Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине МДК.01.06. Методика обучения продуктивным видам деятельности основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности 050146 Преподавание в начальных классах


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Тетюшский государственный колледж гражданской защиты»
Комплект
контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
МДК.01.06. Методика обучения продуктивным видам деятельности
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
по специальности
050146 Преподавание в начальных классах
г. Тетюши 2015 г.
Оборот титульного листа
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО «Тетюшский педагогический колледж» 050146 Преподавание в начальных классах, программы учебной дисциплины Методика обучения продуктивным видам деятельности.
ОДОБРЕН
на заседании предметно–цикловой кафедры____________________________________
___________________________________________
___________________________________________ Руководитель кафедры
Г.Х.Фурасьева (_______________________)Заместитель директора по учебно- методической работе
___________________И.В. Сафарова
Разработчик: М.В. Яшина, преподаватель ГАОУ СПО «Тетюшский педагогический колледж» ___________________________________________
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств по дисциплине
1.1. Общие положения
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Методика обучения продуктивным видам деятельности.
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме устного ответа
КОС разработаны на основании положений:
основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 050146 Преподавание в начальных классах;
программы учебной дисциплины МДК.01.06. Методика обучения продуктивным видам деятельности
.
1.2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Уметь:
У1.- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
У2. - определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии
с санитарно-гигиеническими нормами;
У3.- использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
У6.- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
У8.- проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;
У17.- изготавливать поделки из различных материалов;
У18.- рисовать, лепить, конструировать;
У19.- -анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов исредств, поставленным целям и задачам;
Знать:
З1.-особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников;
З2. -требования образовательного стандарта начального общего образования и
примерные программы начального общего образования;
З3.- программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;
З4.- вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
З5.- воспитательные возможности урока в начальной школе;
З6.- методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по всем предметам;
З9.- основы обучения и воспитания одаренных детей;
З10.- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
З11.- содержание основных учебных предметов начального общего деятельности и методику их преподавания: лепки, аппликации и конструирования, технологии художественной обработки материалов;
З12.-требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
З13-.методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников (по всем учебным предметам);
З15.-основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;
З16.-педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках;
З17.-логику анализа уроков;
З18.-виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.
2. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля
Наименование элемента умений или знаний Виды аттестации
Текущий контроль Промежуточная аттестация
У1.- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам; устный ответ устный ответ
У2. - определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами; устный ответ устный ответ
У3.- использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся; устный ответ устный ответ
У6.- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе; устный ответ устный ответ
У8.- проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения; устный ответ устный ответ
У17.- изготавливать поделки из различных материалов; практическая работа самостоятельная работа
У18.- рисовать, лепить, конструировать; практическая работа самостоятельная работа
У19.- -анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам; устный ответ устный ответ
З1.-особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников; устный ответ е устный ответ
З2. -требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования; устный ответ устный ответ
З3.- программы и учебно-методические комплекты для начальной школы; устный ответ устный ответ
З4.- вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования; устный ответ устный ответ
З5.- воспитательные возможности урока в начальной школе; устный ответ устный ответ
З6.- методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по всем предметам; устный ответ устный ответ
З9.- основы обучения и воспитания одаренных детей; устный ответ устный ответ
З10.- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе; устный ответ устный ответ
З11.- содержание основных учебных предметов начального общего деятельности и методику их преподавания: лепки, аппликации и конструирования, технологии художественной обработки материалов; устный ответ устный ответ
З12.-требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников; устный ответ устный ответ
З13-.методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников (по всем учебным предметам); устный ответ устный ответ
З15.-основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся; устный ответ устный ответ
З16.-педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках; устный ответ устный ответ
З17.-логику анализа уроков; устный ответ устный ответ
З18.-виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению. устный ответ устный ответ
3. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений для текущей аттестации.
У1.- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
У2. - определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии
с санитарно-гигиеническими нормами;
У3.- использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
У6.- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
У8.- проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;
У17.- изготавливать поделки из различных материалов;
У18.- рисовать, лепить, конструировать;
У19.- -анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;
З1.-особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников;
З2. -требования образовательного стандарта начального общего образования и
примерные программы начального общего образования;
З3.- программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;
З4.- вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
З5.- воспитательные возможности урока в начальной школе;
З6.- методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по всем предметам;
З9.- основы обучения и воспитания одаренных детей;
З10.- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
З11.- содержание основных учебных предметов начального общего деятельности и методику их преподавания: лепки, аппликации и конструирования, технологии художественной обработки материалов;
З12.-требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
З13-.методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников (по всем учебным предметам);
З15.-основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;
З16.-педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках;
З17.-логику анализа уроков;
З18.-виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.
Содержание
учебного материала
по программе УД Тип контрольного задания
З1У1З2У2З3 У3 З4Раздел 1. Формирование основных понятий теории и методики начального обучения. Современная проблематика методики технологии и ИЗО.
