МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: Использование инновационных педагогических технологий в процессе преподавания профильных дисциплин



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

В наше время, когда активно развивается научно - технический прогресс, за основу берется новый вектор направления в профессиональном образовании, в учебный процесс образовательных учреждений вводится все больше прогрессивных и инновационных методов и приемов, которые применяются на учебных занятиях.
В современной социально-экономической среде уровень образования, эффективность деятельности учебного заведения по профессиональной подготовке высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов в значительной мере зависит от результативности внедрения технологий обучения, основанных на новых методологических принципах, современных дидактических принципах и психолого – педагогических теориях, которые развивают деятельностный подход к обучению.
Основной чертой любой технологии обучения является ориентация на четко определенные цели, определение принципов и разработк у приемов оптимизации образовательного процесса, а также применяемых методов оценивания. Поэтому общие особенности современных технологий обучения в учебных заведениях можно сформулировать таким образом:
1. ориентация на новые методологические принципы, современные дидактические принципы, которые раскрывают механизмы усвоения знаний;
2. всестороннее развитие личности студента, обеспечение продуктивности воспроизведения информации, а также развития творческого мышления за счет повышения содержательности и структурированности информации, качественного изменения мотивационного компонента обучения;
3. достижения в процессе учебно – познавательной деятельности ряда результатов:
умение определить направления и методы самореализации в окружающей социально – культурной среде в условиях его техногенности и стремительного повышения иинформационности:;
постоянное эффективное стимулирование интеллектуального развития, потребности в активном, целенаправленном самообразовании, формирование соответствующих психологических качеств личности, необходимых в условиях информационного общества;
обеспечение надлежащей базовой подготовки и создание условий для получения широкого базового образования, формирование профессиональных умений и навыков;
рост профессиональной направленности обучения в учебных заведениях предусматривает оптимизацию и гармонизацию процесса превращения студента в яркую личность специалиста. Все это позволит усовершенствовать непрерывный процесс формирования умений и навыков профессиональной деятельности.
Под современными технологиями следует понимать не только информационные технологии, ориентированные на интенсивное использование ПК, а такие технологии, в которых первостепенное значение уделяется развитию творческих способностей студентов, совершенствованию методики организации самостоятельной работы, развития логики.
Новые современные технологии обучения – это совокупность форм, методов, средств, приемов, которые позволяют студентам получить качественное образование. Принято к ним относить: модульно –рейтинговое, интегральное обучение, информационные технологии обучения (компьютеризация учебного процесса). Несмотря на выбранную технологию обучения, следует преследовать главную цель, которая заключается в достижении высоких результатов в формировании знаний студентов, в решении проблемы активизации процесса обучения, то есть использование прежде всего новых и эффективных методов и приемов.
Под проблемой решения педагогических инноваций в учебном процессе следует понимать целенаправленную деятельность преподавателя, которая связана, прежде всего, с целью разработки и применения таких форм, методов и средств обучения, которые бы способствовали повышению познавательного интереса студентов, активности, творчества в получении знаний и навыков и дальнейшего их использования на практике. Для достижения цели по совершенствованию знаний и умений студентов при изучении профильных дисциплин следует применять новейшие методы и приемы обучения. Так, рассмотрим некоторые из них.
Интегральное обучение – технология обучения, в основе которой лежит комплексное решение каждой проблемы. На сегодняшний день интегральный подход к обучению является не только актуальным, но и перспективным. Построение предметного обучения по интегрированному типу отвечает задачам личностно – ориентированного обучения, так как дает возможность выявить отношение ученика к окружающему миру. Интегрированный подход – это создание целостной картины действительности, «образа мира».
Принципами интегрированного обучения являются:
1. подача учебного материала на интегрированной основе;
2. формирование целостных знаний;
3. развитие личностного потенциала.
Целью интегрированного обучения является создать оптимальные условия для развития и самореализации студента путем формирования целостных знаний об изучаемом объекте.
Задачами интегрированного обучения при изучении профильных дисциплин являются:
раскрыть личностный потенциал студента;
формировать интерес, реальные мотивы умение;
стимулировать механизм самоактуализации и самореализации студента.
Интеграция предполагает поиск совместных платформ для сближения предметных знаний и получения новых на стыке традиционных;объединение усилий учителей разных предметов, интеграция знаний об определенном объекте изучения, полученных средствами различных учебных дисциплин.
Интерактивность в обучении можно объяснить как способность к взаимодействию, обучение в режиме беседы, диалога, действия. Следовательно, в дословном понимании интерактивным может быть назван такой метод, в котором тот, кто учится, является участником, то есть совершает нечто: говорит, управляет, моделирует, пишет, рисует подобное. Он не выступает только слушателем, наблюдателем, а активно участвует в происходящем, собственно создавая это явление.
Интерактивное обучение при изучении профильных дисциплин – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную цель – создать комфортные условия обучения, в которых каждый студент почувствует свою успешность, интеллектуальную способность. Суть интерактивного обучения в том, что учебный процесс осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех студентов. Это совместное обучение и взаимообучение (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), где и преподаватель и студент являются равноправными, равнозначными субъектами обучения. Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблемы на основе анализа обстоятельств. Оно эффективно помогает формированию навыков и умений, формированию ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимопомощи.
