Урок по познанию мира по теме Почва. Свойства почвы


Дата «___»_______ ____ г Класс 2-«__»
Тема урока: Почва. Свойства почвы.
Цель урока: формирование мнения о том, что почва играет важную роль в природе и жизни человека.
Планируемые результаты:
предметные: знать, что такое почва, важность почвы в природе и жизни человека;
личностные: проявлять любовь к природе, бережное пользование богатствами земли, добродушие, человечность;
системно-деятельностные: применять умение находить по тексту новые сведения, делиться мнениями.
Тип урока: новый урок.
Виды работ: беседа, анализ-обобщение, обсуждение в группе, работа с учебником.
Материальное обеспечение урока:
для учителя: учебник, раздаточные листы, пробы почвы, карта;
для учащихся: учебник, рабочая тетрадь.
Проблемный вопрос: Что такое почва?
Оборудование: образцы почвы; глина и песок;лабораторные стаканчики (по 3 шт. на парту) с воронками;колбы с водой;вата или фильтры;лабораторные стеклянные или пластмассовые палочки ( по 1 шт. на парту);лупы (1 шт. на парту);предметные стёкла (1 шт. на парту);спиртовка или сухое горючее; демонстрационный столик; микроскоп; штатив с пробиркой, наполненной почвой; держатель; спички – для учителя;таблица “План работы”; схема “Виды почв”;макет “Почвенное обнажение”;инструкционно-модульные карты для учащихся;карты по технике безопасности при проведении лабораторных работ для учащихся;учебники по предмету; тетради
Ход урока
I. Организация начала урока. Психологический настрой. Работа в группе.
Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: "Будет интересно!” 
– Догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке.«Ее называют кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов».
Что это? – почва.
– Что вы хотите узнать о почве?+ Что такое почва?Из чего состоит почва?Какие свойства имеет почва?Какие бывают почвы?Какие почвы в нашей области?Что может разрушить почву?Как защитить почву?
II. Мы составим план:
План работы1. Состав почвы.2. Свойства почвы.3. Виды почв.4. Значение почв.5. Охрана почв.
III. Макет «Почвенное обнажение»– Вы не раз могли наблюдать, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Они извлекают оттуда питательные вещества, необходимые для роста и развития.Самостоятельно прочитайте статью «Что такое почва?» на стр. 38 учебника и дайте определение почвы.Почва – это верхний плодородный слой земли, необходимый для жизни растений.– Теперь выясним, что же есть в почве, так необходимое для жизни растений.IV. Лабораторно-практическая работа.1. Инструктаж по технике безопасности при работе.2. Проведение опытов (по инструкционным картам). Заполнение таблицы учащимися.
Состав Свойства

Опыт № 1.Цель: определение состава почвы.1.Положи мерную ложку почвы на предметное стекло.2.Разровняй слой почвы на стекле лабораторной палочкой.3.Рассмотри, какого цвета почва; каков её состав (под лупой).4.Рассмотри под микроскопом её состав.5.Сделай вывод. Запиши его в таблицу.Опыт № 2.Цель: определение состава почвы на наличие песка и глины.1.Зачерпни мерную ложку прокаленной почвы.2. Брось её в стакан с водой.3. Размешай палочкой.4. Дай отстояться.5. Наблюдай за осадком.6. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.Опыт № 3.Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.1.Зачерпни мерную ложку почвы.2. Брось её в стакан с водой.3. Наблюдай, что происходит.4. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.Опыт № 4*.Цель: определение состава почвенного перегноя и наличие в почве воды.1. Внимательно проследи за действиями учителя.Взять немного сухой почвы, положить в железную баночку и нагреть. Затем подержать над почвой холодное стекло.2. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.Опыт № 5*Цель: определение состава почвы на наличие в ней остатков растений и мелких животных.^ 1. Внимательно проследи за действиями учителя.Почву положить в железную баночку и поставить на огонь. (Образуются клубы дыма и неприятный запах).Взять сухой лист березы, хвоинки сосны и остатки насекомых, положить в железную баночку и поставить на огонь. (Такой же неприятный запах).2. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.3. Прочитай в учебнике, что такое перегной.Опыт № 6*.Цель: определение состава почвы на наличие минеральных солей.1.Прочитай, что такое минеральные соли.2. Внимательно проследи за действиями учителя. (Выпаривание)Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим его над огнем.^ 3.Сделай вывод. Запиши его в таблицу.Проверка заполненной части таблицы.
Состав Свойства
ПесокГлинаВоздухВодаОстатки растений, мелких животныхПерегной (главная часть почвы)Минеральные соли
^ Определение основных свойств почвы.– Как вы думаете, что может гореть из составных частей почвы?+ В процессе прокаливания установили, что перегной горит, поэтому выделялся такой неприятный запах.– Запишите в таблицу это свойство.Опыт № 6**.Цель: определение свойств почвы.1.Работай с учителем.2.Налей воду в воронку на песок, глину, почву. (3 стаканчика)3.Наблюдай, что происходит.4.Сделай вывод. Запиши его в таблицу.– А какое основное свойство почвы?+ ПлодородиеПроверка заполненной таблицы.
Состав Свойства
ПесокГлинаВоздухВодаОстатки растений, мелких животныхПерегной (главная часть почвы)Минеральные соли ГорениеПроводимостьПлодородие 
– Что растения получают из почв?Закрепление знаний.
- Что такое почва?
- Как ты понимаешь словосочетание «плодородная почва»?
- В чем отличие почвы от песка и глины?
- При каких обстоятельствах почва бывает плодородной?
Сочинить стих из пяти строк.
Почва
Плодородная, черная, коричневая. Бывает плодородной, растет. Человек учиться жить у природы. Состав почвы меняется из-за перегноя. Природа.
V. Рефлексия. Светофор
Если ты все усвоил, то приклей стикер к зеленому цвету.
Если в чем – то затрудняешься, то на желтый цвет.
А если ты ничего не усвоил – то на красный цвет
Информация о домашнем задании: Прочитать текст, ответить на вопросы стр. 38-41