Тема 1.1. Изобразительное искусство, история, виды и жанры Устный опрос Тема 1.2. Особенности традиционных и вариативных программ и учебников по трудовому обучению и ИЗО в начальных класса. Практические занятия Самостоятельная работа Домашнее задание Тема 1.3. Планирование учебно-воспитательной работы по технологии труда и ИЗО в начальной школе. Устный опрос Фронтальное обсуждение Тема 1.4. Учебно – материальная база, необходимая для проведения уроков технологии и ИЗО. Практические занятия Самостоятельная работа Выставка
Тема 1.5. Разметочные операции на уроках технологии и ИЗО в начальной школе. Практические занятия Проверка конспектов .
Тема 1.6. Урок – основная форма организации обучения продуктивным видам деятельности. Выполнение и сдача практических работ Раздел 2. Формирование основных понятий теории и методики начального обучения.
Тема 2.1. Методика работы с бумагой и картоном в начальной школе на уроках технологии (труда) Выполнение и сдача практических работ Тема 2.2. Оригами - искусство складывания из бумаги. Выполнение и сдача практических работ Тема 2.3. . Плетение из бумаги Практические занятия Проверка конспекта Тема 2.4. Аппликация – вид художественной деятельности младших школьников Защита презентаций Тема 2.5. Конструирование и моделирование из бумаги. Основные понятия и термины по теме: симметрия, чертёж, развёртка, гофрирование Практические занятия Тема 2.6. Методика работы с текстильными материалами в начальной школе. Практические занятия Выставка Тема 2.7. Методика обучения школьников выполнению различных видов швов на уроках технологии. Практические занятия Проверка конспекта Тема 2.8. Кройка и шитьё. Мягкая игрушка из текстильных материалов. Устный опрос Практические занятия Тема 2.9. Методика работы с природным материалом Защита реферата Защита реферата Тема 2.10. Разные материалы на уроках технологии в начальной школе. Практические занятия Самостоятельная работа Тема 2.11. Основы изобразительной грамоты. Устный опрос Практические занятия Самостоятельная работа Тема 2.12. Методика работы над лепкой и росписью народных глиняных игрушек. Практические занятия Самостоятельная работа Тема 2.13. Теоретические основы обучения народному и декоративно-прикладному искусству Защита реферата Практические занятия Самостоятельная работа 6. ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
61. Задания для оценки освоения МДК
61.1. Задания для оценки освоения МДК01.06 Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом
Вариант 1.
Задание 1
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
Раскройте основные направления реализации требований ФГОС НОО
2. Сформулируйте цели урока технологии в 1 классе по теме: «Рисование жгутиками из пластилина» (изделие по Вашему выбору), укажите планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные), определите и раскройте основные понятия темы урока, смысл пословицы (эпитета), перечислите правила безопасной работы.
3. Составьте, в рамках системно-деятельностного подхода, технологическую карту урока по предложенной теме, используя схему: этапы урока; задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов; деятельность учителя; деятельность учеников; планируемые результаты.
4. Прокомментируйте и продемонстрируйте способы и приемы лепки рельефной скульптуры; выделите линии усложнения данного предметного содержания в учебных программах с 1 по 4 класс; предложите варианты представления и практического применения младшими школьниками результатов их продуктивной деятельности.
5. Проведите методический анализ конспекта урока по технологии; укажите возможные корректировки его структуры и содержания с учетом требований ФГОС НОО.
Задание 2
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1. Дайте характеристику жанрам монументальной живописи.
2. Представьте слайды презентации к уроку по изобразительному искусству, прокомментируйте их целевое назначение.
Вариант 2.
Задание 1
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1. Раскройте основные положения системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС второго поколения.
2. Сформулируйте цели урока технологии в 1 классе по теме: «Лепка животных. Кто-кто в теремочке живет?», укажите планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные), определите и раскройте основные понятия темы урока, смысл пословицы (эпитета), перечислите правила безопасной работы.
3. Составьте, в рамках системно-деятельностного подхода, технологическую карту урока по предложенной теме, используя схему: этапы урока; задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов; деятельность учителя; деятельность учеников; планируемые результаты.
4. Прокомментируйте и продемонстрируйте способы и приемы лепки круглой скульптуры; выделите линии усложнения данного предметного содержания в учебных программах с 1 по 4 класс; предложите варианты представления и практического применения младшими школьниками результатов их продуктивной деятельности.
5. Проведите методический анализ конспекта урока по технологии; укажите возможные корректировки его структуры и содержания с учетом требований ФГОС НОО.
Задание 2
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18, У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1. Дайте характеристику последовательности работы над живописным натюрмортом.
2. Представьте слайды презентации к уроку по изобразительному искусству, прокомментируйте их целевое назначение.
Вариант 3.
Задание 1
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1. Раскройте основные целевые установки планируемых результатов НОО с учетом требований реализации ФГОС.
2. Сформулируйте цели урока технологии в 3 классе по теме: «Декоративная лепка. «Расписной» пластилин, полученный способом резания» (изделие по Вашему выбору), укажите планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные), определите и раскройте основные понятия темы урока, смысл пословицы (эпитета), перечислите правила безопасной работы.
3. Составьте, в рамках системно-деятельностного подхода, технологическую карту урока по предложенной теме, используя схему: этапы урока; задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов; деятельность учителя; деятельность учеников; планируемые результаты.
