Урок по теме: Как образуется почва 3 класс


Проект урока «Окружающий мир» 3 класс
Программа: Перспективная начальная школа
Предмет: окружающий мир
Тема: Как образуется почва
Яна Романовна ФилюкУчитель начальных классов, МБ НОУ «Лицей №11»
Цели:
Образовательная:
формирование представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах.
Развивающая:
развивать умения работы с научным текстом,
развивать исследовательский подход к изучению природных объектов,
делать выводы на основе проведенных опытов,
развивать познавательный интерес.
Воспитательная:
воспитывать чувство любви к природе, родному краю.
Планируемые результаты:
Предметные: - сформировать понятие «почва», познакомить с ее образованием, составом, свойствами почвы, видами, её ролью в жизни экосистемы.
Метапредметные: - ставить учебную задачу и удерживать ее;
-строить высказывания, понятные собеседнику;
-анализировать информацию и делать выводы;
-формировать начала предметной рефлексии;
-формировать умение работать с информацией;
-формирование умения формулировать тему урока;
3. Личностные: -формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),
-воспитывать чувство любви к природе,
-формирование уважительного отношения к иному мнению.
Тип урока: Освоение новых знаний
Формы организации: фронтальная (словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем обучающимся), групповая (самостоятельная, практическая деятельность обучающихся, направленная на изучение состава почвы), индивидуальная (доклады обучающихся).
Оборудование: : м/медиа, учебник, тетрадь для самостоятельной работы; блюдечки с почвой, деревянные палочки, ручные лупы, стаканчики с водой, горшочек с почвой, конверты с заданиями и таблицами, лист для выводов с опорными словами, учебник, толковые словари, тетрадь для самостоятельной работы, бумажные цветы, ватман, таблицу с результатами опытов.Ход урока
1.Организационный момент. (1 мин.)
УУД: психологическая установка на работу
-Начинаем наш урок.
Орешек знаний тверд, но все же.Мы не привыкли отступать,Нам расколоть его поможет.Стремленье вечно познавать.
2. Мотивирование к учебной деятельности. (3 мин.)
-Сейчас послушайте мою загадку. Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется? (Это почва.)
3. Актуализация знаний и постановка проблемы. (4 мин.)
УУД: формулировка темы урока,
-постановка учебной задачи
- Какова тема урока? (речь пойдёт о почве)
Слайд 1, 2
- Сможете ли вы ответить на вопрос Что такое почва? (Да, ответить на этот вопрос нам помогут учебник и толковые словари. ) Самостоятельно ищут в учебнике тему и ответ на вопрос.( Почва – верхний плодородный слой земли.)
4. Поиск решения проблемы (3 мин.)
УУД: выражение своих мыслей, предположений, понятных собеседникам, построение монологической и диалогической речи, коррекция и оценивание мнений одноклассников.
-Как вы понимаете выражение:
Больше в кладовую природы положишь – больше соберёшь.
Слайд 3, 4
(Чем лучше ухаживать за почвой, удобрять ее, тем больше урожая соберёшь.)
- Вы хотите поближе познакомимся с почвой? (да)
- Что нам надо для этого сделать? Через что мы это можем узнать? (провести опыты, через наблюдение и исследование почвы)
-Вы были когда-нибудь в лаборатории? Там работают учёные-исследователи. Они проводят опыты. Сегодня на этом уроке вы можете представить себя в роли учёных. Мы сейчас проведём несколько опытов и выясним: из чего состоит почва и почему она плодородна.
Прочитайте правила работы.
Слайд 5, 6
5. Открытие новых знаний (17 мин)
УУД: работа в группе, сотрудничество взаимопомощь, решение проблемы через опыт, построение логической цепи рассуждений.
- Внимательно ознакомьтесь с правилами.
Правила:
1. Внимательно читать инструкции.
2. Чётко выполнять указания.
3. Быть наблюдательными
4. Аккуратно работать с веществами и оборудованием.
5. По наблюдениям сделать выводы.
Вы поделены на 4 группы. (Учитель по списку выбирает четырёх руководителей, они сами набирают свою команду по очереди)
-У каждой группы будет своё задание, которое вы найдёте в конвертах. Свои выводы и наблюдения вы запишите в лист наблюдений.
-Перед началом работы сосредоточьтесь. Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох, потянитесь, задержите дыхание пока я не досчитаю до трёх, медленно выдохните. Повторим ещё раз. Приступаем к работе.
