Развитие личности ребёнка через обновление содержания преподавания и внедрение инновационных технологий

Министерство образования и науки Республики Хакасия
ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»

Кафедра педагогики и психологии ХРИПК и ПРО


Материалы к республиканскому педагогическому марафону
«Развитие профессиональной культуры педагога как фактор повышения учительского потенциала»






ТЕМА : Новое качество образования и современные образовательные технологии.


Развитие личности ребёнка через обновление
содержания преподавания и внедрение инновационных технологий.











Выполнила: Бабич Г.А., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ№11»










Современная школа, ориентированная на повышение качества образования,
должна ещё максимально адаптировать выпускников, которым придётся жить и приспосабливаться к различным изменениям и спросам экономики и рынка труда. Учителя имеют в своём арсенале достаточное количество инновационных технологий. Задача педагогов - последовательно и эффективно применять их. В отличие от традиционного обучения, нацеленного на получение «готовых» знаний, их заучивание и воспроизведение в том же виде, инновационное обучение активизирует процесс познания, понимания, востребует креативность учащихся всех возрастов.
АКТУАЛЬНОСТЬ работы в инновационном режиме продиктована определёнными причинами: нужно научить учащихся работать с информацией, поднять читательский уровень детей, научить обучающихся иметь свою точку зрения и аргументировать её, то есть школа должна выпускать социально – адаптированные личности.

Традиционный и инновационный подход к обучению.
Традиционная модель(когнитивная- знания, умения, навыки)
Инновационная модель (личностно-развивающаяся)

Задача и миссия учителя- передать знания и опыт предшествующих поколений
Неотъемлемое свойство- доминирующая репродуктивная деятельность обучаемых
Экстенсивный характер образовательного процесса
Длительность обучения
Нацеленность на результат
Результат образования оценивается количественными показателями
Модель более ориентирована на процесс, чем на результат
задача учителя - научить получать знания
Креативная деятельность обучаемых
Интенсивный характер образовательного процесса
Нацеленность на непрерывное образование в течение всей жизни
Результат образования оценивается качественными показателями (компетенции)

Модель более ориентирована на результат, достигаемый собственными усилиями обучаемого,


Учитель всегда ждёт от своих учеников интересных, неожиданных, личностно-ориентированных нестандартных творческих работ. Как этому научить? Традиционной системы недостаточно. Новые педагогические технологии и предполагают развитие самостоятельности мышления как мировоззрения в целом, как философии и психологии отношения к жизни.
Современные исследователи в области внедрения новых педагогических технологий, как на Западе, так и в России, считают, что совокупность качеств и умений, обуславливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и учителя, могут быть воплощены лишь через воспитание базового отношения к себе и миру, подразумевающее вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию.
Применение новых педагогических технологий позволяет выстроить собственную траекторию развития и образования каждому субъекту образовательного процесса.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Создание механизма внедрения новых педагогических технологий в образовательное пространство школы с целью повышения качества обучения и воспитания социально – адаптированной личности.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – качество учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.
ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является процесс обучения учащихся в инновационном режиме.
ГИПОТЕЗА РАБОТЫ:
Внедрение новых педагогических технологий способствует включению обучающихся в осознанный процесс саморазвития, самореализации, социализации личности школьника.

ЗАДАЧИ РАБОТЫ:
1. Научить обучающихся самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить.
2. Разработать систему мониторинга эффективности применения той или иной педагогической технологии в повышении качества образования.
3. Освоить новые педагогические технологии, направленные на создание условий для качественного обучения и формирования личности, обладающей интеллектуальными умениями, мыслительными и коммуникативными навыками, умением решать разнообразные проблемы, работать с количественными данными, тесно и продуктивно сотрудничать с другими людьми.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ: социализация личности, высокое качество результатов обучения и воспитания, обеспечение доступности качественного образования, создание условий для сохранения здоровья обучающихся, освоение ИКТ в полном объёме, выработка потребности в непрерывном образовании, способность к интегральному использованию знаний.

1. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПУТЁМ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.