4. Прокомментируйте и продемонстрируйте способы изготовления «расписного» пластилина, полученного при помощи резания; выделите линии усложнения данного предметного содержания в учебной программе для 4 класса; предложите варианты представления и практического применения младшими школьниками результатов их продуктивной деятельности.
5. Проведите методический анализ конспекта урока по технологии; укажите возможные корректировки его структуры и содержания с учетом требований ФГОС НОО.
Задание 2
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1. Дайте характеристику видам и жанрам изобразительного искусства.
2. Представьте слайды презентации к уроку по изобразительному искусству, прокомментируйте их целевое назначение.
Вариант 4.
Задание 1
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1. Раскройте основные понятия Концепции ФГОС ОО по формированию УУД.
2. Сформулируйте цели урока технологии в 3 классе по теме: «Лепка. «Расписной» пластилин, полученный смешиванием» (изделие по Вашему выбору), укажите планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные), определите и раскройте основные понятия темы урока, смысл пословицы (эпитета), перечислите правила безопасной работы.
3. Составьте, в рамках системно-деятельностного подхода, технологическую карту урока по предложенной теме, используя схему: этапы урока; задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов; деятельность учителя; деятельность учеников; планируемые результаты.
4. Прокомментируйте и продемонстрируйте приемы получения живописного эффекта путем смешивания пластилина разного цвета; выделите линии усложнения данного предметного содержания в учебной программе для 4 класса; предложите варианты представления и практического применения младшими школьниками результатов их продуктивной деятельности.
5. Проведите методический анализ конспекта урока по технологии; укажите возможные корректировки его структуры и содержания с учетом требований ФГОС НОО.
Задание 2
Проверяемые результаты обучения: З 1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1. Дайте характеристику графике как виду изобразительного искусства.
2. Представьте слайды презентации к уроку по изобразительному искусству, прокомментируйте их целевое назначение.
Вариант 5.
Задание 1
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1. Определите содержание требований к планируемым результатам изучения предмета «Технология»: личностные УУД.
2. Сформулируйте цели урока технологии в 3 классе по теме: «Декоративная лепка по мотивам народной глиняной игрушки» (изделие по Вашему выбору), укажите планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные), определите и раскройте основные понятия темы урока, смысл пословицы (эпитета), перечислите правила безопасной работы.
3. Составьте, в рамках системно-деятельностного подхода, технологическую карту урока по предложенной теме, используя схему: этапы урока; задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов; деятельность учителя; деятельность учеников; планируемые результаты.
4. Прокомментируйте и продемонстрируйте способы лепки и приемы пластилиновой «росписи» игрушки, варианты использования в процессе урока малых литературных форм (загадки, потешки, стихи, метафоры), обоснуйте свой выбор; предложите варианты представления и практического применения младшими школьниками результатов их продуктивной деятельности.
5. Проведите методический анализ конспекта урока по технологии; укажите возможные корректировки его структуры и содержания с учетом требований ФГОС НОО.
Задание 2
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1. Дайте характеристику средствам художественной выразительности в живописи.
2. Представьте слайды презентации к уроку по изобразительному искусству, прокомментируйте их целевое назначение.
Вариант 6.
Задание 1
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1. Определите содержание требований к планируемым результатам изучения предмета «Технология»: познавательные УУД.
2. Сформулируйте цели урока технологии в 1 классе по теме: «Аппликация. Симметричное вырезание» (изделие по Вашему выбору), укажите планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные), определите и раскройте основные понятия темы урока, смысл пословицы (эпитета), перечислите правила безопасной работы
3. Составьте, в рамках системно-деятельностного подхода, технологическую карту урока по предложенной теме, используя схему: этапы урока; задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов; деятельность учителя; деятельность учеников; планируемые результаты.
4. Прокомментируйте и продемонстрируйте приемы разметки и правила симметричного вырезания; выделите линии усложнения данного предметного содержания в учебных программах с 1по 4 класс; предложите варианты представления и практического применения младшими школьниками результатов их продуктивной деятельности.
5. Проведите методический анализ конспекта урока по технологии; укажите возможные корректировки его структуры и содержания с учетом требований ФГОС НОО.
Задание 2
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1. Раскройте особенности работы над сюжетно – тематической композицией.
2. Представьте слайды презентации к уроку по изобразительному искусству, прокомментируйте их целевое назначение.
Вариант 7.
Задание 1
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1. Определите содержание требований к планируемым результатам изучения предмета «Технология»: регулятивные УУД.
2. Сформулируйте цели урока технологии во 2 классе по теме: «Обрывная аппликация» (изделие по Вашему выбору), укажите планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные), определите и раскройте основные понятия темы урока, смысл пословицы (эпитета), перечислите правила безопасной работы
3. Составьте, в рамках системно-деятельностного подхода, технологическую карту урока по предложенной теме, используя схему: этапы урока; задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов; деятельность учителя; деятельность учеников; планируемые результаты.
4. Прокомментируйте и продемонстрируйте приемы рваной и обрывной аппликации, выделите линии усложнения данного предметного содержания в учебных программах с 1по 4 класс; предложите варианты представления и практического применения младшими школьниками результатов их продуктивной деятельности.
5. Проведите методический анализ конспекта урока по технологии; укажите возможные корректировки его структуры и содержания с учетом требований ФГОС НОО.
