Урок по окружающему миру на тему Почва. Состав почвы


отдел образования
администрации НОВОАЗОВСКОГО РАЙОНА

Урок по окружающему миру
“ Почва. Состав почвы ”
Сабатура Елена Михайловна – учитель начальных классов
Новоазовской ОШ І-ІІI ступеней №1,
специалист высшей квалификационной категории,
педагогическое звание: учитель-методист.

2015
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема. Что такое почва. Состав почвы.
Цель. Формировать понятие почва, представление о перегное, о составе почвы (воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли), о связи между составом почвы и его плодородием.
Формировать умение наблюдать, обобщать, осуществлять общение, самостоятельно выражать свое мнение;
Воспитывать любознательность, познавательную самостоятельность, необходимость в самоконтроле, способность сотрудничать с другими учениками.
Оборудование. Мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Почвы». Таблица «Почва», раздаточный материал, макет «Почвенный разрез», коллекция «Почвы твоей местности». Демонстрационный материал: спиртовка, металлическая коробочка с сухим грунтом (чернозем с остатками растений), спички, стекло, металлическая коробочка с влажным грунтом. На партах по два кусочка почвы в коробочках, стакан с водой и палочка на каждую парту.
Ход урока
І. Организация урока.   Вот звонок нам дал сигнал –   Поработать час настал.ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Проверка домашнего задания.
«Минутка синоптика» (дежурный рассказывает и отмечает погоду в классном календаре, дети – в тетрадях).
Фронтальный опрос.
- Почему горные породы нужно тратить экономно? Что такое полезные ископаемые? На какие грунты делятся полезные ископаемые? Что такое горные породы? Какие полезные ископаемые в нашей местности? В каких трех состояниях могут находиться горные породы?
Индивидуальный опрос.
Задание 1. Рассказать о горючих полезных ископаемых.
Задача 2. Рассказать о рудных полезных ископаемых.
Задание 3. Рассказать о нерудных полезных ископаемых.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности.
Появление почтальона Печкина с посылкой. Задание от Кота Леопольда.
Почтальон Печкин. Я почтальон Печкин. Принёс для вас посылку, только я её вам не отдам.
Учитель. Это почему же?
Почтальон Печкин. А почём я знаю, этим она ребятишкам или нет. У вас вся школа ребятишек. Да и друг ваш забыл поставить свою подпись. Как скажут от кого она, значит им, а не скажут – другим.
righttop00Учитель. Скажем, ребята?
Почтальон Печкин. А я сейчас проверю. Пусть тогда отгадают, кто прислал сообщение.
Учитель. Ребята, давайте жить дружно! (Кот Леопольд)
Почтальон Печкин. Правильно.
3545205189928500Учитель (достаёт пакетик с землёй и сообщением от кота Леопольда, читает) «Привет, ребята! Сообщаю, что путешествую по белу свету. Побывал во многих странах, но меня заинтересовал этот предмет. Что это такое? Он встречается везде и разный. От чего это зависит? Его нет в ледяных просторах Арктики и Антарктиды, на ледяных вершинах гор, на каменистых склонах. Прошу вас узнать и сообщить» (слайд 1)
IV. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, что это такое? (Земля.) Да. Это земля. Слово «земля» имеет много значений (слайд 2):
• это и название нашей планеты, на которой мы живем;
• это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;
• это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.
- Но мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле - матушке нашей кормилице или ... о чем? Каково её научное название узнаете, когда решите примеры, ответы которых найдёте среди этих чисел: 90 (П), 300 (О), 860 (Ч), 590 (В), 420 (А).
- Уменьши 140 на 50.
- Увеличь 50 в 6 раз.
- От 500 вычти 360. - Найдите сумму чисел 360 и 230.
- Чему равно произведение чисел 40 и 6?
V. Первичное восприятие и осознание нового материала.
37109407547610001. Выяснение учителя, что знают дети о почве. Беседа по проведенным наблюдениям за почвами своей местности по экскурсии в природу (слайд 3).
- Что мы наблюдали в природе?
- Какие слои земли вы увидели?
- Или однородный цвет имеют разные слои?
- Как называется верхний слой земли?
- Как называются другие слои?
- Чем отличается верхний слой от других? Какого он цвета?
- Может, кто-то знает, как он называется?
2. Объяснение учебного материала.
3. Беседа по вопросам учебника.
righttop004. Изучение состава почвы и свойств.
- Практическая работа в группах (слайд 4).
Опыт 1.
- Бросьте немного сухого грунта в воду. Что вы заметили? Сделайте вывод, о том, что доказывает этот опыт. (В почве есть перегоной.)
Опыт № 2
36830001838325- Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы. Прижмите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидите? Что доказывает этот опыт? (В почве есть вода.)
5. Демонстрация опытов (слайд 5, 6).
Опыт № 3
36925253719195- Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? (Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах)
-  Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать? (В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки червей и др. насекомых. Из этого получается перегной.)
3680460555180500Опыт № 4
-  Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите? (На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.)
3673475740029000- Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите? (Песок поверх, которого осела глина.)
-  Какой вывод можно сделать? (В почве есть песок и глина.)
Опыт № 5
-  Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это? (Это похоже на соль.) Дети рассматривают налет на стекле.
righttop00- Правильно. Это соли. А для чего нужны соли в почве? (Соли – это вещества, необходимые для роста и развития растения.)
3677285178117500- Правильно. Образуются они из перегноя под действием микробов, которые живут в почве. Какие выводы можно сделать? (В почве есть соли, которые могут растворяться в воде.)
-  Пользуясь тетрадями, перечислите, из чего состоит почва. (Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей.)
Физкультминутка.
3679825357759000VI. Закрепление изученного материала.
Рассказ учителя о пользе дождевого червя.
-3670935535559000 Для многих животных почва является домом (мелкие насекомые, грызуны). Большое значение для образования перегноя имеют дождевые черви. Они питаются мертвым листьями, а выделяют его переработанные остатки. Черви - главные «почвообразователи». Они, поедая грунт, пропускают его через кишечник, обогащая необходимыми для роста растений солями. Учёные вывели специального американского дождевого червя, который хорошо повышает плодородие почвы. за весну, лето и осень такой червяк способен пропустить через себя 2 т грунта.
Работа с учебником на с. 101 (слайд 7). Рассмотрите иллюстрацию. Кто ещё живёт в почве кроме дождевого червя?
Решение задачи.
Самка майского жука откладывает 100 яиц, из которых выходят личинки. Они живут 3 года. Сколько яиц откладывает 2, 3 самки за 1, 2, 3 года?
Образование почвы и основные почвообразователи. (слайды 8, 9).
- Что такое почва? Почему почва имеет темный цвет? Как образуется перегной? Какой грунт плодородный? Почему? Из чего состоит почва?
VII. Обобщение и систематизация знаний.
Работа в тетради.
Разгадаем кроссворд (слайд 10).
- Верхний плодородный слой земли.
- Одна из составных частей почвы.
3810635-8255000- Вещество, повышающее плодородие почвы.
- Основные свойства почвы.
3. Рефлексия.
VIII. Итог урока.
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Когда было трудно?
- А когда интересно?
IX. Домашнее задание.
1) Проработать статьи учебника «Что такое почва», «Из чего состоит грунт».
2) Закончить работу в тетради.
3) Подготовить проекты по таким вопросам:
- Как образуется почва,
- Виды почв,
- Охрана почв,
- Что говорят в народе о земле.