Статья Внедрение инновационных программ, форм, технологий преподавания предмета «Физическая культура»


Долгих Вячеслав Юрьевич, учитель физической культуры, МАОУ «Гимназия № 139» Приволжского района г.Казани,
Внедрение инновационных программ, форм, технологий преподавания предмета «Физическая культура».
Специфика предмета «Физическая культура» позволяет использовать многообразие форм организации деятельности на уроках с использованием здоровьесберегающих технологий. В гимназии была разработана и успешно реализуется на протяжении 3 лет здоровьесберегающая программа «Здоровые дети-будущее России». Результаты работы данной программы просматриваются как в образовательном процессе, так и во внеурочной деятельности.
На уроках ученики должны быть мотивированы на положительный результат и доброжелательное отношение друг к другу. Такой эффект может быть достигнут лишь при комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения, наиболее результативными из которых являются – метод имитации, метод проектов, игровой, метод регламентированного упражнения, методы анализа, сравнения, соревновательный метод.
В начальной школе на уроках физической культуры учителями применяется технология “Са-фи-дансе”. Наряду с этой программой используется авторская технология Ж.Е. Фирилевой “Са-фи-дансе” по танцевально-игровой гимнастике. Данная технология направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей обучающихся, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей. Основной целью технологии является содействие всестороннему развитию личности младшего школьника средствами танцевально-игровой гимнастики. Обучение по этой программе создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.
Эта система основана на повышении интереса к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий, таких как:
Танцевально-ритмическая гимнастика.
Представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.
Игроритмика.
Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Игрогимнастика.
Служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.
Игротанец.
Направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы).
Нетрадиционные виды упражнений:
Игровой самомассаж.
Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
Пальчиковая гимнастика.
Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.
Музыкально-подвижные игры.
Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.
Креативная гимнастика.
Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. В нее входят музыкально-творческие игры, специальные задания.
Игропластика.
Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древнегимнастических движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Кроме радостного настроения и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.
Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.
Очень важно в вводной части урока по физической культуре не только разогреть мышцы и суставы, но и “настроить” чувства, т.е. подготовить детей эмоционально к предстоящему занятию при помощи “эмоциональной разминки”. Проводя “эмоциональную разминку”, задача педагога - научить своих воспитанников “вслушиваться” в ощущения, возникающие в мышцах при выполнении физических упражнений, наслаждаться этими ощущениями, запоминать их. В этом помогают упражнения, которые дают образное представление о формах движения, выражающих эмоциональное состояние души (например, “Грустный и веселый”, “Гномы и великаны”, “Холодно – жарко” и т.д.). А это, по существу, слово, ставшее видимым в жесте, мимике, движениях тела. В зависимости от того, в каких формах проявляются движения - пластически-округлые, плавные или, наоборот, резкие, угловатые, прямолинейные, можно судить о состоянии души. Поэтому на физкультурных занятиях, проводимых под музыкальное сопровождение, использую красочные рисунки, световые и цветовые эффекты, подчеркивающие сущность выполняемых упражнений и вызывающие эмоциональный подъем. Все это помогает гармоническому развитию личности.
На занятиях воспитывается чувство коллективизма, интенсивно формируется двигательное воображение - основа творческой, осмысленной моторики. С этой целью на уроках детям предлагаются специальные игровые задания, выполняя которые ребенок преодолевает стереотип движения с данным предметом. Для этого дети придумывают новые способы применения предметов физкультурного инвентаря. Например, если этим предметом является мяч, то они придумывают новые способы применения его, пытаются рисовать им невидимые контуры, раскручивать его на полу, словно волчок, или пронести его на голове вместо шляпы.
Другую группу аналогичных заданий составляет придумывание названий выполняемых движений (“корова”, “улитка”, “силачи”). В игре ребенок экспериментирует с воображаемыми позициями, формируется способность к творческому освоению и гибкому применению двигательных образцов, умение входить в образ, эмоционально переживать целостное движение. Чтобы поднять настроение, использую упражнение, которое называется “Салют”. Дети принимают свободную позу, закрывают глаза и вспоминают, как впервые с радостным чувством нетерпеливо ожидали прекрасное зрелище - праздничный салют. Произносится: “Огонь”. После чего дети вскидывают руки вверх, подпрыгивая, кричат: “Ура”, вкладывая в этот крик радость и ликование.
