Урок по окружающему миру «Что такое почва»


На данном уроке применяется технология исследования с целью формирования новых знаний о составе почвы.
Средства ИКТ – для углубления и расширения знаний по данной теме.
Для самостоятельного изучения материала и развития коммуникативных качеств используется работа в группах.
Урок по окружающему миру в 3-м классе. Тема "Что такое почва".
Тип урока: исследование (опыты, работа в группах)
Цель: познакомить с почвой – верхним плодородным слоем земли, узнать о преобладающих почвах родного края.
Задачи:
Дать элементарные знания о почве;
• выявить значение почвы для Иркутской области;
• развивать исследовательские навыки, наблюдательность, мышление, речь;
• воспитывать познавательный интерес и бережное отношение к почве, любовь к родному краю.
Планируемые результаты: учащиеся научатся с помощью опытов исследовать основные свойства почвы, выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с помощью опытов, моделировать связи почвы и растений.
Оборудование:
Раздаточный материал: коробочки с глиной, песком, землей
Штатив, спиртовка, стекло, стаканы, стеклянные палочки, образцы почв (раздаточный материал), демонстрационный столик, лупы (2 шт).
Тест обучающий.
Электронная презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы будем наблюдать и рассуждать, открывать новые знания и делать выводы.
Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу рабочего настроения.
II. Создание проблемной ситуации.
Учитель: Посадил дед репку.
Росла-росла репка и выросла большая-пребольшая. Такая большая, что дед не смог ее вытащить. Все вы знаете, что так начинается русская народная сказка «Репка» и как заканчивается. Чем же кормил дед репку, что выросла она такая огромная? Мы знаем, что все растут, потому что принимают пищу.
- Что же помогло репке вырасти?
( вода, солнце, земля, почва.)
-У всех ли вырастают крупные овощи?
(нет, разные по размеру).
-Почему? От чего это зависит?
(это зависит от разных факторов (уход, плодородие почвы, …..)
- хотите ли вы узнать о причинах, которые влияют на богатый урожай?
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?
(Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.)
Итак, тема нашего урока…… посмотрите на слайд.
III. Самоопределение к деятельности .- Как вы думаете понятия земля и почва - одинаковые или нет? (Предположения детей: земля-это земной шар, Родина, суша, почва.)
У слова «земля» несколько значений. Одно из них – почва –верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Сегодня объектом нашего изучения будет почва. Вы узнаете ее состав и свойства.
- Чем земля не волшебная кладовка! Посеешь в землю один мешок пшеницы, снимешь урожай – впору на грузовике вести. Только бывает она добра и щедра , когда люди к ней добры, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. Иначе земля хлеб родить перестанет, откажет нам в овощах, фруктах, ягодах. Как это так: все у нее брать, а взамен ничего не давать? Тут любая кладовка опустеет!
Так и с волшебной кладовкой – землей.
Введение в тему.
Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит почва, что в ней содержится, основное её назначение.
IV. Работа по теме урока.
Исследование. Состав почвы
- Вы сегодня будете не просто учениками, С чего начнем наше исследование? Что такое почва, из чего состоит?
1. Беседа
Что такое почва
Рассмотрите иллюстрацию на с. 64. Что такое почва?
- Какое значение она имеет для растений и животных?
- Какие животные живут в почве?
-Почему почва плодородна? Докажите.
- Ваши предложения ответы называются гипотезами. (записать термин на доске)
Выдвигаем гипотезу: в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни.
Вспомните, какие условия нужны для развития растения.
(Воздух, вода, питательные вещества - соли)
Проверим, есть ли эти вещества в почве. Чтобы это узнать, изучим ее состав.
2.Практическая работа.
Повторим правила при проведении опытов. Помогут их вспомнить мои помощники в группах.
1.Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться.
2. Если опыт проводит один ученик, то второй молча наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведённого опыта.
3. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
4. Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только с разрешения учителя.
5. После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
Опыт № 1. В стакан с землей бросить кусочек сухой земли. Что заметили? Пузырьки.
Вывод: в почве содержится воздух
- Следующие опыты буду проводить я, а вам придётся только наблюдать и делать выводы. Посмотрите на оборудование для опытов на моём столе ( спиртовка, стекло). Как вы думаете, опасны они? В чём заключается опасность? Какие правила необходимо соблюдать при проведении данных опытов?
Опыт № 2. Немного почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Он покрылся капельками воды. Откуда появились капельки воды?
Вывод: в почве содержится вода.
Опыт № 3.
Будем продолжать нагревать почву.
- Что вы видите и чувствуете? (над почвой появился дымок. В классе распространяется неприятный запах).
Это сгорает перегной, который образовался из остатков растения или животных. Именно перегной придает темный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя.
Рассмотрите почву. Что вы в ней видите? (в почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются части насекомых, червей – это перегной или гумус.)
Вывод: это доказывает, что в почве есть перегной (Остатки растений, сухих листьев, останки умерших мелких животных). В одних почвах его мало, в других много. Чем больше, тем почва темнее, богаче питательными веществами.
Опыт № 4. Прокаленную почву, в которой весь перегной сгорел (она стала серого цвета) насыпем в стакан с водой, размешаем. Отстоялась, разобрать слои: песок вверху, ниже глина.
Вывод: в почве есть песок и глина.
Опыт № 5. Сделать три воронки в стаканчики с землей, глиной, песком. Налить воды. Сравнить проходимость воды.
Вывод: почва пропускает воду хуже глины, но лучше песка.
