Методическая разработка папка-передвижка для родителей на тему «Родителям о детском чтении»

Мелихова ЛН. МБДОУ детский сад №84 г. Ельца «Радуга»

Методическая разработка папка-передвижка для родителей на тему «Родителям о детском чтении»

«Дети это счастье, созданное вашим
трудом»
В. Сухомлинский
Нет на свете большей радости, чем растить Человека.
Родители, любя своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулки.
Но не все знают, что не меньше, а порой больше ребенок радуется тогда, когда родители читают ему книжку.
Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение, то есть удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой. Отсюда радость познания.
Но есть и другая причина детской радости. Маленькие ребята жаждут общаться с родителями: вместе с мамой (папой) читали сказку, вместе переживали за добрых героев, вместе тревожились, печалились, радовались; вместе наслаждались дивным звучанием родного языка, открывая красоту и смысл слов.
Дай Бог, чтобы с годами это единение развивалось и сохранялось, особенно в подростковом возрасте, когда у ребят на первый план выходят друзья и товарищи.
Родители читают малышу книжки не для того, чтобы развивать и позабавить его. Давно известно, что детские книги пишутся для воспитания, а воспитание великое дело: им решается участь человека. С малых лет хорошие книги внушают ребенку добрые чувства и благородные мысли, побуждают к достойным поступкам. Поэтому берите себе в помощники для воспитания детей Пушкина и Андерсена, Лермонтова и Киплинга, Льва Толстого и Свифта, а также других писателей, пусть не великих, но талантливых и благородных.
Сухие наставления, прописные истины противны детям. Можно повторять каждый день: будь добрым, будь отзывчивым, будь прилежным, только толку не добьешься. Но самые сложные и большие человеческие чувства могут прийти к детям в рассказах о людях и событиях.
Давно известно: мало любить детей, надо, чтобы и они любили. Всегда надо помнить, что сознание начинает складываться сразу, с момента своего пробуждения. С первых лет жизни надо учить ребенка чувствовать себя среди людей и соотносить свои желания и поведение с пользой для них. Многие родители озабочены только тем, как бороться с пороками детей и предостеречь их от дурных поступков. Но истребление плохого без наполнения хорошим бесплодно.
Детские книги помогут вам накапливать в душе ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения: стихи и рассказы о любви к родной семье, к родителям, бабушке и дедушке, к сестрам и братьям; книги о том, как дети заботятся о деревьях и цветах, зверюшках, птицах; дивные рассказы и сказки, где научная достоверность сочетается с поэзией и озарена радостью познания; великолепная библиотека веселых книг; книги об отношениях между детьми разного пола.
Чтение познавательной литературы способствует формированию научного мировоззрения. Знакомство с русским фольклором и русской литературой воспитанию гражданина Отечества, воспитанию патриотических чувств. Детские книги щедро утолят потребность вашего ребенка любить родную страну: дивная поэзия о русской природе, книги о доблести предков и о тех, кто старается для Отечества сегодня.
Читайте детям книги, которые внушат им доброе отношение к людям всех рас и наций: детские народные песенки и сказки народов мира, сочинения классиков мировой детской литературы, познавательные очерки, которые знакомят ребят с разными странами.
Сделаем вывод: книги, которые мы выбираем для ребенка, должны гармонично и всесторонне развивать его. Честность, совестливость, уважение к людям и себе, любовь к знаниям и труду, ответственность, чувство долгам перед семьей, отцом, матерью, Отчизной, добрый взгляд на всю планету все это ненавязчиво входит в сознание ребенка при чтении хороших книг. Книги, которые мы выбираем, должны воспитывать у ребенка хороший художественный вкус и развивать чувство прекрасного. И пусть ваши беседы о книгах будут всегда желанными, интересными ожидаемыми.
Кроме того, книги о детях помогу и родителям лучше понимать своего ребенка, а потому и влиять на него, помогут понять, увы, часто не идеальные взаимоотношения с детьми.
Руководство детским чтением требует от родителей много знаний, сил и времени, но это радостный труд, потому что рождает духовные связи отца и матери с детьми, а это главное в жизни.