В заключительной части урока для восстановления организма проводится настройку (психогимнастика, релаксация). Это формирует у детей чувство удовлетворения от проведенного занятия, создает положительный эмоциональный настрой на качественное выполнение предстоящей деятельности.
Уроки по физической культуре в начальной школе проводятся через разнообразные формы: на танцевальном и литературном материале, круговой тренировке, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность младших школьников, повысить уровень их физического и эмоционального развития. Веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты (флажки, шары, ленты, обручи), необычные игры- забавы, аттракционы, тщательно подобранное музыкальное сопровождение способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями.
Внедряя в работу комплексное сочетание программ и технологий в системе занятий физической культурой, мы пришли к выводу, что:
1. У детей повышается интерес к таким занятиям.
2. Увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости;
3.Развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
4.Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
5.Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
6.Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.
На занятиях со старшими классами особое место отводится силовой и общей физической подготовке, которая состоит в повышении физических возможностей человеческого организма. Это означает, что в юношеском организме под воздействием постоянного увеличения нагрузки происходит процесс приспособляемости, т.е. настроя всех функциональных систем организма на работу в максимальном режиме. Урок построен таким образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и содержал элементы игры. Ученики получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья. Такой результат достигается в результате использования всего арсенала методов: метода максимальных усилий, метода динамических усилий, «ударного» метода. В конце урока ребята получают домашнее задание на освоение техники движений, развитие двигательных качеств, контроль за его выполнением осуществляется в конце изучения модуля. На уроках студенты учатся правильному, в полном смысле «культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие ученика.
На уроках применяется способ круговой тренировки, в основе которого лежат три метода:
Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.
Поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой выносливости.
Интенсивно-интервальный используется с ростом уровня физической подготовленности.
Совместно с учениками разработан комплекс общей физической подготовки способом круговой тренировки. У учеников появился живой интерес к систематическим занятиям физической культурой. Им стало небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз сделают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на перекладине, сколько раз отожмутся. У них постоянно идет соперничество между собой, группами, они стали жить в соревновательном движении.
На занятиях физической культурой юноши приобретают не только технические навыки, но и навыки организатора. С этой целью ребята самостоятельно подготавливают обзор спортивных новостей за неделю в городе, крае, стране, мире и выпускают информационный бюллетень «Новости спорта», разрабатывают комплексы общих развивающих упражнений для разминки, выстраивают индивидуальную траекторию обучения. У ребят воспитываются те качества, которые характеризуют их отношение к делу: целеустремленность, трудолюбие, добросовестность, настойчивость, самостоятельность, изобретательность. Также развиваются и обязательные специфические волевые качества: решительность и смелость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, которые необходимы им в будущей трудовой деятельности и способствуют карьерному росту.
На уроках и внеурочной деятельности обеспечиваются условия для
постепенного перехода от коллективно-распределительных форм учебной
деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на
самостоятельную работу обучающихся и переход к саморегуляции и
самокоррекции. С этой целью применяется технология портфолио,
адаптированная к преподаваемой дисциплине.
«Необычное путешествие»
(урок с использованием физкультурно-оздоровительной технологии «Са-Фи-Дансе», детей 1 класса совместно с родителями).Учитель: В.Ю. Долгих
Цель: совершенствовать физические навыки детей.
Задачи:
Учить:
Пролезать из обруча в обруч боком.
Закреплять умение:
Ходить по веревке змейкой
Ходить в разных построениях.
Совершенствовать:
Ходьбу врассыпную
Прыжки из обруча в обруч
Ходьбу по ребристой доске
Дружеские взаимоотношения во время игры.
Индивидуальная работа:
Следить за правильным выполнением движений.
Индивидуальная помощь детям в основных видах движений.
Оборудование:
Музыка.
Ребристые доски – 2шт.
Обруч – 3шт.
Веревка – 1 шт.
Обручи на стойках – 5шт., 2 стойки.
Части урока. Виды деятельности Содержание Время Музыкальное сопровождение
Организационный момент.
Вводная медитация. Дети и родители стоят в кругу. Медитация и самомассаж «С добрым утром»
С добрым утром, глазки!
Вы проснулись? Да! (поглаживают глаза)
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись? Да! (потягивание ушных раковин вверх и вниз, растирают ладонями)
С добрым утром, носик!