Слайд 7
Приложение №1
Опыт группы №1
1. Насыпьте в поддон немного почвы.
2. Внимательно рассмотрите почву, используя лупы, деревянные палочки.
Слайд № 12, 13
(Мы внимательно рассмотрели почву и обнаружили в ней песок, глину, останки живых организмов.)
Опыт группы №2
1. Возьмите стакан с водой. 2.Бросьте туда комочек почвы. Что вы наблюдаете?
(-Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят пузырьки воздуха. Значит, в почве есть воздух.)Слайд 14
Опыт группы №3
Возьмите стакан с водой. 2. Добавьте туда почвы. 3. Размешайте палочкой. Подождите немного и посмотрите на дно. Что вы наблюдаете?
Слайд 15
(В стакан с водой мы добавили почвы и размешали палочкой. Мы заметили, что вода стала мутной. На дно выпал осадок, всплыли частички мусора Значит, в почве есть воздух.)
Опыт группы №4
Возьмите горшок с почвой. 2. Налейте туда немного воды. 3. Держите горшок над пустым стаканом. Что вы наблюдаете? Слайд 16 (Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан налилась вода. Мы сделали вывод, что почва пропускает воду)-Сейчас руководители каждой группы прикрепляют свои выводы на Таблицу с результатами опытов. Приложение 5
-Расскажите, что вы узнали, проделав опыты, составив эту таблицу? ( мы узнали о свойствах почвы, ее составе)
6. Рефлексия деятельности (1 мин.)
УУД: - самооценка
-самоконтроль, критичность
-Вы провели опыты, многое узнали. Покажите с помощью карточек с цветами вашу работу в группах. Приложение 4.
Оранжевый– побольше таких дел, поучительно, Жёлтый – понравилось, но не всё интересно, Зелёный – работа не понравилось, скучно.
7. Динамическая пауза (2 мин.)
УУД: физическое развитие
8. Первичное закрепление ( 6 мин.)
УУД: самостоятельная работа
- работа с вопросами на слайде
-Сейчас вы поработаете самостоятельно по тетради, с. 11, задание 13.
Воспользуйтесь учебником. Какую пользу приносят природе животные почвы?
(-Они рыхлят почву, прокладывая в ней ходы, куда проникают воздух и вода.)
-Правильно, это и делает почву плодородной.
Слайд 17, 18
-А как вы понимаете выражение: Цепь питания? (Это связь живых существ между собой)
Слайд 19
-Ответьте на вопросы:
1. Верхний, рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва)
2. Выберите вещества, входящие в состав почвы: глина, песок, воздух, вода.
3. Основное свойство почвы? (плодородие)
4. Животные или растения стали первыми обладателями суши? (растения)
5. Как называются остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве? (перегной)
6. Как люди называют почву? (кладовая)
Слайд 20
-Молодцы.
- Посмотрите на нашу Таблицу результатов опытов. Что вы заметили в этой таблице? (одна колонка осталась пуста)
Потому что это еще не всё, что вы сегодня узнали о почве. Кормин Илья подготовил небольшой доклад о ВИДАХ ПОЧВЫ. (читает доклад и затем прикрепляет его в последнюю колонку в таблице)
-Теперь наша таблица полностью заполнена.
Слайд 21
Приложение 3
9. Закрепление (3 мин.)
УУД: анализ результатов своей деятельности
-А сейчас мы поиграем и проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы. Игра “Хлопни!”
-Я перечисляю название веществ, вы внимательно слушаете и хлопаете на правильном ответе.
-Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной. (Дети не хлопают в ладоши, когда учитель называет стекло, бумагу, целлофановые пакеты)
10. Итог урока (3 мин.)
УУД: -анализ результатов своей деятельности,
-построение высказываний, понятных собеседнику
-Какую проблему мы решали на уроке? Как мы можем ответить на этот вопрос? Кто считает, что мы решили поставленную задачу?
-Подытожим наш урок выводом. ( Почва – верхний плодородный слой земли. В её состав входят органические минеральные вещества. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее.)Слайд 22
-Сегодня вы замечательно поработали на уроке, заслужили высокие оценки.
11. Домашнее задание
УУД: -творческое развитие учащихся (1 мин.)
Дома напишите небольшой рассказ «Приключения червячка»
12. Рефлексия (2 мин.)