Детская книга в вашем доме

Дом, в котором есть дети, трудно представить без детских книг. Детская книга в семье индикатор заботы старшего поколения о воспитании и образовании младших, показатель складывающегося взаимопонимания между ними.
Специалисты утверждают: надо как можно раньше приобщить ребенка к книге. Именно она способна создать предпосылки для успешного вхождения ребенка в социум, возбудить и реализовать творческий потенциал, развить лингвистические способности, мышление, интеллект и фантазию, сформировать правильное представление о жизненных ценностях, наполнить его внутренний мир. Книга, как отмечают специалисты, является приоритетным каналом связи между поколениями. По полноте содержащихся сведений, по основательности пояснений, надежности фиксирования она не имеет себе равных среди других средств массовой информации.
Современный книжный рынок предоставляет огромный выбор книг для детей, способен удовлетворить любые потребности в детской книге: разнообразная тематика, привлекательный внешний вид, издания справочного и энциклопедического характера переводная детская литература... Но обилие книг, среди которых много развлекательной продукции массовой культуры, затрудняет для родителей выбор литературы. Многие родители, стоя у прилавков книжных магазинов, не знают, что выбрать для своего ребенка. Исследования свидетельствуют о низкой компетентности семьи в критериях отбора лучшей литературы для своих детей. В круг детского чтения зачастую попадают книги сомнительного качества: триллеры, боевики, мистика и т.п. среди них немало книг антигуманной направленности, воспевающих предательство, коварство, обман.




Покупка случайных, хотя и дорогих книг, не включенных в смысловое единство с другими, обесценивает домашнее собрание. Многие книги в нем «не работают» на воспитание и развитие ребенка, лишь засоряя книжные полки. Главное условие хорошо скомплектованной библиотеки для детей понимание критериев подбора нужной литературы. Такими критериями являются:
доступность для данного возраста;
проверка качества издания временем;
признание ценности книги, как со стороны детей, так и взрослых;
способность книги быть помощником в обучении;
наличие иллюстративного материала;
гуманное содержание, образный язык.
Традиции книгоиздания сформировали три отчетливо различных направления в репертуаре чтения детей:
во-первых, специально создаваемая литература для детей;
во-вторых, адаптация произведений, адресованных взрослым;
в-третьих, непредназначенные для юных читателей издания, но имеющие потенциальные возможности использования их в детском чтении.
Семейное собрание детских книг во многом отличается от собрания книг для взрослых. В нем:
предпочтительнее иметь отдельные иллюстрированные издания или сборники, чем полные или многотомные собрания (особенно для детей до 10 лет);
детские собрания должны быть динамичны: с ростом ребенка должен меняться репертуар его чтения и сам характер изданий для детей.
Собрания детских книг:
отличаются видовым разнообразием (книги-игрушки, книги-раскладушки, книги-картинки, книги-раскраски, фотокнижки и др.);
многофункциональны (с книгами можно играть, раскрашивать, по ним можно
учиться, писать и считать, их можно слушать, развивать свой талант, обогащать ум и сердце, использовать в практической деятельности).

