Курс для начальных классов «Введение в школьную жизнь». Урок «Введение знака «Ловушка»

Курс «Введение в школьную жизнь»

Курс «Введение в школьную жизнь» ведётся в рамках системы развивающего обучения.
Педагоги видят свои плюсы в том, что этот курс помогает им решить задачу первых двух недель- это адаптироваться детям в школе на уроках, приучить детей к дисциплине, к правилам поведения в школе, чтобы было дальше легче сотрудничать.
Курс «Введение в школьную жизнь» помогает учителям введением особых знаков, которыми будут пользоваться на протяжении четырёх лет обучения, помогает организовать сотрудничество детей, понижает уровень тревожности детей, так как это всё происходит в игровой форме и не на предметном материале.
Для проведения занятий в этом курсе учителя пользуются книгой Галины Александровны Цукерман «Введение в школьную жизнь». В книге даются поурочные разработки по три урока на каждый день. Каждый учитель, ориентируясь на свой опыт и на уровень развития детей, может какие - то задания брать, какие - то изменять, а какие - то совсем опускать.
Все разработки Цукерман не даются в системе деятельностного подхода, поэтому каждый урок простраивается учителем самостоятельно.
Урок «Введение знака «Ловушка». Почему этот урок важен?
Мы очень часто даём задания с «Ловушками» на рефлексивный контроль. Этот этап способствует формированию у учащихся умения контролировать свои действия. То есть дети получают задания «Ловушка» для того, чтобы и сами дети, и учитель могли понять, насколько глубоко осознан новый материал.
Если рассуждать с позиции деятельностного подхода, то это урок постановки задачи или актуализации знаний. Как все типы такого урока начинается с рефлексивного контроля, то есть с того, что дети уже знают.
На момент проведения этого урока дети умеют пользоваться знаками..( показ знаков)
На этом этапе были заданы три вопроса.
-Какое у вас настроение? (знак « хор»)
-Кто готов отвечать на мои вопросы? (знак «Я»)
-Что будете делать если вам что-то не понятно? (знак « ?»)

Отвечая на эти вопросы дети вспомнили ранее изученные знаки. Этот этап кратковременный и проходит в течение 2-3 минут.
Следующий этап- Постановка задачи.
На этом этапе я прочитала детям историю, которая вся состояла из нелепостей. Это лето я провела в деревне. Первый летний месяц март мы провели за сбором яблок. Каждое уродилось размером с футбольный мяч. Мой любимый сорт «синий налив»..

В этом рассказе очень много небылиц - около двадцати.
Конечно же, при первичном чтении рассказа я не достигла своей задачи. Дети молчали, внимательно слушали. В этом случае теряться не нужно. Необходимо выдержать небольшую паузу и предложить детям ещё раз повнимательнее прослушать этот рассказ. При чтении второй раз, самые смышлёные дети начинают понимать. И учитель, опираясь на этих детей, решает свою поставленную задачу.
- Что случилось? Почему Лера смеётся?
Д: - Такого не бывает.
- Что же, в тексте есть какие- то нелепости?
Это и есть проблема.
Далее дети находят все нелепости.
Учитель спрашивает детей:
- Как вы думаете, на самом деле я всё перепутала или специально расставила такие ловушки?
Д: Специально.
- Для чего я вам дала такое задание?
Д. – Чтобы нас проверить, как мы внимательно вас слушаем. Чтобы мы могли вам показать, что мы знаем, а что не знаем.
- Такие ловушки вам будут встречаться в школе очень часто. Они помогут обнаруживать, кто чего не знает и весело выбираться из незнания.
Теперь необходимо ввести знак, чтобы и дети и учитель могли понимать друг друга без нарушения дисциплины на уроке.
В методичке написано, что учитель сам вводит знак «Ловушка», но по структуре урока начинается этап моделирования, на котором дети самостоятельно в групповой работе должны сами придумать знак для дальнейшего использования. Когда дети начинают работать, то им надо напомнить правила работы в группах:
1. Нужно уметь договориться; и
2. Время работы ограничено.
Наблюдая за работой, учитель стимулирует работу групп. Обязательно работы всех групп помещаются на доску. Представители от каждой группы по очереди выходят к доске и рассказывают, что придумала его группа.
Знаки были детьми придуманы, но все решили , что они не очень удобны в использовании. Тогда я предлагаю знак, который придумали дети из другого класса «Л».
Эти три этапа прошли в течение 10 минут. Самый большой этап по времени - это этап контроля.
(На этом этапе тренируемся применять новый знак). Этап контроля формирует и коммуникативные, и универсальные действия, и учит детей сотрудничать.
В методичке для этапа контроля заданий достаточно, но не все они доступны для понимания первоклассников. Например: в игре «Я знаю пять цветов» приводятся названия таких цветов как ВАСИЛЁК, ГОРИЦВЕТ, БРАЖНИК, ЛАНДЫШ, АИСТНИК.
Дети должны показать «Л», но согласитесь, что не каждый взрослый знает, что бражник - это бабочка, а аистник - это цветок. Поэтому это задание можно интерпретировать. Я детям дала названия деревьев «берёза, дуб, липа, клён, дрозд». Задача этого задания не проверить знания детьми названий цветов, городов или деревьев, а умение услышать «ловушку». Поэтому задания должны быть просты, понятны детям.
В конце этапа контроля Цукерман предлагает, что к детям приходят два клоуна. Клоунов у меня нет, поэтому я принесла две игрушки, одну добрую, которая детям принесла ордена «Ловкости», и злую, которая хочет завладеть всеми орденами. Здесь началась вторая половина урока, дети подустали, и это смотивировало их на дальнейшую работу.
Этот этап интересен тем, что есть хорошее задание на сотрудничество. Задания с палочками даются от простого к сложному. Если задание выполнимо, то ребёнок его делает, а если нет, то должен показать «Л». У каждого ребёнка по 6 палочек .
З а д а н и я:
1. Возьми палочку и сделай из неё что-нибудь.
Некоторые дети считают это задание ловушкой, а если хорошо подумать, то это задание можно выполнить.
2. Возьми две палочки. Сложи из них букву (Т,Х,Л,Г)
3. Добавь 1 палочку, сложи треугольник.
4. Из этих же палочек сложи квадрат. «Л»
5. Добавь палочку, сложи колесо. «Л»
6, Из имеющихся палочек сложи букву Ш.
Кто не знает букву, пусть поднимет нужный знак.
7. Добавь палочку, перестрой букву Ш в флажок. ( дети строят разные флажки).,
8. Из 6 палочек сложи домик.
9. Для того чтобы подняться на крышу этого дома, нужна крепкая лестница с шестью ступенями. Построй её.
С первыми заданиями все дети справляются самостоятельно, но в последнем задании, где надо построить лестницу с шестью ступеньками. Дети приходят к тому, что в одиночку с этим заданием не справиться, можно его выполнить только в паре. Дети строят разные лесенки. Возможны два варианта. Это учитель должен предвидеть. Одна пара не может справиться с заданием.
Не получается почему? Не смогли договориться.
Каждый ребёнок за работу на уроке получает орден «ловкости»
На этапе оценки урока подводятся итоги. Каждый ребёнок может оценить свой уровень владения новым знаком.
-Что нового узнали?
-Что пробовали делать?
- Чем будем заниматься на следующем уроке?





15