Российская действительность в последние десятилетия характеризуется наличием разрыва между уровнем подготовки человека системой образования, его реальными возможностями, и тем, что от него требует общество. Неудовлетворенной стала вся программа обучения и воспитания снизу доверху, всё содержание современного школьного обучения. Причина этого лежит, прежде всего, в бурном развитии производства, науки и социальной жизни. Люди создали себе такие условия жизни, к которым традиционная система обучения уже не может подготовить. На основании этого очевиден следующий вывод: существующая парадигма образования не удовлетворяет запросам современного общества; назрела необходимость перехода к другой модели образовательной системы. Проблема возрастающего объёма знаний, необходимого для усвоения подрастающим поколением, обусловлена недостаточностью основы построения модели образовательной системы для современных условий. Анализируя систему образования в рамках исторического времени, необходимо отметить увеличение степени отклонения от цели образовательной системы, аналогично увеличивающемуся разрыву между знаниями, умениями, навыками обучаемых, программным содержанием образования и запросами общества.
1.1Основой модели образовательной системы является понимание сущности человека, назрела необходимость перехода от затратной модели образования к развивающей. Существующая система образования обеспечила выход, в основном, на знания, умения, навыки. Не реализованным оказался необходимый уровень творческого мышления обучаемых, который определяет самостоятельность обучения, способность создавать новые знания, способность к саморазвитию, что является в современной социально-экономической ситуации необходимым условием для устойчивого существования государства, цивилизации. Педагогическая наука на современном этапе стала уделять внимание достижениям естественных наук в области изучения человека, его сложной биоэнергетической структуры, самообразованию и самовоспитанию человека его саморазвитию, рефлексивной деятельности, способам мыследеятельности. Современная система образования не реализует деятельностного подхода, организации системного мышления, обеспечивающего эффективность усвоения содержания обучения. Увеличивающийся разрыв между уровнем подготовки подрастающего поколения и запросами общества создаёт противоречие, являющееся источником развития новой образовательной модели-парадигмы, причём изменения модели образовательной системы уже начались и обусловлены возникновением в недрах существующей системы образования инновационной педагогики. Инновационное обучение призвано определить ведущую роль субъектов обучения, целевое управление достижением прогнозируемого результата, системность и непрерывность обучения, технологизированность.
Деятельностный подход в обучении - это основа создания учебного пространства, обеспечивающего развитие ученика как личности- развитие физических, умственных, нравственных, коммуникативных способностей. Самое главное в инновационном образовании - формирование и развитие системы деятельности обучаемых, определяющей развитие системы способов мышления. Уровень развития творческих способностей учащихся, эффективность познания культурных ценностей определяется степенью овладения учащимися способами мышления. В системе инновационной педагогики общим стержнем учебной деятельности является инвариантный алгоритм, отражающий деятельность человека(антропологический принцип, принцип природосообразности): мотивация учебной деятельности -построение цели учебного занятия, выработка плана деятельности и работа по плану(достижение цели), обсуждение результатов деятельности – рефлексия.
Принцип природосообразности определяет построение учебного пространства, отражающего особенности окружающего мира, поэтому в инновационной педагогике используется организация учебной деятельности в системе малых групп. Это обеспечивает реализацию индивидуальной и коллективной мыслительной деятельности, что в свою очередь создаёт условия развития, саморазвития учащихся.
Оснсвным свойством всех систем инновационной педагогики является стремление воспитать человека, способного самостоятельно добывать знания, жить в обществе, природе согласно их законам, уметь принимать решения и отвечать за них. Таким образом, для эффективного познания мира актуально самостоятельное овладение учащимися способами мыслительной деятельности.

1.2 ПРИМЕНЯЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

В настоящее время понятие педагогических технологий прочно вошло в словарный обиход, а их использование стало одним из инновационных и продуктивных направлений образования. Каждый педагог обязан активизировать творческий потенциал учащихся с помощью современных педагогических и информационных технологий.
Если вы задумывались, как в эпоху информационного общества научить учащихся самих добывать информацию, развивать способности учащихся к самостоятельной работе с информацией любой сложности, формировать у учащихся навыки самообразования, организовывать групповую и парную работу на уроке, создать на уроке атмосферу свободного общения, то технология «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО» для творчески работающих учителей.
В этой связи возникает вопрос: что же такое критическое мышление и главное – как его можно развивать?
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Критическое мышление не обязательно должно быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждения другого человека как свои собственные. Самостоятельность, таким образом, есть важнейшая характеристика критического мышления.
Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья»: фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. Следовательно, сложность обучения критическому мышлению состоит отчасти в том, чтобы помочь ученикам разглядеть бесконечное разнообразие окружающих нас проблем.
В-четвёртых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознаёт, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих. Критически мыслящий человек, вооруженный сильными аргументами, способен противостоять даже таким авторитетам, как печатное слово, сила традиции и мнение большинства, им практически невозможно манипулировать. Именно разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений о поступках или ценностях лежит в основе большинства определений критического мышления.
И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем, обмениваемся с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда используют на своих уроках всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся. В конечном итоге любой критический мыслитель работает в неком сообществе и решает более широкие задачи, нежели только конструирование собственной личности. Поэтому необходимо уделять большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умения слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами школы.
«Будущее принадлежит тем, кто критически анализирует и выстраивает свою собственную реальность» (И.Г.Агапов)
«Обществу угрожает опасность застоя, если оно заглушит в себе критически мыслящие личности» (П.Л.Лавров)»