Задание 2
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1. Дайте характеристику скульптуре как виду изобразительного искусства.
2. Представьте слайды презентации к уроку по изобразительному искусству, прокомментируйте их целевое назначение.
Вариант 8.
Задание 1
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1. Определите содержание требований к планируемым результатам изучения предмета «Технология»: коммуникативные УУД.
2. Сформулируйте цели урока технологии в 4 классе по теме: «Аппликация. Транспарантное вырезание» (изделие по Вашему выбору), укажите планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные), определите и раскройте основные понятия темы урока, смысл пословицы (эпитета), перечислите правила безопасной работы.
3. Составьте, в рамках системно-деятельностного подхода, технологическую карту урока по предложенной теме, используя схему: этапы урока; задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов; деятельность учителя; деятельность учеников; планируемые результаты.
4.Прокомментируйте и продемонстрируйте приемы транспарантного вырезания; предложите варианты представления и практического применения младшими школьниками результатов их продуктивной деятельности.
5. Проведите методический анализ конспекта урока по технологии; укажите возможные корректировки его структуры и содержания с учетом требований ФГОС НОО.
Задание 2
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1. Дайте определение понятиям - картинная плоскость, линия горизонта.
2. Представьте слайды презентации к уроку по изобразительному искусству, прокомментируйте их целевое назначение.
Вариант 9.
Задание 1
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1.Определите содержание требований к предметным планируемым результатам освоения программы курса «Технология» выпускником начальной школы.
2. Сформулируйте цели урока технологии в 3 классе по теме: «Аппликация. Симметричные прорезы» (изделие по Вашему выбору), укажите планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные), определите и раскройте основные понятия темы, смысл пословицы (эпитета), перечислите правила безопасной работы.
3. Составьте, в рамках системно-деятельностного подхода, технологическую карту урока по предложенной теме, используя схему: этапы урока; задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов; деятельность учителя; деятельность учеников; планируемые результаты.
4. Прокомментируйте и продемонстрируйте приемы изготовления изделия на основе симметричных прорезов; предложите варианты представления и практического применения младшими школьниками результатов их продуктивной деятельности.
5. Проведите методический анализ конспекта урока по технологии; укажите возможные корректировки его структуры и содержания с учетом требований ФГОС НОО.
Задание 2
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1. Дайте характеристику основным свойствам цвета.
2. Представьте слайды презентации к уроку по изобразительному искусству, прокомментируйте их целевое назначение.
Вариант 10.
Задание 1
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1. Раскройте типологию урока на основе системно-деятельностного подхода.
2. Сформулируйте цели урока технологии в 3 классе по теме: «Аппликация. Симметричные вырезание, из бумаги, сложенной гармошкой» (изделие по Вашему выбору), укажите планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные), определите и раскройте основные понятия темы урока, смысл пословицы (эпитета), перечислите правила безопасной работы.
3. Составьте, в рамках системно-деятельностного подхода, технологическую карту урока по предложенной теме, используя схему: этапы урока; задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов; деятельность учителя; деятельность учеников; планируемые результаты.
4. Прокомментируйте и продемонстрируйте приемы вырезания из бумаги, сложенной гармошкой; выделите линии усложнения данного предметного содержания в учебных программах с 1по 4 класс; предложите варианты представления и практического применения младшими школьниками результатов их продуктивной деятельности.
5. Проведите методический анализ конспекта урока по технологии; укажите возможные корректировки его структуры и содержания с учетом требований ФГОС НОО.
Задание 2
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1. Дайте характеристику линейной и воздушной перспективе.
2. Представьте слайды презентации к уроку по изобразительному искусству, прокомментируйте их целевое назначение.
Вариант 11.
Задание 1
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1. Раскройте методические особенности структуры и содержания предмета «Технология» в образовательном блоке УМК «Школа 2100» .
2. Сформулируйте цели урока технологии в 1 классе по теме: «Плоское прямое плетение» (изделие по Вашему выбору), укажите планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные), определите и раскройте основные понятия темы, смысл пословицы (эпитета), перечислите правила безопасной работы.
3. Составьте, в рамках системно-деятельностного подхода, технологическую карту урока по предложенной теме, используя схему: этапы урока; задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов; деятельность учителя; деятельность учеников; планируемые результаты.
4. Прокомментируйте и продемонстрируйте приемы плоского плетения из бумаги; выделите линии усложнения данного предметного содержания в учебных программах с 1 по 4 класс; предложите варианты представления и практического применения младшими школьниками результатов их продуктивной деятельности.
5. Проведите методический анализ конспекта урока по технологии; укажите возможные корректировки его структуры и содержания с учетом требований ФГОС НОО.
Задание 2
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1. Дайте сравнительную характеристику живописных техник: акварели и гуаши.
2. Представьте слайды презентации к уроку по изобразительному искусству, прокомментируйте их целевое назначение.
Вариант 12.
Задание 1
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1. Раскройте методические особенности структуры и содержания предмета «Технология» в образовательном блоке УМК «Перспектива».
