Урок по познанию мира на тему: Почва


Познание мира
Тема урока. Почва . Цели урока: ознакомить учащихся с почвой, её свойствами и составом;расширить кругозор детей, совершенствовать уровень познания; развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов; прививать интерес к предмету. 
Тип урока: изучение нового материала.Оборудование: образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, горшочек с почвой, держатель, спиртовка, лабораторное фарфоровое блюдце, фильтровальная бумага. Ход урока
Побуждение.
1.Организационный момент. 
Повторение.
1.- Назовите, известные вам, свойства воды. Объясните понятие «вода-растворитель».
2.- Какие меры по охране воды вам известны?
3.- Какое значение имеет вода в природе и жизни человека?
3.Постановка темы и цели урока.Тема нашего урока: Почва. Чтобы ответить на главный вопрос, нам нужно будет разгадать некоторые тайны природы. -Какой состав имеет почва? -Что такое почва? -Каково основное свойство почвы? 
Реализация.
Беседа.
Объясните выражение «Жизнь создаётся из солнца, воздуха, воды и земли…»
-Что такое земля?
-Что помогает нашей планете быть такой красивой?
-Одинаковые растения растут в разных уголках нашей планеты? Отчего это зависит?
Иногда в одной и той же местности на одних полях получают богатый урожай, а на других бедный.
Отчего это происходит?
-Вы в своих ответах употребили слова «земля» и «почва». Что такое «почва» ?- Почва-это верхний, рыхлый слой земли, на котором растут и могут развиваться различные растения.
Давайте понаблюдаем, из чего состоит почва.
1. Совместное открытие знаний .Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Сделаем и мы несколько опытов и выясним: из чего состоит почва и ее свойство.Работа в группах. 
(Учащиеся выполняют практические задания и записывают ответы на карточках.)Вы на несколько минут стали учеными. Ученые никогда не забывают о технике безопасности. Будьте внимательны при работе с приборами. По инструкциям на ваших партах я прошу вас провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам. Опыт №1 Возьми стакан с водой. Брось туда комочек почвы. Что ты наблюдаешь? Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор. Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _______. Значит в почве есть __________. Опыт №2 Возьми фильтровальную бумагу. Насыпь на нее немного почвы. Плотно придави её к бумаге вторым листом. Стряхни почву обратно в стакан. Что ты наблюдаешь? Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор. Ответ. Мы взяли фильтровальную бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось ________. Это ________. Она появилась из почвы. Значит, в почве есть ________. Опыт №3 Возьми стакан с водой. Добавь туда почвы. Размешай стеклянной палочкой. Подожди немного и посмотри на дно. Что ты наблюдаешь? Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, останки живых организмов, мусор. Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что __________. На дно осел осадок. Это ________, поверх которого осела _________. Значит, в почве есть ___________. Опыт №4 Возьми стакан с водой. Добавь туда почвы. Размешай стеклянной палочкой. Подожди немного и посмотри на поверхность воды. Что ты наблюдаешь? Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, всплыл мусор, остатки листьев, останки живых организмов. Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что _________________. Значит, в почве есть _____. Опыт №5 Возьмите горшок с почвой. Налейте туда немного воды. Держите горшок над пустым стаканом. Что вы наблюдаете? Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан _____________. Мы сделали вывод, что почва________воду. Опыт №6 проводит учитель Взять стакан с водой, в которой долго находилась почва. Взять несколько капель воды из стакана. Поместить эти капли в фарфоровое блюдце или на стекло. Подержать блюдце (стекло) над огнем. Что ты наблюдаешь? Ответ. Вода быстро испарилась, на дне блюдца остались белые налеты. Это минеральные соли, которые необходимы для роста и развития растений. Они образуются под действием микробов, которые живут в почве. Значит, в почве есть соли, которые могут растворяться в воде.  (Открываю выводы по мере их озвучивания. ) Опыт №1. Из почвы выходят пузырьки. Значит в почве есть воздух. Опыт №2. На бумаге осталось влажное пятно. Значит в почве есть вода. Опыт №3. На дне стакана появился осадок. Он состоит из глины и песка. Опыт №4. На поверхности воды появился мусор. Это остатки растений и животных.. Опыт №5. Вода вытекла из горшка с почвой. Значит почва не удерживает воду. Опыт №6. Вода испарилась, на стекле остался белый налет. Это соли. Физкультминутка2.Работа по учебнику.
Чтение текста. Подготовка ответов на вопросы и задания учебника.
Закрепление.
- Что такое почва?
-Из чего она состоит?
- Как образуется перегной?
- Сравните камень и почву. Чем они отличаются?
- Назовите основное свойство почвы. От чего оно зависит?
3.Работа в тетрадях.
Составление схемы.
9747251930400015875001930400015017751930400013620751930400026479519304000 Состав почвы
песок глина вода воздух перегной
Рефлексия.
1.Подведение итогов урока.
-Что нового узнали на уроке?
2. Домашнее задание: ответить на вопросы учебника.