ученик: «Железнодорожный, морской, речной, авиационный, трубопроводный и автомобильный транспорт».
Тайм раунд робин: в течении определенного времени , в которой каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течении определенного времени.. На столах у каждого есть план изучения определенного вида транспорта. , текст учебника, атлас.
План:
1.особенности данного вида транспорта ( грузы , достоинства, недостатки).
2. доля в грузообороте транспорта
3.главные направления магистралей
4. проблемы, перспективы
5. влияние транспорта на окружающую среду.
10 мин. В группе идет обсуждение характеристики вида транспорта. Учащиеся проговаривают пункты плана характеристики отрасли. Затем учащиеся по 5 мин. Выступают перед классом с сообщением о виде транспорта. От группы может выступать делегат, или любой учащийся по выбору учителя.
Конерс – углы обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.
Если бы у вас была возможность обладать сверхспособностью, какую бы профессию вы выбрали бы, почему, и чтобы вы могли предложить чтобы данная сфера транспорта работала более продуктивно?
8 мин. Капитан дальнего плавания, таксист, летчик, машинист тепловоза.
Не обсуждая с другими учениками, запишите название вашего угла на листе бумаге.
Подойдите к вашему углу и найдите партнера не из вашей команды.
В каждом углу пары обсуждают как решить проблемы данной сферы транспорта, (со стороны экологии, от загрязнения выхлопными газами т. Д. ).
По истечению определенного времени выступают по одному человеку из угла.
4 Практическая часть урока Учитель: у каждого на столах есть конт. Карты. Нанесите на карту крупные транспортные узлы России, морские порты России. Работают в атласах. Отмечают транспортные узлы, порты…. По слайдам
5 Заключение (5 минут) Подводя итог сегодняшнего урока, давайте вспомним, в какой последовательности, и какую информацию мы сегодня узнали?
за работу на уроке выставляются оценки, учащиеся записывают домашнее задание: § 34-36 читать и анализировать рисунки и диаграммы, карты атласа уметь анализировать, записи в тетради выучить. Ученик: «Сначала мы говорили о значении транспорта, потом мы узнали, чем транспорт отличается от других отраслей хозяйства России, затем рассмотрели функции транспорта и, наконец, перечислили все основные виды транспорта»
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники и подают их учителю для выставления оценок.
1.Почему транспорт называют «кровеносной системой экономики?».
2.Чем транспорт отличается от других отраслей промышленности?
3.Имея некие общие представления о транспорте, попробуйте сформулировать мысли о значении транспорта. Зачем он нужен, каковы его функции?
4. Какими показателями оценивается работа транспорта?
5.В нашей стране развиваются 6 основных видов транспорта, перечислить их?
1.«Транспорт называют «кровеносной системой экономики» потому, что именно он обеспечивает связь между регионами внутри государства, соединяет Россию с соседними странами и обеспечивает тем самым торговые (экономические) связи нашей страны со всем зхарубежьем. Более того, транспорт перевозит различные товары, сырье и занимается пассажироперевозками»
2. «Транспорт относится к сфере услуг, поэтому он сам не производит продукцию, а только участвует в её создании».
3. «Транспорт обеспечивает другие отрасли экономики сырьём, материалами, оборудованием. Он поставляет готовую продукцию потребителю. Транспорт участвует в пассажирообороте и грузообороте страны».
4. Работа транспорта оценивается такими показателями , как грузооборот и пассажирооборот.
Грузооборот – это произведение количества перевезенного груза (тонны) на расстояние его перевозки (км), измеряется в т/км
Пассажирооборот – количество пассажиров, перевезенных на определенные расстояния ( в пассажирокилометрах).
5. Ученик: «Железнодорожный, морской, речной, авиационный, трубопроводный и автомобильный транспорт».
План:
1.особенности данного вида транспорта ( грузы , достоинства, недостатки).
2. доля в грузообороте транспорта
3.главные направления магистралей
4. проблемы, перспективы
5. влияние транспорта на окружающую среду.
План:
1.особенности данного вида транспорта ( грузы , достоинства, недостатки).
2. доля в грузообороте транспорта
3.главные направления магистралей
4. проблемы, перспективы
5. влияние транспорта на окружающую среду.
13.12.12.
Учитель географии ГБОУ СОШ № 2047 _______ /М. Б. Дёров/
Приложение № 1.
Карточка № 1. По карте атласа на 21 странице объясните закономерность изменения плотности железнодорожных путей от северо-запада к юго-востоку нашего государства. Назовите самый главный фактор, повлиявший на размещение железных дорог. В чём его суть?
Карточка № 2. Составьте анализ круговой диаграммы «Структура перевозок по видам транспорта (в %)» на стр. 22 вашего атласа. Объясните сложившуюся ситуацию преобладания одного вида транспорта как в грузообороте, так и в пассажирообороте.
Карточка № 3. По карте атласа на странице 22, определите выгодность размещения крупнейших и крупных аэропортов в России. Почему аэропорты расположены в крупных городах и равномерно рассредоточены по всей стране? Какое значение имеет такое размещение?