Учитывая возможности ребенка, уровень его развития, для каждого возраста нужны свои книги
Как утверждают психологи, вхождение ребенка в книжную культуру надо начинать с первого года жизни.
Круг необходимых для развития малыша книг и других печатных изданий:
П Для пятимесячного ребенка, любящего манипулировать предметами, полезны книжки-подушки со страницами из ткани, непромокаемые книги для «чтения» в ванне; издания для самых маленьких с твердыми картонными или пластмассовыми страницами их интересно пробовать на зубок, переворачивать, ощупывать.
Шестимесячный ребенок способен рассматривать предметы. Для него хорошо приобрести надувные книжки-игрушки, которые он может перекладывать из рук в руки.
В 78 месяцев ребенок уже узнает знакомую книжку. Для него хорошо иметь в домашнем собрании книги из серии «Мои первые слова» издательского дома «Нева». Полезны для игр в этом возрасте «книжки-раскладушки».
Девятимесячный ребенок любит листать книги и вместе с тем рвать их. Для этой цели можно использовать старые иллюстрированные журналы.
В 1012 месяцев почти у каждого ребенка уже есть любимая книга. Предметом его интереса становятся звуковые книжки и книжки-«пищалки».
П В годовалом возрасте ребенку нужны книжки с простыми и четкими, красочными картинками, изображающими знакомые предметы или животных, чтобы сопровождать просмотр звуками при участии малыша. Переплеты книг должны быть крепкими, а страницы толстыми, чтобы их было легко перелистывать. Годовалым детям очень нравятся стихи, в которых описываются действия и истории, содержащие повторения (например, русские сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя»).

· У двухлетних детей особенно заметно желание общаться с книгой вместе с взрослыми, рассматривать ее, вслушиваться в голос читающих родителей. У них появляются любимые книги, которые они могут «перечитывать» неоднократно он уже улавливают связь между страницами по смыслу и схватывают рассказ в целом. Для двухлетнего ребенка особенно ценны книжки-игрушки (например, «Под грибом», «Цыпленок», «Как цыпленок голос искал» В. Сутеева, «Телефон» К. Чуковского, «Про башмачки» С. Прокофьевой и др.).

· У детей 23 лет очень любима стихотворная форма, которую они предпочитают прозе. При этом малыши тяготеют к динамическим ритмам, радостной плясовой мелодике. В круг чтения малышей этого возраста полезно включить детский фольклор, органично сочетающий в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действие (сборники русских народных потешек, песенок и прибауток). Для двух-трехлетних детей хорошо иметь дома книги-картинки (например, «Сказки в картинках» В Сутеева).
























Ребёнок и чтение

ПРОБЛЕМЫ детского чтения начинаются, как известно, с нас, с взрослых. «Вечно занятым» родителям проще включить ребёнку телевизор или компьютерную игру, чем сесть с ним рядом и почитать книжку. Согласитесь, что этим невозможно заниматься «между делом», совмещая с мытьём посуды или любимым сериалом. А между тем, по данным социологов средний взрослый в России тратит на просмотр телепередач три часа в день, средний работающий - два! Умножьте на 7 дней. Что получилось? Минимум 14 часов в неделю -полный день от подъёма до отбоя. А потом мы говорим, что нет времени читать детям..., И жалуемся, что дети всё больше «уходят» в компьютер. Но не лучше ли сначала проанализировать сложившуюся в вашей семье систему общения с собственным ребёнком? Как и когда вы с ним общаетесь? В чём заключается процесс общения? Каковы результаты этого общения? Не потому ли происходит увлечение подростком виртуальным миром или уход «на улицу», что он ищет компенсацию недостатку общения?
А семейное чтение, чтение вместе - этот как раз и есть общение. И нужно-то на него 20 минут в день. Традиция семейного чтения - очень важная часть в системе семейного воспитания и ценностей. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение - это не способ получить информацию и не форма накапливания знаний. Это важнейший и лучший, на мой взгляд, способ семейного общения и ненавязчивого, непрямолинейного воспитания, которое и есть самое главное и самое действенное.
Как правило, под семейным чтением подразумевают общее или только взрослыми для детей чтение вслух. Важность чтения вслух состоит не только в том, что ребёнок, не умеющий читать, приобщается таким образом к книге. Процесс чтения вслух содержит в себе очень важный для развития ребёнка момент совместного действия, сопереживания.

