Ты проснулся? Да! (поглаживают нос большим пальцем)
С добрым утром, щечки!
Вы проснулись? Да! (подушечками пальцев легко постукивают по щекам)
С добрым утром, ротик!
Ты проснулся? Да! (вытягивают губы трубочкой, затем широко улыбаются)
С добрым утром, дети!
Вы проснулись? Да! (хлопают в ладоши)
40 сек. Спокойная музыка
«Утренняя молитва» П.И. Чайковский
Вводная часть:
Разные виды ходьбы
-в колонну по одному
-ходьба парами, врассыпную 1,5 минуты
Марш «Москва» О.ГазмановИгропластика«Мышка», «Котенок»
Бег: в колонну по одному, врассыпную
1 минута
русская – народная хороводная
Игроритмика «Буратино» с захлестом. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед с хлопками, ходьба с восстановлением дыхания 1 минута Буратино
Игротанец«Веревочка» - скрестный шаг 30 секунд
Кавказская мелодия
Дыхательная гимнастика «Волны шумят» 40 секунд
Спокойная музыка шум волн
Основная часть
ОРУ без предметов
«Плывем на корабле» в парах с родителями
«Поднять паруса!»
И.п. ребенок и взрослый сидят спиной друг к другу, держат друг друга за руки, ноги вытянуты вперед. 1-4 – поднять руки через стороны вверх; 5-8 – и.п. (5 раз)
«Только вперед»
И.п. взрослый сидит за спиной ребенка, их руки опущены, ноги вытянуты вперед. 1-4 – наклониться вперед, руки вытянуть вперед; 5-8 – и.п. (6раз).
И.п. стоя на коленях лицом друг к другу, держась за руки. 1-2 – сесть вправо, влево на пол, руки не расцеплять; 3-4 – и.п. (6раз).
«Теплая морская вода»
И.п. взрослый сидит за спиной ребенка, руки опущены, ноги вытянуты вперед. 1-3 – наклониться вправо, коснуться руками пола, вернуться в и.п.; 4-6 – наклониться влево, коснуться руками пола, вернуться в и.п. (по 3 раза).И.п. сидя на полу, ноги прямые, соприкасаются стопами, руки в упоре сзади. 1- ребенок сгибает ногу, взрослый оказывает давление на нее, оттягивает стопу; 2 – обратное движение; 3-4 – то же другой ногой (8раз).
И.п. стоя лицом друг другу, взявшись за руки, руки в стороны. Прыжки одна нога вперед, другая назад, руки не расцеплять (3раза по 10 прыжков).
2 минуты 30 секунд
«Зарядка» А-студиоОВД
Дети вместе с родителями выполняют упражнения
Ходьба по ребристой доске
Прыжки из обруча в обруч
Ходьба змейкой по веревке
Пролезание из обруча в обруч 4 минуты 10 секунд
Бременские музыканты
Музыкально-ритмическая игра «Третий лишний»
Все играющие стоят в парах по кругу. Одна пара изображает: один ловишка, другой водящий. Ловишка догоняет водящего тот убегает и встает к любой паре либо впереди, либо сзади пары. Дальше убегает тот кто оказался лишним либо впереди стоящий, либо сзади стоящий. 1 минута
Мелодия из мультфильма «Мама для мамонтенка»
Заключительная часть
Игропластикахатка – йога «Купание жабы»
И.п. стоя, мышцы тела расслаблены, колени чуть согнуты, руки вдоль тела. Руки от груди расходятся в стороны, каждая рука описывает круг; одновременно расправляются ноги, расправляется грудная клетка, втягивается живот, вытягивается шея и приподнимаются пятки. Так делается несколько кругов.
руки через стороны сходятся перед грудью. При этом совершаются те же сопутствующие движения, что и в первой фазе. 1 минута
Музыка для медитации
ИгротанецОбщий танец с родителями в ритме музыки 1 минута Ритмическая музыка
Релаксация «Солнышко и тучка»
Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнышко зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (выдох). 1 минута
Спокойная музыка
«Лунная Соната» Бетховен
Итог занятия
ПсихогимнастикаРитуал окончания занятия 4 минуты Спокойная музыка
«Лунная Соната» Бетховен
Занятия с применением технологии «Са-фи-дансе» (учитель Долгих В.Ю.)