1.3. КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это
Поиск здравого смысла- как рассудить объективно и поступить логично с учётом как своей точки зрения, так и других мнений.
Умение отказываться от собственных предубеждений.
Открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на личный жизненный опыт.
Знание, создающее мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
Существуют четыре этапа развития критического мышления:
1. Ученик видит мир черным или белым, правильным или неправильным.
2. У учащегося появляется склонность к сомнению.
3. Ученик начинает мыслить аналитически, не рассматривает знание как абсолют, не принимает чужое мнение безоговорочно.
4. Появляется умение проводить анализ и синтез информации, пользоваться объективными аргументами при определении точки зрения и менять их с появлением новой информации.

КРИТИЧЕСКИ МЫСЛЯЩИЙ УЧЕНИК УМЕЕТ:
1. Использовать различные техники решения проблемных ситуаций.
2. Анализировать информацию на разных уровнях.
3. Отстаивать свою точку зрения или менять её в зависимости от очевидного, строя умозаключения и логические цепочки доказательств.
4. Искать информацию и собирать её из разных источников.

КРИТИЧЕСКИ МЫСЛЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК ВЛАДЕЕТ:
1. Разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения.
2. Техниками формулировки вопросов.

Критически мыслящий человек имеет высокий уровень осмысленности обучения.
Мы должны научить детей:
1. Мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией.
2. Создавать собственные творческие работы.
3. Взаимодействовать с окружающим миром.
4. Общению и сотрудничеству с другими людьми.
1.4. Задачи технологии:
Создать условия, обеспечивающие открытые и требовательные отношения.
Обучать умению ставить перед собой познавательные цели и планировать их достижение.
Развивать умение почувствовать возможность многообразия видения текста (авторское, моё и окружающих меня людей).
Развивать способности школьников через умение работать с информацией.
Цели технологии:
Подготовка к жизни в открытом обществе, социализация личности, привитие доброжелательного отношения к окружающим.
«Цель всей технологии РКМЧП также состоит в том, чтобы пробудить исследовательский «аппетит» учащихся» (И.О.Загашев)
Базовая модель развития критического мышления основана на предпосылке: то, что человек знает, определяет то, что он может выучить. Это осознание учащимися процесса протекания познания: что знал, что узнал, что осталось непонятым.
Специфика технологии:
1. Технология рассчитана не на запоминание, а на творческий процесс осознания мира.
2. Учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.
3. Технология провоцирует интерес, желание разобраться, высказать своё мнение.

В основе данной технологии лежат:
Базовая трехфазная модель;
набор методических приёмов, стратегий;
создание условий, способствующих развитию КМ;
следование определённым коммуникативным и поведенческим условиям: уважение к личности ребёнка, принятие разных точек зрения;
учёт индивидуального стиля учебной деятельности;
готовность идти на оправданный риск; соблюдение правила трёх «не»: не поправлять, не критиковать, не морализировать.

1.5. Технологические этапы урока:
1 фаза.- Вызов.(пробуждение уже имеющихся знаний, интереса к получению новой информации)
2 фаза - Осмысление содержания (получение новой информации).
3 фаза – Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

СТАДИЯ ВЫЗОВА.

ФУНКЦИИ
СТРАТЕГИИ
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ

Мотивационная (побуждение к новой работе с новой информацией, побуждение интереса к теме)
Информационная
(вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)
Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)
1. Банк предложений
2. Кластер
3. Таблицы
знаю/хочу узнать/узнал
до и после(заполняется первая часть)
4. Стратегии
вопросительные слова
толстый и тонкий вопрос
Стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изученной теме.
Фиксировать и систематизировать полученную информацию
Учителю важно воздержаться от оценок вслух.










СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

ФУНКЦИИ
СТРАТЕГИИ
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ

Информационная – получение новой информации
Систематизационная – классификация полученной информации по категориям знания
1. Чтение с остановками
2. Метод «Зигзаг» (взаимообучение)
3. Инсерт-значки по ходу чтения
4. Стратегия «Идеал»
5. Где? Когда? Как?
6. Бортовой журнал
7. Дискуссии
8. Шкала нравственного выбора
Если учитель сам является источником информации, то его задача состоит в ясном и привлекательном её изложении.
Если ученики работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.
Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.




РЕФЛЕКСИЯ
ФУНКЦИИ
СТРАТЕГИИ
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ

Коммуникационная- обмен мнениями о новой информации
Информационная- приобретение нового знания
Мотивационная- побуждение к дальнейшему расширению информационного поля
Оценочная- соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса
1.Дополнение кластеров новыми понятиями
2. Синквейн (пять строчек по правилам)
3. «Банк предложений»
4. Сравнение цитат
5. Детализация
6. Визуализация
7. Пятиминутное эссе, десятиминутное сочинение
8. Рассказ по таблице
9. Почему именно на этом остановилось моё внимание
10. Ромашка Блума
Задаёт вопросы:
Что не выяснили, но хотели бы узнать?
Почему это важно?
Почему вы так думаете?
После подробного обсуждения ключевых вопросов, просит добавить новое к информации, уже записанной в начале урока.
Побуждает учащихся к постановке вопросов высокого порядка.
Оценивает работы учащихся.


Практические советы учителю, идущему на урок:
учитель на уроке не «даватель знаний», а координатор процесса познания;
используйте на стадии рефлексии те же приёмы, которые вы использовали на стадии вызова;
проверяйте правильность той информации, которая была собрана во время первой фазы;
убирайте неверную информацию;
зафиксируйте качественное приращение знаний;
проведите мониторинг эффективности технологии в целом и данного занятия в частности.




Ознакомившись с инновационными материалами, я увидела реальные результаты, которых можно достичь, используя современные образовательные технологии . Актуальность работы в инновационном режиме продиктована определёнными причинами – это неумение учащихся работать с информацией, низкий читательский уровень, неумение аргументировать свою точку зрения. Используя на своих уроках стратегии технологии критического мышления, учитель добивается того, что ученики чувствуют увереннее себя в поиске вариантов решения жизненных трудностей, постепенно привыкают к безоценочному обсуждению различных вариантов решения, учатся лучше формулировать свои мысли. Целью применения этой технологии является обучение умению определять уровень собственных знаний, пробуждению интереса к получению новой информации, обучению умения соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями. Это обучение критической оценке информации, полученной при чтении на уроках информационной грамотности и самое главное – это возникающее у учащихся желание творить.

Динамика развития познавательного интереса у учащихся 8-10 классов,

Уровни познавательного интереса


Октябрь 2007 г.
Октябрь 2008г.
Октябрь 2009 г.

высокий
16,8%
32%
52%

средний
44,6%
48%
30%

низкий
38,6%
20%
18%



Итак, включение учащихся в активную познавательную деятельность с использованием стратегий критического мышления дало положительную динамику развития познавательного интереса, что позволило учащимся поднять качество знаний по русскому языку и литературе.









Диагностика техники чтения.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Нужно отметить что роли значения грамотности и чтения, рассматриваемых в качестве компетенции базовых умений в современном обществе возросло, в связи с освоением новых носителей информации и медиа средств, а так же их активным использованием в обучении.


