Методический материал :Педтехнологии — Коммуникативная методика обучения иностранному языку в условиях экологического эксперимента

Коммуникативная методика обучения иностранному языку в условиях экологического эксперимента
Методическое содержание процесса обучения иностранному языку на основе программ с экологической направленностью должно соответствовать методике коммуникативного обучения. В чем заключается необходимость этого? Прежде всего, чтобы не ощущалось несоответствие между традиционно используемыми приемами обучения и новой целью, продиктованной концептуальным основами экологического образования. Коммуникативность целесообразна, т.к. условия обучения должны быть адекватны условиям будущей деятельности учащихся в межнациональном общении на иностранном языке по вопросам охраны окружающей среды. Средствами иностранного языка обеспечиваются познавательные потребности учащихся в области экологических знаний путем чтения специальной литературы экологического направления, прослушивания аудиотекстов, обмена экологической информацией с собеседниками, имеющими общие интересы. Важное место отводится социокультурному развитию учеников, т.е. приобщению их к иноязычной экологической культуре. Происходит процесс взаимопроникновения и взаимообмена информацией с другими учебными предметами. Осуществить все это можно только в условиях общения, т.е. обучение должно быть подобно процессу общения (коммуникации). Только в этом случае возможен перенос учеником сформированных навыков и умений в реальную жизнь. При этом процесс обучения не уподобляется полностью процессу общения, а только лишь по основным признакам: 1.Целенаправленный характер речевой деятельности – воздействие на собеседника:

· обращаться с просьбой участия в деятельности по охране окружающей среды;

· запрашивать и сообщать фактическую информацию на темы экологии и валеологии;

· уметь выразить точку зрения по экологическим вопросам. 2.Мотивированный характер речевой деятельности – человек высказывается или читает (слушает) потому, что к этому его побуждает что-то личное:

· делать сообщения на экологические темы в связи с прочитанным текстом;

· уметь высказывать (аргументировать) свое мнение об экологическом содержании прочитанного или услышанного;

· выбрать для себя чисто экологическую информацию и передать ее партнеру с собственными дополнениями. 3.Наличие взаимоотношений с собеседником, образующими ситуацию общения и обеспечивающими речевое партнерство равно в устной и письменной форме:

· составить договор, выработать совместное соглашение;

· написать деловое письмо о проблемах окружающей среды;

· составить экологическую рекламу на основе правил общения и речевых единиц общенаучного и терминологического характера. 4.Использование тех предметов обсуждения, которые важны для конкретного уровня развития и возраста, выбор текстов для чтения и аудирования, например: Начальный этап обучения: знакомство животным и растительным миром Средний этап обучения: отношение к домашним животным в России и в странах изучаемого языка Завершающий этап обучения: охрана животных в нашей стране и в странах изучаемого языка 5.Направление на интеграцию иностранного языка с предметами гуманитарного, эстетического и естественнонаучного циклов, т.к. иностранный язык не ставит целью сообщение новых экологических знаний, а помогает обобщить, систематизировать, углубить и конкретизировать их. Это требует адаптации знаний учащихся к уровню их языковой подготовки на каждом этапе обучения. Для этого можно применить специальные системы упражнений для обучения учеников умению пользоваться терминами, принятыми в экологической литературе, различные речевые модели для обсуждения экологических тем и работу с ними на основе смысловых блоков, микротекстов. 6.Организация парных, групповых, коллективных форм работы в виде деловых и ролевых игр (игра-сотрудничество, игра-соревнование, игра-конфликт, пресс-конференция, экологический суд, защита проектов безотходного производства и др.), направленных на обучение общению на экологические темы на базе реального речевого материала с определенной предметной проблемной установкой. 7.Включение в процесс обучения специальных полилогов с ролевой направленностью и экологическим содержанием. Данная методика подробно описана автором статьи в работе «Нестандартные формы обучения иноязычному говорению». 8.Возрастание роли внеклассной работы в экологизированном курсе обучения иностранному языку Овчинникова С.И. Опубликовано в книге: Теоретико-методологические основы совершенствования естественнонаучного и технологического образования в основной, средней школе и педвузе. Междунар. науч.-практ. конф., 13-14 сентября 2006 г., Челябинск (Текст). - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2006. - С.256-259 14 Октября 2008