2. Сформулируйте цели урока технологии в 3 классе по теме: «Объемное плетение» (изделие по Вашему выбору), укажите планируемые результаты (предметные, личностные,метапредметные), определите и раскройте основные понятия темы, смысл пословицы (эпитета), перечислите правила безопасной работы.3. Составьте, в рамках системно-деятельностного подхода, технологическую карту урока по предложенной теме, используя схему: этапы урока; задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов; деятельность учителя; деятельность учеников; планируемые результаты.
4. Прокомментируйте и продемонстрируйте способы разметки и приемы объемного плетения; предложите варианты представления и практического применения младшими школьниками результатов их продуктивной деятельности.
5. Проведите методический анализ конспекта урока по технологии; укажите возможные корректировки его структуры и содержания с учетом требований ФГОС НОО.
Задание 2
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1. Раскройте понятие - композиционный центр картины.
2. Представьте слайды презентации к уроку по изобразительному искусству, прокомментируйте их целевое назначение.
Вариант 13.
Задание 1
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1. Раскройте методические особенности структуры и содержания предмета «Технология» в образовательном блоке УМК по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
2. Сформулируйте цели урока технологии во 2 классе по теме: «Виды аппликации на основе плетёных заготовок» (изделие по Вашему выбору), укажите планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные), определите и раскройте основные понятия темы, смысл пословицы (эпитета), перечислите правила безопасной работы.
3. Составьте, в рамках системно-деятельностного подхода, технологическую карту урока по предложенной теме, используя схему: этапы урока; задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов; деятельность учителя; деятельность учеников; планируемые результаты
4. Прокомментируйте и продемонстрируйте способы разметки, приемы создания плетёной заготовки, оформления изделия аппликацией; предложите варианты представления и практического применения младшими школьниками результатов их продуктивной деятельности.
5. Проведите методический анализ конспекта урока по технологии; укажите возможные корректировки его структуры и содержания с учетом требований ФГОС НОО.
Задание 2
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1. Дайте характеристику природе света и цвета.
2. Представьте слайды презентации к уроку по изобразительному искусству, прокомментируйте их целевое назначение.
Вариант 14.
Задание 1
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1.Определите значение и раскройте возможности использования здоровьесберегающих технологий в структурных частях урока по технологии.
2. Сформулируйте цели урока технологии в 3 классе по теме: «Праздничная объемная открытка-раскладушка» (изделие по Вашему выбору), укажите планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные), определите и раскройте основные понятия темы, смысл пословицы (эпитета), перечислите правила безопасной работы.
3. Составьте, в рамках системно-деятельностного подхода, технологическую карту урока по предложенной теме, используя схему: этапы урока; задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов; деятельность учителя; деятельность учеников; планируемые результаты.
4. Прокомментируйте и продемонстрируйте способы разметки, складывания и приемы дизайна открытки при помощи создания аппликации из различных видов бумаги; предложите варианты представления и практического применения младшими школьниками результатов их продуктивной деятельности.
5. Проведите методический анализ конспекта урока по технологии; укажите возможные корректировки его структуры и содержания с учетом требований ФГОС НОО.
Задание 2
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1. Охарактеризуйте цвет как средство выражения в живописи.
2. Представьте слайды презентации к уроку по изобразительному искусству, прокомментируйте их целевое назначение.
Вариант 15.
Задание 1
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1. Определите значение и раскройте возможности использования средств ИКТ в организации и проведении урока по технологии в начальной школе.
2. Сформулируйте цели урока технологии в 1 классе по теме: «Изонить. Заполнение угла» (изделие по Вашему выбору), укажите планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные), определите и раскройте основные понятия темы, смысл пословицы (эпитета), перечислите правила безопасной работы.
3. Составьте, в рамках системно-деятельностного подхода, технологическую карту урока по предложенной теме, используя схему: этапы урока; задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов; деятельность учителя; деятельность учеников; планируемые результаты.
4. Прокомментируйте и продемонстрируйте способы разметки угла, приемы его заполнения; выделите линии усложнения данного предметного содержания в учебных программах с 1 по 4 класс; предложите варианты представления и практического применения младшими школьниками результатов их продуктивной деятельности.
5. Проведите методический анализ конспекта урока по технологии; укажите возможные корректировки его структуры и содержания с учетом требований ФГОС НОО.
Задание 2
Проверяемые результаты обучения: З1-2, З4-6, З10-18 У1-3, У- 6, У12 – 19
Текст задания:
1. Раскройте методы и приемы работы с живописными художественными материалами.
2. Представьте слайды презентации к уроку по изобразительному искусству, прокомментируйте их целевое назначение.
Задания для проведения дифференцированного зачета
1. Виды разметки. тонирование , штамп, шаблон ,трафарет.
2. Методика обучения технологическим приёмам конструирования из природного материала в разных классах нач. школы.
3. Виды плоскостной аппликации и методика её выполнения.
4. Методика выполнения ёлочных игрушек по чертежу
5. Технология выполнение мягкой игрушки на уроке в начальной школе.
6. Работа по дидактической тетради на уроке технологии в 1 классе.
7. Плетение из бумаги на уроках технологии в начальных классах.
8. Изонить - графическая вышивка на картоне.
9. Методика работы с текстильными материалами в начальной школе.
10. Методика обучения школьников выполнению различных видов швов на уроке технологии
11. Конструирование и моделирование из картонных коробков.
