Сценарий развлечения ко дню коренных и малочисленных народов


Содержание работы: сценарий может быть использован для проведения развлечения в детском саду для детей любого возраста. Развлечение ориентировано на национальные традиции ХМАО.
Цель: Воспитывать уважение к культуре коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югра (ХМАО).
Задачи:
• Приобщать к литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.
• Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.
• Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО.
воспитатель: Здравствуйте, ребята! В нашей большой стране, которая называется Россия, есть небольшой уголок, где живём все мы, и этот уголок называется Ханты-Мансийский Автономный Округ. А старинное название нашего округа – Югра.
На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам... Каким?
дети: Ханты и манси.
воспитатель: Правильно ребята! Живут ханты и манси в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Они никогда не берут лишнего: ловят стильно рыбы столько - сколько смогут съесть, собирают столько ягоды - сколько смогут унести. А теперь давайте посмотрим презентацию про край, в котором живет этот удивительный народ!
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЮГРА»
воспитатель: а сейчас ребята расскажут нам стихотворения про наш Родной край.
Люблю тебя, Югорский край!
Ты вечный зов, ты божество.
С тобой я плачу в неудачу.
С тобой ликую в торжество!
Можно сколько хочешь восхищаться,
Знаю, каждый славит край родной,
Но не перестану восторгаться,
Воспевать любимый Север свой!
А теперь давайте посмотрим кукольный театр на хантыйскую народную сказку «Хочу-Не хочу».
ХОЧУ, НЕ ХОЧУ. (Хантыйская сказка)
Заяц с Зайчихой хорошо жили. Было у них достаточно еды и питья. Только детей у них не было.
Каждый день они чужих детей в дом приносили, ласкали, гладили, самой вкусной едой кормили.
Однажды пригласили они в гости Медведя. Увидел Медведь, как Заяц с Зайчихой с чужими зверятами хорошо обращаются, говорит:
— Заяц с Зайчихой, у Вас скоро сын родится.
И правда вскоре у Зайца с Зайчихой родился Зайчонок Снежинка.
Отец с матерью обрадовались, мать от сына и не отходит, обнимает его, целует, песни ему поёт.
Сынок быстро растёт. Одно горе — малыш не играет, не ест, всё время плачет и что ни увидит — кричит:
— Хочу, не хочу!
Ему дадут то, что он просит, он это в руках немного подержит, посмотрит и опять кричит:
— Не хочу!
Мать сына уговаривала, пока не обессилела, отец без отдыха по лесу бегает, вкусные листочки собирает. Из леса приходит, устал, на ногах едва-едва держится, к сыну идёт:
— Снежинка, посмотри, какие вкусные листочки я тебе принёс, поешь.
Снежинка немного листочков поест и опять кричать начинает:
— Не хочу!
Отец другие вкусные листочки приносит, даёт сыну:
— На, сынок, это самые вкусные листья, их лоси едят, чтобы стать большими и крепкими.
Зайчонок только погрызёт, целиком не съест и снова кричит:
— Не хочу!
— Завтра в лес пойдём. Ты, Снежинка, пойди поиграй с лесными зверями, ищи еду и ешь, какая понравится.
Пошли они в лес. Снежинка со зверями не играет, еду не ищет, кричит:
— Не хочу ходить! Домой хочу, хочу!
Лиса его услышала, тихонько к нему приблизилась, стоит, усмехается, хвостом играет: туда оборачивается, сюда поворачивается, с кончика носа комара хвостом смахивает.
Снежинка увидел лисий хвост — плач прекратился. Стоит и на пушистый лисий хвост смотрит. Смотрел-смотрел, с того места, где стоял, побежал к отцу с матерью. Прибежал, посмотрел на их хвосты и говорит:
— Это что же, мои отец с матерью без хвостов?
И, чтобы на свой хвост посмотреть, стал вокруг себя кружиться. Кружился-кружился — хвост так и не увидел. Сел, свой хвостик-комочек схватил и закричал:
— Не хочу хвостик, не хочу! Хочу такой хвост, как у лисы!
Отец с матерью его уговаривают, он их и слушать не хочет, на весь лес кричит:
— Не хочу, не хочу!
Лиса подошла к нему и говорит:
— Хватит кричать, я тебе свой старый хвост подарю.
Старый, ободранный хвост принесла и кедровым корнем к хвосту Зайчонка пришила, тихонько ударила его, потом толкнула и говорит:
— Побегай, новым хвостом похвастайся.
Снежинка с места, где стоял, сошёл, то от матери с отцом убежит, то к матери с отцом подбежит, вокруг них обежал, вокруг себя покружился — хвостом поиграл и в лес с радостным криком побежал:
— Ну-ка, звери, посмотрите, какой у меня большой и красивый хвост! Вы у зайцев таких хвостов и не видели!
Звери только смеются.
Зайчонок проголодался, листья рвал, ел. Вкусно. Дальше бежит, только хвост между деревьев мелькает. Лиса увидела зайку, схватила Снежинку за хвост и потащила его домой, чтобы съесть.
Зайчонок испугался и закричал:
— Ой-ой-ой, что это? Хвост, ты куда меня несёшь?
Зайчонок лапами дёргает, на хвосте кружится. Бился-бился, на землю упал. Сидит, больные места потирает и говорит:
— Нет, хоть и маленький хвост, зато мой. Большой хвост, он для других. И не стал больше зайчик капризничать, стал слушаться маму с папой и всех взрослых. Молодец зайка!
● Какие слова произнёс зайчишка в финале сказки?
(Ответы детей: Нет, хоть и маленький хвост, зато мой. Большой хвост, он для других.)
● Почему лисий хвост не подошёл зайчишке?
(Ответы детей: Он ему только мешал, яркий хвост между деревьями мелькал, лиса его увидела и схватила)
● Чему учит сказка?
(Ответы детей: Не быть капризным и слушать старших.)