Статья Обучение говорению младших школьников на уроке английского языка


СТАТЬЯ «ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
Говорение - продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. На начальном этапе обучения иностранному языку говорение выступает и как средство, и как самостоятельная цель обучения. Говорение на уровне репродукции языковых и речевых образцов используется для закрепления фонетических, лексических и грамматических навыков. Для того чтобы данный процесс не стал механическим, скучным, рекомендуется использование различных игровых ситуаций, конкурсов и соревнований.
Во вводно-фонетическом курсе, цель которого - формирование фонетических навыков, говорению должно отводиться столько же времени, сколько и связанному с ним аудированию. Дети должны постоянно отрабатывать произношение звуков, правильно делать ударение в словах и выделять смысловой центр в предложении, различать интонацию изучаемых типов предложений. Вырабатывая умение различать на слух особенности английской речи, дети учатся имитировать новые для них звуки и мелодику предложений. Важно также формировать у младших школьников навыки само- и взаимоконтроля, постоянно вовлекая их в процесс общения на уроке и побуждая анализировать восприятие речи, как собственной, так и своих одноклассников.
Тренировочные упражнения на развитие навыков и умений говорения служат ещё и для отработки лексических и грамматических навыков. Традиционно с этой целью используют упражнения на повторение, подстановку, трансформацию и на соединение нескольких речевых образцов. Рекомендуется на этих этапах уроков включать игры на отгадывание, игры с элементами информационного пробела (information gap activities) и другие, способные превратить рутинное задание в увлекательное соревнование. Важно, чтобы эти задания основывались на использовании аудиозаписей в классе и самоподготовке.
Обучение говорению всегда обусловлено ситуациями общения. В курсах, имеющих коммуникативную направленность, ситуации общения и речевые задачи должны быть понятны учащимся и не должны выходить за рамки их реального или потенциального контекста деятельности. Любое задание, имеющее целью монологическое или диалогическое высказывание, может быть выполнено при соблюдении следующих условий:
• учащиеся понимают суть задания;
• речевые задачи основываются на сюжете, интересном для детей данного возраста, что является естественным стимулом к говорению;
• им есть что сказать, т. е. они владеют нужной информацией;
• видеоряд и формулировка задания дают необходимый уровень содержательных, речевых и языковых опор;
• учащиеся уже овладели речевыми образцами, необходимыми для решения данной коммуникативной задачи;
• у учащихся имеются необходимые языковые средства (набор слов и грамматических структур) для требуемой подстановки/ трансформации/дополнения или соединения в рамках поставленной коммуникативной задачи.
Говорение может реализовываться в форме монолога или диалога. Диалогическая речь - форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Диалоги явно преобладают на занятиях по иностранному языку как форма общения более естественная в учебных ситуациях, особенно на начальных ступенях обучения. При обучении диалогу особое внимание следует уделить такой характеристике диалогической речи, как реактивность. Необходимо тренировать учащихся в быстроте реагирования на привычные речевые стимулы (на приветствие/прощание, на вопрос о самочувствии, на вопрос о том, что он/она делает или собирается делать и т. д.). На начальном этапе целесообразно идти от заучивания простейших диалогов или диалогических единств к их последующему комбинированию, трансформации в соответствии с новой речевой задачей или ситуацией общения.
Отдельной задачей является обучение монологической речи - форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда и к самому себе - требующей соблюдения логики и последовательности изложения мысли, смысловой законченности высказывания, его соответствия поставленной задаче, а также использования соединительных слов или союзов.
Во 2 классе, когда только начинается формирование навыков монологической речи, нет строгого разграничения на типы монолога, так как основной акцент делается на расширение использования языкового материала, его накопление и комбинирование в рамках различных речевых ситуаций.
В 3 классе, активно идет формирование умений монологической речи: дети учатся рассказывать о своей семье, увлечениях, домашних питомцах; описывать внешность человека, внешний вид и повадки животных, рассказывать о временах года и характерных для них забав в рамках изучаемого лексико-грамматического репертуара.
В 4 классе, продолжается формирование умений монологической речи: дети учатся давать краткие сведения о своих родных местах и их достопримечательностях. Практика показывает, что речевые ситуации близкие к реальной жизни помогают повысить эффективность урока, активизировать речевую деятельность обучающихся, повысить их интерес к языку.
Таким образом, использование различных речевых ситуаций на уроках английского языка позволяют придать речи обучающихся характер естественной иноязычной коммуникации, последовательно усложнять и изменять учебно-речевые действия, обеспечить повторяемость усвоенного лексико-грамматического материала, таким образом активизировать речевую деятельность школьников по всем аспектам.
Список литературы
1. Английский язык: пособие для учителя / [М.В. Вербицкая, О.В. Оралова, О.С. Миндрул, Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд]; под ред. проф. М.В. Вербицкой.- М.:Вентана-Граф:Pearson Education Limited, 2012
2. Английский язык: программа: 2-4 классы / М.В. Вербицкая.- М.: Вентана-Граф, 2013 (FORWARD)
3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991.
4. Примерная образовательная программа начального общего образования.- М: Просвещение, 2010
5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам / М.: АСТ Астрель, 2008.