Карточка № 4. Используя карту атласа на стр. 23 сделайте вывод о значении морского и речного транспорта для основной территории Сибири и Дальнего Востока. Дайте свою версию объяснения выявленной закономерности.
Карточка № 5. Анализируя карту атласа на стр. 23, расскажите, почему основная масса крупных морских портов сосредоточена в Европейской части России. Для пояснения ответа, приведите минимум два довода.
Карточка № 6. Анализируя рисунок 1.4.1. на странице 64, в учебнике, расскажите об особенностях транспортировки грузов специальными видами транспорта.
Карточка № 7. Рассмотрите таблицу № 2 на странице 65 вашего учебника и объясните, почему транспорт по-разному влияет на размещение предприятий тех или иных отраслей хозяйства страны?
Карточка № 8. На основании рисунка 1.4.5. на странице 66 вашего учебника, сделайте вывод о положительных и отрицательных сторонах железнодорожного транспорта, и, как следствие, вывод о выгодности железных дорог в России. Соизмеримы ли преимущества и недостатки железнодорожного транспорта России.
Карточка № 9. Используя текст на странице 67 в учебнике «Как будет развиваться железнодорожный транспорт», расскажите о будущем этого вида транспорта в пределах нашего государства.
Карточка № 10. С помощью рисунка 1.4.6. на стр. 67 составьте анализ размещения железнодорожных магистралей азиатской части России с указанием начальных и конечных станций и объясните причину такого широтного положения этого вида транспорта здесь.
Карточка № 11. Анализируя рисунок 1.4.9. на странице 68 в учебнике, назовите два фактора, сыгравших решающую роль в лидерстве Японии по густоте автомобильных дорог.
Карточка № 12. На основании рисунка 1.4.10. на странице 69 вашего учебника, сделайте вывод о положительных и отрицательных сторонах автомобильного транспорта, и, как следствие, вывод о выгодности автомобильных дорог в России. Соизмеримы ли преимущества и недостатки автомобильного транспорта России.
Карточка № 13. Используя текст на странице 69 в учебнике «Как будет развиваться автомобильный транспорт», расскажите о перспективах развития этого вида транспорта в России.
Карточка № 14. На основании рисунка 1.4.13. на странице 70 вашего учебника, сделайте вывод о положительных и отрицательных сторонах воздушного транспорта, и, как следствие, вывод о его выгодности в России. Соизмеримы ли преимущества и недостатки воздушного транспорта России?
Карточка № 15. Используя рисунок 1.4.14. на странице 71 и текст «Влияние воздушного транспорта на окружающую среду» сделайте вывод о безопасности самолётов и их влиянии на людей и природу.
Карточка № 16. Используя текст на странице 71 в учебнике «Как будет развиваться воздушный транспорт», расскажите о перспективах развития этого вида транспорта в России.
Карточка № 17. На основании рисунка 1.4.17. на странице 73 вашего учебника, сделайте вывод о положительных и отрицательных сторонах морского транспорта, и, как следствие, вывод о его выгодности в России. Соизмеримы ли преимущества и недостатки морского транспорта России?
Карточка № 18. Рассмотрите рисунок 1.4.18. на странице 73 и рисунок 1.4.19. на странице 74 в учебнике и дайте развёрнутый ответ на вопрос: «С чем связано подобное распределение товаров экспорта и импорта России через порты северо-запада, юга страны и Дальнего Востока соответственно?»
Карточка № 19. Используя 2-й абзац текста на странице 74 и рубрику «Геофокус», расскажите об экономической значимости для России Северного морского пути.
Карточка № 20. Используя текст на странице 75 в учебнике «Как будет развиваться морской транспорт», расскажите о перспективах развития этого вида транспорта в России.
Карточка № 21. На основании рисунка 1.4.24. на странице 76 вашего учебника, сделайте вывод о положительных и отрицательных сторонах внутреннего водного (речного) транспорта, и, как следствие, вывод о его выгодности в России. Соизмеримы ли преимущества и недостатки речного транспорта России?
Карточка № 22. С помощью круговой диаграммы (рис. 1.4.25.) на странице 77, продумайте ответ на вопрос: «Какие факторы являются определяющими при размещении речных портов в бассейнах российских рек?». Назовите как минимум 2 фактора.
Карточка № 23. Анализируя рисунок 1.4.27. «Большое водное кольцо Европы» на странице 77 учебника, скажите, какое значение имеет эта речная сеть для внешней экономики России?
Карточка № 24. Используя текст на странице 77 в учебнике «Как будет развиваться внутренний водный транспорт», расскажите о перспективах развития этого вида транспорта в России.
Карточка № 25. Используя диаграмму «Структура основных грузоперевозок железнодорожного транспорта (в %)» на стр. 21 в атласе, объясните причины высоких и низких показателей грузоперевозок отдельных продуктов или сырья.