Кроме того, доказано, что если ребёнок рано начинает слышать выразительное чтение текстов, написанных хорошим языком, то его собственная речь развивается быстрее и становится богаче, чем у детей, слышащих только разговорную речь.
Помните, что семейное чтение становится важной частью домашнего уклада, когда оно превращено в ритуал. Например, можно читать вслух, когда уже все собрались после рабочего дня, после ужина или перед сном. Хорошо, если к этому времени и у ребёнка будут закончены все текущие дела: выучены уроки, убраны игрушки, ребёнок умыт и т. д. В предвкушении чтения все эти дела, которые часто вызывали проблемы, пройдут легче. Важно помнить, что семейное чтение не должно быть превращено в орудие поощрения или наказания. Ритуал семейного чтения не должен также зависеть от поведения ребёнка или настроения взрослых в течение дня. Без соблюдения вами этих простых, но чрезвычайно важных правил, у ребёнка может пропасть интерес к чтению, так как этот процесс будет связан с неприятными эмоциями.
Кроме того, важно, чтобы семейное чтение происходило не в суете одновременно с домашними делами, а как специальное дело: сидя рядом, не отвлекаясь на телефон и другие разговоры. Такое чтение формирует взаимопонимание детей и взрослых.
После первых сказок и коротких рассказов можно переходить к большим книгам, растягивая удовольствие на много дней. И очень важно не прекращать чтения вслух даже тогда, когда ваш ребёнок уже научился читать сам. Во-первых, потому, что на первых порах самостоятельное чтение представляет для ребёнка нелёгкую работу и удовольствия от чтения он пока не получает, будучи поглощён самим процессом чтения. Во-вторых, и это самое главное, семейное чтение - важнейший момент общения детей и родителей (сидение рядом, сопереживание, обсуждение).
Процесс чтения всегда должен иметь логическое завершение. Если вы не закончили чтение произведения, то предложите ребёнку самому подумать о том, что будет в книге дальше. На следующий день перед началом чтения попросите напомнить вам о том, что было в книжке вчера, и поделиться тем, как он себе представляет развитие действия. Это поможет вашему ребёнку лучше вникнуть в текст и развивает его речь и воображение.



Как хорошо уметь читать

Не надо к маме приставать.

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»