- Сделайте большой вывод: что такое почва, из чего состоит? (Приложение № 1, слайд № 2, 3, 4)
Итак, мы выдвинули гипотезу и доказали ее.
3. Работа по учебнику.
- Прочитайте в учебнике текст на с. 66.
- Что растения получают из почвы?
- Как животные повышают плодородие почвы?
- Рассмотрите образцы почвы, которые находятся у вас на парте.
- Что заметили?
-Правильно, почва, находящаяся в пакетиках разного цвета.
- А как вы считаете, одинаково ли эти почвы будут называться? (Нет)
- Еще раз рассмотрите образцы почв, лежащие у вас на парте.
- В парах обсудите, какая почва находится в каждом пакете.
- Результаты занесите в контрольный лист "Виды почвы".
(Учащиеся самостоятельно выполняют данную работу.)
- Итак, каковы результаты?
- Какая почва находится в первом пакете?
- Черноземная.
- Почему? Докажите.
(Цвет черный, жирная, если трогать руками)
- Во втором пакете?
- Глинистая.
- Почему? Докажите.
( Цвет желто - красный. Скатывается в комок)
- В третьем пакете?
- Песчаная.
- Почему? Докажите.
( Преобладает песок. Цвет серый.)
- Какой признак стал основным и помог Вам определить вид почвы.
- От чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя)
-Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие. В плодородной почве лучше растут растения.
- Одинакового ли цвета почва в разных местах?
Самое большое количество перегноя содержится в черноземных почвах (показ образца в коробке). На них выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных растений. (Работа по карте) Черноземы – средняя полоса России: Тула, Курск, Воронеж, Самара, Челябинск, Омск.
У вас на партах лежит тот состав почвы, который чаще всего встречается в нашей стране. Это __________________ почвы. В них перегноя не очень много. Хорошо растут злаковые растения. Это пшеница, овес, рожь и др.
4. Охрана почв.
- Почва – одно из основных наших природных богатств. Почему? (ответы детей)
Без неё человек не может обеспечить себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами. Живые растения берут питание из почвы, тем самым уменьшая её плодородие. Как же сохранить это важнейшее свойство почвы?
С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 250-300 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см, а 5 см – за 5-6 тыс. лет.
Образуется почва медленно, а вот разрушается очень быстро. Что разрушает почву? ( почву размывает вода, выдувает сильный ветер)
Слой почвы толщиной 18 см в лесу вода может смыть за 500тысяч лет, на лугу - 3 225 лет, а там, где нет растений, нет деревьев – всего за 15 лет.
В Конституции нашего государства записано: “Все землепользователи обязаны рационально, т.е. разумно, целесообразно использовать почву, бережно относиться к ней, повышать её плодородие”. Как защитить почву?
V. Рефлексия
- Давайте подведём итог.
- Что такое почва?
- Какая почва называется плодородной?
- Чем отличается почва от песка и глины?
(Только почва обладает плодородием.)
2. Обучающий тест. Вид работы – фронтальная.
- Перед вами 5 вопросов.
Вы читаете их и на листочках записываете ответ.
Затем поменяйтесь листочками мы все ваши ответы проверим.
1) Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва, болото, глина)
2) Какие вещества входят в состав почвы, выбери и зачеркни лишнее:
Песок, глина, вода, воздух, стекло, перегной, соли.
3) Основное свойство почвы. (плодогрызие, плодородие, плодовымывание)
4) Самая богатая перегноем почва. (ч……..м)
5) Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (пере….)
Взаимопроверка теста по экрану, выставление оценок.
IV. Подведение итогов урока.
- Что узнали о почве. Сделайте вывод.
Ученик делает вывод, опираясь на определения, сделанные во время урока.
- Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли. Состав почвы: перегной, воздух, вода, минеральные соли. Основное свойство почвы - плодородие. Виды почв: черноземная, песчаная, глинистая.
- Теперь вернемся к сказке?
-Что помогло вырасти репке?
(У дедушки была почва плодородная).
- Кто оценивает свою работу на “отлично”?
- Кому нужна помощь по изучению данной темы?
Д/з: прочитать текст с. 64-67, ответить на вопросы раздела на с. 67.
Большой вред почвам может принести вода. Во время сильных дождей или быстрого таяния снега весной почва не может впитывать всю выпавшую на неё воду. Она начинает стекать под уклоном, смывая и унося сначала верхние, а затем более глубокие слои почвы. Так образуются овраги. Люди ведут борьбу с оврагами: обсаживают их склоны, вершины деревьями и кустарниками, засевают травами. Чтобы замедлить скорость потока воды, а значит, и уменьшить смыв почвы, на дне оврага ставят запруды из камней, бетона или дерева. Вблизи оврагов не пасут скот, не распахивают почву. Если овраг находится на пахотном поле, то почву распахивают на некотором удалении от оврага и обязательно поперек склонов. Если не укреплять овраги, вода всё больше будет размывать их дно и склоны. Овраги всё время будут “расти”, отнимая от полей, огородов, садов плодородные почвы. Там, где не ведут борьбу с оврагами, бывает, что после одного ливня овраг увеличивается на 15–20 м. Не случайно длина некоторых оврагов достигает нескольких километров.
Приложение № 2(б)
Другой враг почвы – ветер. Сильные ветры могут унести слой почвы толщиной до 25 см. После такой работы ветра на участках долгие годы не растут растения. Там, где ветер угрожает почвам, через определенные промежутки высаживают лесные полосы, сеют траву.
Приложение № 3
Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её, делая более проницаемой для воды и воздуха. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Так эти животные обогащают почву перегноем. Поэтому дождевых червей надо охранять.
Поделиться…