12. Методика работы по инструкционной карте
13. Методика обучения младших школьников элементам искусства оригами.
14. Методика обучения изготовлению праздничных открыток.
15. Методика работы с учебником на уроке технологии в начальной школе
16. Технология изготовления сувениров и игрушек из бросового материала.
17. Методика выполнения ёлочных игрушек по чертежу.
18. Методика работы с пластилином на уроке технологии в начальной школе.
19. Методика рисования с натуры. Педагогический рисунок « Натюрморт».
20. План урока иллюстрирования сказки. Педагогические приёмы.
21. План урока тематического рисования. Педагогический рисунок «Лето».
22. План урока рисования с натуры. Педагогический рисунок «дом, изба».
23. План урока тематического рисования. Педагогический рисунок «Осень»
24. План урока декоративного рисования. Стилизация форм.
25. План урока рисования с натуры. Педагогический рисунок «Дерево».
26. План урока рисования с натуры. Педагогический рисунок «Предметы быта».
27. План урока рисования с натуры. Педагогический рисунок «Животное».
28. План урока декоративного рисования. Педагогический рисунок «Орнамент в полосе».
29. План урока декоративного рисования. Педагогический рисунок «Орнамент в квадрате».
30. План урока декоративного рисования. Педагогический рисунок «Узор».
31. План урока декоративного рисования. Педагогический рисунок «Гжель».
32. План урока декоративного рисования. Педагогический рисунок «Жостово».
33. План урока декоративного рисования. Педагогический рисунок «Хохлома».
34. План урока декоративного рисования. Педагогический рисунок «Дымковская роспись».
35. План урока по лепке.
36. План урока тематического рисования. Педагогический рисунок «Зимние забавы».
36. Обучение учащихся элементам графической грамоты.
37. Беседа по картинам известных художников.
38.Виды трудовой , ИЗО деятельности ребёнка в школе.
39.Обзор авторских программ по ИЗО деятельности.
40.Обзор авторских программ Е.А.Лутцевой, Т.Н. Просняковой, Н.М.Конышевой, Т.М.Геронимус и других.
41.Структурные элементы учебной деятельности учащихся начальных классов.
42.Государственный стандарт. Особенности традиционных и вариативных
Программ.
43.Учебная литература по технологии в начальных классах.
44..Подготовка учителя к уроку труда.
45.Организация рабочего места.
46.Анализ образца и технологической последовательности выполнения работы.
47.Актуализация знаний и оценка результатов деятельности.
48.Методика организации внеклассной работы по трудовому обучению
и воспитанию учеников начальной школы.
49.Особенности трудового обучения шестилетнего ребёнка в школе.
50.Учебно-материальная база , необходимая для проведения уроков технологии и внеурочных занятий.
51.Использование информационных технологий при проведении уроков.
52.Практическая деятельность учащихся на уроке технологии в начальной
школе.
53.Выполнение творческих проектов на уроках технологии в начальной
школе.
54.Использование элементов графической грамоты при изготовлении изделий на уроках технологии , ИЗО в начальной школе.
55.Игровая деятельность на уроках технологии , ИЗО в начальной школе.
56. Методика использования учебно - наглядных пособий на уроках технологии, ИЗО в начальной школе.
57.Правила безопасной работы на уроках по продуктивным видам деятельности.
58.Виды инструктажа на уроках технологии в начальной школе.
59.Методы, приёмы и средства, используемые учителем на уроках по продуктивным видам деятельности.
60. Типы уроков технологии, ИЗО.
61.Календарно - тематическое планирование уроков технологии труда в начальной школе.
62.Цели и задачи уроков – практикумов.
63. Базовая структура урока практикума.
64.Учебная литература по ИЗО в начальных классах.
65.Подготовка учителя к уроку ИЗО.
66.Календарно- тематическое планирование уроков ИЗО в начальной школе.
67.Практическая деятельность на уроках ИЗО.
68.Методика организации внеклассной работы по ИЗО.
69. Учебно - материальная база для проведения уроков ИЗО
70.Работа по авторским программам на уроках изобразительной деятельности.
71.Выполнение творческих проектов по ИЗО.
72.Внды внеурочной деятельности по изобразительному искусству в начальной школе.
73. Место и роль учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов.
74.Виды работ по изобразительному искусству в начальной школе.
ДКР по предмету «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом» для студентов 3 курса (2-ой год обучения)
по специальности «Преподавание в начальных классах»
Рекомендации к выполнению работы:
Студент определяет тему ДКР в соответствии с шифром, практическое задание должно совпадать с номером теоретического вопроса.
Контрольная работа состоит из двух частей:
1 часть - теоретическое изложение темы, объёмом до 8 листов печатного текста. В конце указываются источники - основная и дополнительная методическая литература (не менее 3-6 источников). Оформление литературы в соответствии с требованиями. К работе прикладываются оформленные 2 листа на рецензию преподавателя.
2 часть - практические работы, выполненные студентом, упаковываются в коробку или в файлы (папки). Малые скульптуры (лепные работы могут быть выполнены из глины, пластилина, солёного теста) должны иметь габариты не менее 15 см. и вкладываются в коробку. Рисунки выполняются на листе формата «А 4» (альбомный лист) и вкладываются в файл.