Какой маме и какому папе не хочется, чтобы любимое чадо произнесло эти строчки Валентина Берестова, но уже от своего имени!
Начнем с выбора книги. Он очень важен, так как любому, даже самому маленькому, читателю отнюдь не безразлично, что читать. Конечно, малышей привлекают книжки с яркими, легко узнаваемыми иллюстрациями.
Чтобы книга смогла выдержать многочисленные перелистывания, лучше, если ее страницы будут сделаны из картона. Тогда не страшно, если крошка вдруг решит попробовать любимую книжку на зуб. Вот несколько советов, которые помогут вашим детишкам пристраститься к чтению.
Прежде чем купить книгу, прочтите сначала текст и внимательно просмотрите рисунки. В море книжной продукции часто встречаются недобросовестные переводы, отсутствует литературное и техническое редактирование.
Читая книгу в первый раз, не старайтесь добиться, чтобы малыш сидел рядом с вами как привязанный. Даже если он то и дело отвлекается, тянется за игрушкой, грызет яблоко, он все равно слушает ваше чтение.
Дайте возможность ребенку рассмотреть картинки, полистать странички, «исследовать» книгу. И делать это нужно непременно вместе с мамой или папой. Потом он справиться и сам, но сначала разъясните все непонятное. Малыш должен усвоить, что вам это тоже интересно!
Не читайте ему в десятый раз одну и ту же историю, а лучше подтолкните вопросами к тому, чтобы он начал рассказывать вам, что из нее запомнил.
Поиграйте с ребенком. Например, вы читаете начало стихотворной строчки, а малыш договаривает конец строфы в ритму.
Дети неусидчивы, и им сложно долго удерживать внимание. Поэтому лучше выбирайте короткие рассказы или стихи.
Но как быть, если хочется почитать малышу уже что-то более объемное? Заинтересуйте ребенка чтением с продолжением. Начните читать на ночь сказку и прервите повествование на самом интересном месте под предлогом неотложных дел, а назавтра продолжите чтение. Пусть малыш подождет, а если он уже умеет читать, то, скорее всего, не выдержит и постарается дочитать без вас.
Родители часто огорчаются, если их ребенок, порой уже школьник, не любит и не хочет читать, но при этом не догадываются, что причина тому лежит в самом раннем возрасте.
Биологи утверждают, что нервные клетки мозга формируются, в основном, до трех лет. Мозг ребенка не может развиваться без учебы, без тренировки.
Раннее детство время запуска всех сил и возможностей человека, что относится и к чтению. Потребность в каждодневном общении с книгой закладывается до 34 лет. Встреча с ней будет тем успешнее, чем лучше развивали ребенка с первых дней и месяцев жизни.
Правила разговора с грудным ребенком:
© С первых же дней беседуйте с ребенком на разные темы (он не поймет смысла, но уловит разнообразные интонации);
© Общаясь с ребенком, постоянно повторяйте его имя;
© В предложениях, обращенных к ребенку, старайтесь не быть многословными;
© Чтобы привлечь внимание маленького, чаще задавайте ему вопросы (тонким голосом с повышенной интонацией, которую лучше слышит малыш);
© Не говорите быстро, четко произносите все согласные звуки, чисто тяните гласные (малыш учится родному языку);
© Не ленитесь много раз повторять одно и то же слово, фразу, интонацию;
© Сделайте обучение наглядным: рассказывайте о том, что близко малышу, что его окружает;
© Детские народные песенки вводите с двух-трех месяцев;
© Будьте вежливы: не «перебивайте» малыша, когда он заведомо не расположен вас слушать: разглядывает игрушку, увлечен игрой (слова родителей будут восприняты как досадный, надоедливый фон!);
© Говоря, обязательно смотрите в глаза малышу: это усиливает воздействие слов;
© Не сюсюкайте, подражая внешнему рисунку младенческого языка, что очень вредно (ребенок учится говорить и должен слышать правильную речь);
© Приучите ребенка слушать о самом себе и думать о своем поведении (ребенок понимает, когда и за что его хвалят, а когда осуждают его поведение); Побуждайте детей (с полутора лет) повторять за вами фразы, предложения, которые выражают ИХ мысли и чувства, что они очень любят (природа одарила детей талантом и стремлением к подражанию, поэтому они охотно говорят по подсказке). Ребенок понимает гораздо больше, чем может и что хочет сказать, поэтому радуется подсказке и охотно повторяет. Книга это тоже своего рода подсказка: слушая, малыш повторяет слова стихотворения, сказки, рассказа, потому что ребенку с его удивительной памятью легко запомнить текст, а самому составить фразу трудно, а порой и невозможно.
О воздействии книги в раннем детстве:
- Каждый ребенок до пяти лет гениален. Так считал Л.Н. Толстой. Так считал К.И. Чуковский. И было бы грешно пропустить, не использовать эту щедрость природы.

· Помните, что способности к учению (внимание, память, мышление) зависят от того, как с малышом занимались в первые месяцы и годы жизни. Пробелы развития в раннем возрасте восполняются с большим трудом, а иногда не восполняются вовсе (развитие и ума, и нравственности).
Внутреннее сопротивление дурным влияниям формируется с первых лет жизни (чтение крошке песенок и сказок дает представление о добре и зле). Добрые впечатления и оценки из книг глубоко западают в детское сердце. -> Воздействие книги в раннем детстве сильно, как никогда в жизни, потому что малыш не отличает изображенного от реального, и для него все вокруг живое.

· Дети, которым много читают, сохраняют больше непосредственности и обаяния детства, чем те, мир которых ограничен бытом.

15