Урок по познанию мира на тему Почва и её охрана (2 класс)

Дата:________
Предмет: Познание мира
Класс: 2
Тема: Значение почвы и ее охрана.
Цель: Формировать знания о значение почвы и ее охране.
Задачи:
-формирование представления о типах почв, о круговороте веществ в природе;
-развитие познавательной активности детей, умения работать в парах и группе; развитие наблюдательности, умения анализировать и делать выводы;
-воспитание чувства любви и заботы, бережного отношения к природе, привлечение внимания учащихся к проблемам экологии.

Ход урока

1. Организационный момент
Дорогие ребята! Сегодня на уроке вы будете давать полные ответы, внимательно слушать учителя и ответы своих товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.
Сядьте правильно, проверьте расположение учебных принадлежностей к уроку.

2. Постановка темы и целей урока
Тема урока «Охрана почв».
Анализ погоды:
Но для начала проведем анализ погоды:
-Скажите, а какое сейчас время года?
Откройте свои тетради, запишите число, сегодняшний день недели, будем записывать анализ погоды на сегодня.
-Давайте попробуем охарактеризовать сегодняшний день:
- Посмотрите в окно, обратите внимание на небо. Какое состояние неба?
-Каким знаком отметим?
-Посмотрите на деревья, есть ли на улице ветер?
-А были ли сегодня осадки?
-Какая погода с утра и как она меняется к середине дня?
-Сегодня днем обещают температуру _____ градусов. А это тепло или холодно?
3. Актуализация знаний
Учитель: Что такое почва? (Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут или могут расти растения. Почва служит домом для многих животных).
Учитель: Разгадав, кроссворд мы повторим состав почвы. (Рисунок 1).
Вопросы к кроссворду:
1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной)
2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина)
3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок)
4. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)
5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)
6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы)
7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли)
КРОССВОРД






У каждого из вас есть огород. Расскажите и покажите, что вы делаете, чтобы почва была более плодородной? (Перекапываем, рыхлим, поливаем, удобряем).
4. Изучение нового материала (продолжение)
Правильно, всё это делает почву в вашем огороде плодородней и повышает урожай. За почвой нужен правильный уход. Она нуждается в бережном отношении. Если почва истощается, ей нужно дать отдохнуть. Человек до конца не может восстановить почву ни удобрениями, ни обработкой. Почву может восстановить сама природа, причём очень медленно: за 250-300 лет -1 см, 20 см - за 5-6 тыс. лет. Зато разрушить почву можно быстро в течение 1 года.
Что разрушает почву? (Вода, ветер, вырубка лесов, строительство дорог, домов, чрезмерное использование ядохимикатов и удобрений. Если вносить ядохимикаты больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате этого гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие).
Как предотвратить разрушение почв? (Высаживать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, проводить снегозадержание, умеренно использовать удобрения и ядохимикаты и т.д.).
А может ли один человек решить экологические проблемы почвы? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).
Охрана почвы – это задача всего человечества. Загрязнение почвы касается всех людей Земли. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение почвы. Уже созданы и продолжают создаваться различные международные организации, служащие делу охраны природы.
Какие организации вы знаете? (Например - независимая международная общественная организация “Гринпис” (англ. Greenpeace “Зеленый мир”), борется против ядерных испытаний, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира).
Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы? (Сбор семян, помощь при посадке, прополке, поливе молодых саженцев).
-Какое значение имеет почва для человека. ?
Открываем учебники на странице 42. Прочитаем материал, который дан в учебнике.
5. Закрепление изученного материала
-Что может навредить почве?
-Что случится, если на земле исчезнет почва?
6. Подведение итогов
Вернёмся к плану нашего урока. Всё ли мы выполнили? Какие бывают почвы?
Почему надо бережно относиться к почвам? Как надо охранять почвы?
7. Домашнее задание
1. Стр. 42-44 пересказ. Подготовьте ответы на вопросы на стр.44









13PAGE 15
























Заголовок 1 Заголовок 315