Урок по окружающему миру на тему: Почва. Состав и значение почвы




ГУ ШПН «Стикс» г. Павлодара
Екасёва Наталья Петровна
Учитель начальных классов
Стаж: 16 лет
Категория: высшая



Класс: 2
Предмет: познание мира
Тема: «Почва. Состав и значение почвы»
Цели:
Образовательная: знать состав почвы, основное свойство почвы, правила ухода за почвой.
Развивающая: развивать умения анализировать объекты с целью выделения признаков, развивать умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умения учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение новых знаний.
Вид урока: новые подходы в усвоении новых знаний: социальное взаимодействие учеников на уроке через применение семи модулей Программы.
Методы обучения:
получение новых знаний: демонстрация опытов, организация наблюдений, работа с учебником.
стимулирование учебно – познавательной деятельности: создание ситуаций успеха в обучении, создание ситуаций творческого поиска.
Форма обучения: групповая, парная, индивидуальная.
Результат:
проведут эксперимент и сделают вывод о составе почвы;
выделят основное свойство почвы;
узнают правила ухода за почвой
Критерии:
уметь доказывать наличие в почве составных частей (песка, глины, перегноя, воды, воздуха);
уметь составлять пятистишие;
знать основное свойство почвы;
знать правила ухода за почвой;
уметь решать кроссворды
Ресурсы: проекционный экран, флипчарты, учебник, маркеры, постеры, сигнальные карточки для оценивания, инвентарь для опытов, листы с таблицей ЗХУ (для заполнения), листы с кроссвордами (для заполнения), правила работы в группе, оценочный лист.
Рассадка: смешанные группы.

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников

Самоопределение к деятельности
Орг. момент
(2 мин)
Приветствует учеников
Пожелание успехов:
-Добрый день, друзья! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Приветствуют учителя



Желают успехов друг другу


Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
(5 мин)
Флипчарт №1.
-Есть на земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой- 20. Ведро картофеля в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?
-Что знаете о почве?












- Это почва.

Заполняют первую колонку таблицы ЗХУ
Работают индивидуально, обмен мнениями в группах, выступление докладчиков.
Формативное оценивание (аплодисменты)

Постановка учебной задачи
(3 мин)
- Что хотите узнать о почве?
Заполняют вторую колонку таблицы ЗХУ
Работают индивидуально, обмен мнениями в группах.
Ставят цели на урок.

Построение проекта выхода из затруднений
(15 мин)
Флипчарт №2.
- С помощью следующего упражнения давайте определим синонимы к слову «почва».
Флипчарт №3.
Опыт №1(демонстрирует ученик)
- Кусочек сухой почвы положи в стакан с водой. Что ты заметил? Что вышло с пузырьками в воду?
- Значит, что находится в почве? Давайте проверим, используя волшебные чернила.


Опыт №2 (демонстрирует учитель)
- Горсть почвы положить в жестяную банку. Нагреть на огне. Подержать над ней стекло. На нижней стороне появились капли воды. Откуда они взялись?
- Почему?




- А если подержать почву подольше над огнем, то будет ощущаться легкий запах чего – то горелого. Что это может быть?
- Проверим, используя волшебные чернила.

Опыт №3 (демонстрирует ученик)
- Почву с перегноем насыпь в стакан с водой, перемешай. Дай воде отстояться. Что видишь на дне стакана?
- Проверим, используя волшебные чернила.


- Синонимы: дёрн, гумус, земля, грунт, чернозем.
Ловушки: асфальт, брусчатка, покрытие.



- Воздух.

Определяют индивидуально, ответы фиксируют.
- В почве есть воздух.




- Из почвы.
Определяют индивидуально, ответы фиксируют.
- Потому что в почве есть вода.
Определяют индивидуально, ответы фиксируют.



Определяют индивидуально, ответы фиксируют.
- Остатки растений и животных (перегной)




Определяют индивидуально, ответы фиксируют.
- На дне стакана – песок, сверху – глина.
Работа с оценочным листом
Ответы: воздух, вода, перегной, песок, глина.
Суммативное взаимооценивание
5 слов – «5».
4 слова – «4»
3 слова- «3»
Динамическая пауза
«Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ручками похлопали, ножками потопали. Раз – присели. Два – привстали. Три – нагнулись и достали правой ручкою носок, левой ручкой - потолок. А теперь давайте вместе все попрыгаем на месте. Покружились, повертелись и за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, дружно до пяти считаем. Один, два, три, четыре, пять. Открываем, поморгаем и работать продолжаем»

Первичное закрепление
(5 мин)
Стр.55-56 читать
- Какое самое главное значение имеет почва?
- Как называется основное свойство почвы?
- Нужно ли ухаживать за почвой?
Как это делать?







- Не зря говорят: «Какова земля, таков и хлеб», «Земля заботу любит»
- Как понимаете?

Читают параграф о значении почвы.
- На почве растут растения, которые дают плоды.
- Плодородие.
Работа в группах.
Почву надо рыхлить, поливать, удобрять, вспахивать, бороновать.
Суммативное оценивание
5 слов – «5».
4 слова – «4»
3 слова- «3»

Делятся своими мнениями в группе, затем общее мнение озвучивают.

Самостоятельная работа
(10 мин)
Флипчарт №5.
- Разгадайте кроссворд на тему «Почва»














Флипчарт №4.
- Составьте пятистишие к слову «ПОЧВА»

Ответы по горизонтали:
Глина
Соли
Воздух
Перегной
Вода
Песок
Ответы по вертикали:
Плодородие
Сравнивают с ответами на флипчарте
Суммативное взаимооценивание
7 слов – «5».
6 слов – «4»
слов- «3»

Например,
Почва.
Песчаная, глинистая.
Дает, состоит, растит.
За почвой необходимо ухаживать.
Дёрн.
Суммативное взаимооценивание
5 строк – «5».
4 строки – «4»
3 строки- «3»


7. Рефлексия деятельности (итог урока)
(3 мин)
- Заполните третью колонку в таблице, что узнали на уроке.
- Какие трудности были на уроке? Что получилось лучше всего? Каким было настроение при выполнении заданий?

Работают индивидуально,
в парах, обмен мнениями в группах.
Говорят, что узнали о составе почвы, основном свойстве почвы, об уходе за почвой.
Оценивание за урок
19-20 баллов –«5»
15-18 баллов – «4»
12-14 баллов – «3»

8. Домашнее задание
(2 мин)
1 уровень: стр. 54- 56 читать, отвечать на вопросы
2 уровень: составь схему состава почвы в тетради
3 уровень: РАФТ «Почва»
- На этом наш урок окончен. Всем спасибо!
Выбирают задание





15