Интерактивные формы и методы обучения в изучении профильных дисциплин, в отличие от традиционных, более эффективны в усвоении учебного материала, побуждают студентов к творческой работе и формируют личную позицию относительно восприятия содержания обучения.
Главные преимущества интерактивных форм и методов – это создание атмосферы сотрудничества по схеме: преподаватель – студент, студент – студент, студент – компьютер.
Основной целью такой технологии обучения является развитие личности и способа построения личного мировоззрения. Основу мотивации студентов составляет достижения успеха и самореализации личности.
Для изучения учебного материала часто используется лекция. К приемам активизации познавательной деятельности студентов во время занятия можно отнести добавление к преподаванию нового материала задачи проблемного характера, использование преподавателем ярких примеров и фактов, подключение студентов к их обсуждению, подтверждения тех или иных теоретических положений примерами, использование наглядно – образного материала и технических средств обучения.
Лекционные занятия могут проводиться в различной форме: лекция – беседа, лекция – дискуссия, бинарная лекция. И вообще, лекциями стоит подавать лишь фрагментарно новый углубленный материал в начале изучения нового смыслового блока (модуля), и учитывая то, что информация должна быть все же известной студентам, чередовать лекционный материал с практическими видами работ, проведением закрепляющих бесед, тестовых заданий.
Логическим продолжением аудиторной учебно –познавательной деятельности при изучении профильных дисциплин является научно – кружковая работа, которая направлена на удовлетворение интересов и запросов студентов. Такой деятельностью может быть реферативная работа, проведение исследований, конкурсов и выставок творческих работ, которые имеют привязку к темам, которые изучаются; подготовка и проведение тематических вечеров, диспутов, конференций.
Среди педагогических инноваций значительное место занимают активные формы. Так, например, деловые игры могут применяться в образовательном процессе с исследовательской целью и учебной целью, реализация которых достигается моделированием профессиональной компетентности специалиста. Деловая игра, по сути, это активное занятие, в ходе которого студенты приобретают профессиональных навыки и практический опыт.
Также на учебных занятиях могут использоваться следующие активные методы:
1. «Мозговой штурм» - опрос студентов пройденного материала. Студентам предлагается тема (проблема) для рассмотрения, которую надо решить. Мозговой штурм – метод коллективного обсуждения, поиск решений, побуждает участников к творчеству .Способствует свободному выражению мнений всех участников и помогает решать конкретные проблемы.
2. Метод «Пресс» – проводится итог на основе приведенных аргументов, фактов, которые демонстрируют доказательства и обобщения мнений.
3. Метод «Личная позиция» – проведение параллелей 2 группами студентов, выводы, обобщения.
4. «Дневник двойных заметок» – информация – комментарий к ней.
5. Взаимные вопросы.
Для использования предлагаются также задания, которые выполняются студентами, ориентируясь на новые и интересные методические принципы:
1. Идея свободного выбора – студент выбирает задание, написанное на доске.
2. Использование карточек, дифференцированный подход к оценке знаний. (Этот метод используется при проведении работы на закрепление материала, повторение изученного).
3. Проведение тестовых заданий (комплексных в том числе).
4. Дневник двойных заметок – информация – комментарий к ней.
5. Взаимные вопросы
6. Упражнения на развитие ассоциативного мышления (подобрать к словам как можно больше синонимов; с помощью глаголов определить свое эмоциональное состояние).
7.Кейс – технология – учебно – методические материалы четко структурированы и соответственно комплектуются в специальный набор и представляемые студентом для самостоятельного обучения с периодическими консультациями преподавателя.
Под информационной технологией обучения понимают такую модель учебно – воспитательного процесса, в которой цель достигается за счет наиболее полного использования возможностей компьютеров и программного обеспечения.
Цель такой технологии обучения – подготовка студентов к комфортного самочувствия в условиях информационного общества.
Новые информационные технологии при изучении профильных дисциплин предполагают:
Интенсификацию обучения;
Формирования информационной культуры учащихся.
Таким образом, методы активизации обучения – это такие способы и приемы педагогических действий, которые побуждают студентов к активной работе мысли, творческих, исследовательских подходов в поисках истины в науке и практике.
Используемые педагогические технологии при изучении профильных дисциплин дают возможность привлечь каждого студента к активной познавательной деятельности, а это способствует развитию критического мышления, диалогической речи, умения доказывать, студенты приобретают навыки сотрудничества, коллективного поиска решений, принимают активное участие в обучении и передачи своих знаний другим.
В процессе подготовки к практической работы происходит овладение творческим подходом к теории и применения своих знаний на практике, постепенно вырабатываются навыки самостоятельной работы над теоретическим материалом, развивается умение анализировать и делать выводы, осознавать практическое значение темы, которая изучается. Студенты получают знания, формируют навыки профессиональной деятельности, развивающие личность.

Литература
1. Внедрение инновационных технологий в учебный процесс – один из факторов достижения нового уровня конкурентоспособности будущих специалистов// Организация учебно – воспитательного процесса . Опыт работы высших учебных заведений И-II уровней аккредитации. Выпуск 9, стр.180-195
2. Внедрение интерактивных технологий // Организация учебно – воспитательного процесса . Опыт работы высших учебных заведений И-II уровней аккредитации. Выпуск 9, стр.161-174
3. Обеспечение качества высшего образования – важное условие инновационного развития государства и общества// Информационный выпуск – выпуск 12, стр.3-18
4. Интегрированные технологии в обучении// Организация учебно – воспитательного процесса . Опыт работы высших учебных заведений И-II уровней аккредитации. Выпуск 10 – с.80-85
5. Морзе Н.В. Дистанционная технология как основа современных информационных технологий в обучении// Новые технологии обучения. Научно – методический сборник. Выпуск 30, с.32-42
6. Технология использования инновационных и нетрадиционных форм занятия//Организация учебно – воспитательного процесса . Опыт работы высших учебных заведений И-II уровней аккредитации. Выпуск 10 – с.140-160









13PAGE 15


13PAGE 14615




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715