Все приложение к ДКР подписывается (указать фамилию, имя студента).
Представлены темы работы и предполагаемый план изложения, который может изменяться или дополняться, но в целом план должен состоять не более до 3-4 пунктов. Рекомендованная литература поможет в написании работы.
ДКР сдается на отделение в соответствии с графиком учебного процесса. Работа оценивается преподавателям оценкой «зачтено» или «незачтено». При наличии «незачтено» студент внимательно читает рецензию преподавателя и исправляет недочеты в своей работе и сдает для повторной проверки.
Теоретические вопросы
Бумага. Виды и свойства бумаги. Сорта бумаги, используемые на уроках технологии в начальной школе.
Способы и приёмы обработки бумаги. Методика проведения уроков по работе с бумагой и картоном.
Цели и задачи уроков технологии в начальной школе, их специфика.
Графика. Основные изобразительные и выразительные средства графики.
Виды и жанры живописи. Основные законы цветоведения в изобразительном искусстве.
Методика организации уроков технологии в начальной школе. Основные этапы урока.
Аппликация из бумаги. Виды аппликации, изучаемые в начальной школе.
Значение техники оригами для развития детей.
Конструирование из бумаги на уроках технологии. Виды конструирования. Этапы обучения конструированию.
Перспектива. Виды перспективы. Знакомство с перспективой в начальных классах.
Работа с текстильными материалами на уроках технологии.
Виды текстильных материалов. Их классификация.
Виды швов, изучаемые в начальной школе. Способы их применения на уроках технологии.
Пейзаж. Виды пейзажа.
Мягкая игрушка. Технология изготовления. Методика обучения шитью мягкой игрушки.
Внеурочная работа по технологии и изобразительному искусству.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии и ИЗО в начальных классах.
Конструирование из природного материала на уроках технологии и ИЗО. Виды природного материала, используемые на уроках.
Техническое моделирование и конструирование в начальных классах. Основные материалы, используемые для моделирования и конструирования.
Технология засушивания и подготовки растений для выполнения аппликаций. Аппликации из природного материала.
Понятие декора. Его виды. Использование орнамента. Составление орнаментальных композиций с использованием различных мотивов.
Декоративно – прикладное искусство. Методика ознакомления младших школьников с видами ДПИ.
Технология плетения в технике Макраме. Изучение основных узлов макраме в начальной школе.
Изготовление игрушек с подвижными деталями. Методика проведения
уроков по данной теме.
Понятие о натюрморте. Композиция натюрморта. Методика обучения рисованию натюрморта.
Скульптура. Виды скульптуры. Материал, используемый в начальных классах для выполнения скульптуры.
Лепка. Основные виды лепки. Материалы, используемые на уроках технологии и ИЗО.
Вышивка. Основные виды вышивки, изучаемые в начальной школе. Методика обучения.
Анималистический жанр и его особенности.
Портрет как жанр изобразительного искусства. Последовательность построения рисунка фигуры человека.
Методика организации уроков изобразительного искусства в начальной школе. Основные этапы урока.
Практические задания
Изготовить инструкционную карту с использованием различных видов бумаги.
Выполнить симметричное вырезывание из бумаги ( художественное вырезывание в круге, в квадрате, бесконечный симметричное вырезывание).
Сформулировать цели к уроку по теме «Художественная обработка бумаги». Выполните Симметричное вырезывание.
Выполните две графические (тоновые) работы любого жанра.
Выполнить две работы (акварелью и гуашью) в любом жанре.
Составить конспект урока по теме « Аппликация из бумаги»
Выполнить сюжетную аппликацию из бумаги.
Выполнить две работы в технике оригами и одну инструкционную карту.
Выполнить изделие из готовых геометрических форм ( спичечных коробков, коробок из под сока, флаконов и т.п.)
Нарисовать натюрморт из геометрических тел (карандашом в тональности). Нарисовать улицу.
Изготовить инструкционную карту по видам ткани (распределить на натуральные и синтетические) и видам ниток.
Изготовить инструкционную карту по видам швов, используемых в начальной школе (соединительные и декоративные).
Нарисовать два пейзажа: один гуашью, другой акварелью.
Выполнить мягкую игрушку.
Разработать план работы кружка ( по выбору)
Подготовить презентацию к уроку по теме «работа с природным материалом. Аппликация»
Выполнить объёмное изделие из природного материала (композицию).
Выполнить автомобиль, плавающую модель, летательный аппарат ( по выбору) по чертежу.
Выполнить аппликацию из природного материала разных видов ( растительного, животного или минерального происхождения)
Выполнить орнамент в полосе, в круге, квадрате с использованием геометрического, растительного, животного и т.п. орнамента.
Нарисовать два любых предмета народных промыслов России.
Изготовить инструкционную карту по выполнению одного из видов узла. Сплести простейший рисунок с использованием техники макраме.
Выполнить игрушку-дергунчик.
Нарисовать натюрморт из предметов домашнего обихода, натюрморт «детские игрушки»
Вылепить круглую скульптуру и рельеф.
Вылепить предмет разными способами ( из отдельных частей, из целого куска вытягиванием).
Панно – выполненное вышивкой.
Нарисовать животных в природе (акварель), «Звери из прошлого» (гуашь).