УУД:
- самооценка
-самоконтроль, критичность
“Украсим почву цветами”.Оранжевый цветок берут те, кто оценивает свою работу так: “Я отлично поработал и узнал много нового”.Жёлтый - “Я хорошо работал, мне было интересно”.Зелёный - “Я старался работать, но у меня не всё получилось”.
Приложение 4 (Дети выбирают по своему желанию цветок и наклеивают на лист ватмана)
Приложение 1
Лист наблюдений
Опыт 1
Ответ. Мы внимательно рассмотрели почву и обнаружили в ней________________________________________________________________________________.
Слова-помощники : песок, глина, вода, останки живых организмов.
Опыт 2
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит, в почве есть __________________________.
Слова-помощники : мусор, пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, , песок, глина, останки живых организмов, вода.
Опыт 3
Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ___________________________________________. На дно выпал осадок. Это __________, поверх которого всплыли частички _______________________. Значит, в почве есть ____________.
Слова-помощники : останки живых организмов, пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, всплыл мусор.
Опыт 4
Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва__________   воду.
Приложение 2
Динамические паузы:
Выполняются динамические упражнения: потягивания, разведение плеч, поднимание головы, вращения головой, наклоны и полунаклоны.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Три, два, один –
Плывем как дельфин.
Качаясь на волне, плывем на спине.
Вышли на берег крутой,
Отряхнулись – и домой.
Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно
Клювиком почистил пух
И опять за парту - плюх!
Приложение 3
Виды почвы
1.Се́рые лесны́е по́чвы формируются в лесостепной зоне. Серые лесные почвы активно используются в сельском хозяйстве для выращивания кормовых, зерновых и плодо-овощных культур.
2. Подзо́листые по́чвы — типичные почвы хвойных лесов. Название происходит от слов «под» и «зола» и появилось, видимо, от русских крестьян, обнаруживавших при вспахивании слой, напоминавший золу. Эти почвы формируются в сырых и холодных местностях.
3. Чернозём —тёмноокрашенный тип почвы, сформировавшийся на глинах. Чернозёмы обладают хорошими водно-воздушными свойствами, отличаются комковатой или зернистой структурой.
4. Сероземы - тип почв полупустынь . На сероземах возделывают хлопчатник, сахарную свеклу, виноград. Распространены в Азии, Сев. Америке, Австралии.
5. Солонцы распространены среди каштановых и бурых полупустынных почв в виде пятен. В черноземной зоне их формированию препятствует довольно значительное количество осадков.
6. Краснозём — тип почвы; отличается повышенным содержанием окислов железа и алюминия. Из-за окислов железа почва имеет красноватую окраску. Краснозёмы — кислые или слабокислые почвы.
Этот тип почв характерен для субтропических широколиственных лесов. Редко встречаются в России.
Приложение 4
Оранжевый цветок берут те, кто оценивает свою работу так: “Я отлично поработал и узнал много нового”.Жёлтый - “Я хорошо работал, мне было интересно”.Зелёный - “Я старался работать, но у меня не всё получилось”.




Приложение 5
Таблица результатов опытов
Вывод группы № 1 Вывод группы № 2 Вывод группы № 3 Вывод группы № 4 Виды почвы
Литература
Боровая, Г.И. Младший школьный возраст / Сенько В.Г.// М.: Просвещение ,1989. – с. 86
Ермолаев-Томин, О.Ю. Внимание школьника / Ермолаева, О.Ю., Марютина, Т.М., Мешков,а Т.А.// М.: Знание, 1987. – с. 79
Дубровина, И.В., Андреева, А.Д., Данилова, Е.Е. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / Под ред. Дубровиной, И.В. // М.: Просвещение, 2003. – с. 208
Кубасова, О.В. Любимые страницы./Учебник для 3 класса по литературному чтению. В 4 частях. // Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005. – 176 с.
Матюхина, М.В., Михальчик, Т.С., Прокина, Н.Ф.Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под редакцией Гамезо, М.В. // М.: Просвещение, 1984. – С. 256
7. [Электронный ресурс] режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki8.[Электронный ресурс] режим доступа: http://agroltd.ru/9.[Электронный ресурс] режим доступа: http://www.razumniki.ru/diktant_3_klass.html10.[Электронный ресурс] режим доступа: http://www.coloring.ws/t_template.asp?t=http://www.coloring.ws/flowers/flower12.gif