Диагностика качества знаний по русскому языку
8 класс 2007 год 9 класс 2008 год







Эта технология позволяет активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, использовать дифференцированный подход к изучению предмета, повышать интерес к изучаемому материалу, развивать творческие способности учащихся, нравственный и духовный потенциал личности ребёнка. Среди большого многообразия инновационных педагогических средств и методов, активно применяемых в обучении школьников, технология критического мышления занимает особое место. Она приводит к результатам, значимость которых трудно переоценить: школьники перестают просто выполнять предписанные действия за оценку – они начинают критически оценивать ситуации, самостоятельно планировать собственные действия и осознавать ответственность за результат. Постепенно становится очевидным реальное конкурентное преимущество на рынке труда молодых людей, прошедших испытание технологией критического мышления. В завершение следует отметить, что технология критического мышления предоставляет учителю широкие возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя её на качественно новый уровень.
Когда человек имеет возможность сам задать себе правила и цель, он становится активным субъектом, свободно манипулирующим информацией, людьми, отношениями.
Умение использовать технологию критического мышления в подготовке учащихся – показатель высокой квалификации учителя, его личный вклад в социализацию школьников, залог их успешной адаптации к условиям информационного общества.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. 1 1. Разработка программно – методических материалов, способствующих внедрению и распространению новых педагогических технологий с целью повышения успешности обучения.
2. Обновление содержания образования в соответствии с заданной направленностью.
3. Определение системы мониторинга образовательного процесса.
4. Подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизнедеятельности в гражданском обществе, акцентирование ценностно – смысловых доминант социализации.
5. Развитие системы управления школой, работающей в инновационном режиме, с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В настоящее время понятие педагогических технологий прочно вошло в словарный обиход, а их использование стало одним из инновационных и продуктивных направлений развития образования. Доступ к высококачественному среднему образованию является необходимым условием для успешности дальнейшего образования и подготовки человека к выходу на рынок труда. Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
1. Ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникаюших проблем, чтобы в дальнейшей жизни иметь возможность найти своё место:
Самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути их рационального решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
Грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления, устанавливать логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения проблем);
Быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Применяя технологию критического мышления можно обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого. Главной отличительной чертой этой технологии является особое внимание к индивидуальности человека ,его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. Задача качественного образования в настоящее время определяется как удовлетворение потребностей современной экономики и общества, развитие самостоятельности, инициативности, компетентности учащихся. Знания, мастерство и трудовые навыки, приобретённые молодёжью в процессе учёбы, должны преобразовываться в компетентности, что поможет в дальнейшем разрешать проблемы и отвечать на различные изменения и спросы экономики и рынка труда.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

Агапов И.Г.Учимся продуктивно мыслить. «Вестник образования» 2001-№2-48с.
Заир-Бек С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма. БШ-2001-№12-с.10-16
Заир-Бек С.Просто не хотелось останавливаться.БШ-2007-№9-с.9-15
Загашев И.О. Новые педагогические технологии. Лекция 1-8/БШ-2004-№17-24
Загашев И.О. История о старом мастере: занятие для вдумчивых читателей./БШ-2004-№17-с.17-18
Иванова Е. Режиссер, сценарист,критик – все за одно лето. М. Просвещение,2004,с.8-10
Кулюткина Ю.Н. Образовательные технологии. КАРО,С.-Пб. 2002
Критическое мышление и новые виды грамотности .Сборник/Сост. О.Варшавер-М:ЦГЛ, 2005-80с.
Компетентность и творчество – путь к успеху. Реализация инновационных направлений преподавания русского языка и литературы в школе. (Методический сборник), Абакан, 2008
Конасова Н.Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся. КАРО С.-Пб. ,2007
Михатова М.Н. Активизация творческого потенциала учащихся с помощью современных педагогических и информационных технологий. Справочник заместителя директора школы. №5 2008
Макарова Е. РКМЧП в школе. /БШ-2006-№6-с.14-15
Международные критерии: оценка деятельности преподавателя, работающего в технологии РКМЧП //БШ-2004-№21-с.62
Майорова Н.П. Обучение жизненно важным навыкам –СПБ-2002-с.118-143
Притула Н.П. Методика повышения мотивации к обучению. Справочник заместителя директора школы-№9-2008 с.55
Прокофьева Л.Б. Открытые образовательные технологии.//Школьные технологии.-2006-№4-с.110
Столбунова С.В. Развитие критического мышления: апробация технологии//Русский язык. Первое сентября.-2003-№27-28 с.2-4
18. Тряпицына А.П. Инновации и качество школьного образования.- КАРО.-2007-СПБ






















































13PAGE 15


13PAGE 14- 12 -15





13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Root EntryArial Cyr Arial Cyr 8 класс 2007 год 9 класс 2008 годArial Cyr Выше нормы<Ниже нормы<_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"р
·
·Arial Cyr1"р
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Выше нормы<Ниже нормы<Гистограмма 1
·
·Гистограмма 2
·
·Гистограмма 3
·
· _-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"ґ
·
·Arial Cyr1"ґ
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·1 чел.<