Нарисовать фигуру взрослого человека и ребёнка в движении
( карандаш).
Составить план конспект урока по теме «декоративно прикладное искусство. Хохломская роспись». Выполнить образец.
6.2. Перечень объектов контроля и оценки
Наименование объектов контроля и оценки Основные показатели оценки результата Оценка
Практическая работа Следует сформулировать показатели
Раскрывается содержание работы
- демонстрация умений…
- демонстрация навыков … дифференцированный зачет - демонстрация скорости поиска и оценки качества …
- изложение правил …
- обоснование выбора … устный опрос - обоснование необходимости … дифференцированного зачет - обоснование дидактических возможностей …
- изложение последовательности обработки … реферат - владение информацией о … самостоятельная работа - владение информацией о …
- изложение последовательности … За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется положительная оценка – 1 балл.
За не правильный ответ на вопросы или неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка – 0 баллов. Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов) Оценка уровня подготовки
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 неудовлетворительно
6.3. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации
Оборудование учебного кабинета: указать оборудование, инструментарий, макеты, бланки документов, компьютерные программы, в том числе используемые для электронного тестирования.
Технические средства обучения: указать технические средств.
Информационное обеспечение обучения: перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с2. Технология: Умные руки. 1 класс. Учебник.ФГОС Авторы:  HYPERLINK "http://www.uchmag.ru/estore/authors/125544/" Цирулик Н.А. /  HYPERLINK "http://www.uchmag.ru/estore/authors/125546/" Проснякова Т.Н. Издательство: ИД "Федоров", 2012
3. Технология. 2 класс. Уроки творчества. ФГОС Авторы:  HYPERLINK "http://www.uchmag.ru/estore/authors/125544/" Цирулик Н.А. / Проснякова Т.Н. Издательство: ИД "Федоров", 2013
4. Технология. Твори, выдумывай, пробуй! 3 класс. Учебник. ФГОС Авторы:  HYPERLINK "http://www.uchmag.ru/estore/authors/125544/" Цирулик Н.А. Издательство: ИД "Федоров", 2011
5. Технология. Творческая мастерская. 4класс. Учебник. ФГОС Авторы:  HYPERLINK "http://www.uchmag.ru/estore/authors/125544/" Проснякова Т.Н.. Издательство: ИД "Федоров", 2011
Рекомендуемая литература для ДКР по учебной дисциплине
Методика обучения продуктивным видам деятельности
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М.: Просвещение, 1992. - 208 с.
Бортон П. и Кэйв В. Наши руки не для скуки. Игрушки забавные, ужасные.
Васильева-Гангнус Л.П. Уроки занимательного труда. - М.: Просвещение, 1987. - 121 с.
Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки. - М.: Просвещение, 1979.- 64 с.
Гукасова А.М. Внеклассная работа по труду. Работа с разными материалами. - М.: Просвещение, 1981. -176 с.
Гусакова М.А. Аппликация.- М.: Просвещение, 1987. - 128 с.
Гульянс Э.К. Учите детей мастерить. - М.: Просвещение, 1984.- 159 с.
Гульянс Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. - М.: Просвещение, 1991. -175 с.
Егорова Р.И., Монастырская В.П. Учись шить. - М.: Просвещение, 1989.- 160 с.
Ерёменко Т.И. Иголка - волшебница. - M.: Просвещение, 1988. -142 с.
Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальной школе. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1978. -175 с.
12. Косминская В.Б. Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 1987. - 124 с.
13. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребёнка. - М.: Просвещение, 1980. - 62 с.
14. Костерин Н.П. Учебное рисование. - М.: Просвещение, 1984. - 242 с.
15. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции. - М.: Высшая школа, 1988. - 128 с.
16.Лиштван З. В. Конструирование. - М.: Просвещение.1981. - 160 с.
17.Литвенец Э.Н. И дивный видится узор. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 92 с.
18.Мартенссон А. Начинаем мастерить из дерева. - M.: Просвещение, 1979. - 63 с.
19. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль: Академия развития, 1998. - 192 с.
20.Оригами и педагогика. Материалы первой Всероссийской конференции преподавателей оригами. - С.Пб, 23-24 апреля 1996. - М.: Молодая гвардия.
21. Паславский А. Природа, фантазия, творчество. - Киев: Веселка, 1976. - 16 с.
Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. - М.: Просвещение, 1983. - 94 с.
Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. - М.: Просвещение, 1990. - 160 с.
Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. - M.: Просвещение, 1998. - 239 с.
Рукоделие в начальных классах. Пособие для учителей. - /авт.-сост. А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева и др. - М.: Просвещение.1984. - 192 с.
Соколовская М.М. Знакомьтесь с макраме. - М.: Просвещение, 1990. - 132 с.
28.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе. - М.: Издательский центр Академия, 2008. - 392 с.
Терешкович Т.А. Рукодельница. - Минск: Полымя, 1992. - 222 с.
Черныш И. Поделки из природных материалов: Шишки и желуди. Орехи и семена. Сухие листья. Береста. - М.: АСТ-Пресс, 2000. - 173 с.
Чижикова Л.П. Кружок конструирования и моделирования одежды. - М.: Просвещение, 1990. - 143 с.