Влияние материально-технического обеспечения на развивающее обучение школьников


Доклад Корниенко Л.А. на тему:
«Влияние материально-технического обеспечения на развивающее обучение и качество начального образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО».

Добрый день, уважаемые коллеги!
Организационное обеспечение реализации ФГОС НОО обусловлено следующими критериями готовности учреждения:
соответствие финансово-экономического обеспечения реализации ФГОС НОО в ОУ
соответствие кадрового обеспечения реализации ФГОС НОО в ОУ
соответствие материально-технического обеспечение реализации ФГОС НОО в ОУ
- соответствие информационного обеспечения реализации ФГОС НОО в ОУ.

Но мы подробнее остановимся на 3-ем и 4-ом критериях т.е. на соответствии материально-технического и информационного обеспечения реализации ФГОС НОО в нашей школе и постараемся показать их влияние на развивающее обучение и следовательно на повышение качества образования.
Материально-технические ресурсы призваны сформировать адекватную задачам достижения планируемых результатов в освоении программ начального образования развивающую образовательную среду учреждения. Образовательная среда представляет собой совокупность факторов, которая создается всем укладом жизнедеятельности школы: размещение школы, ее архитектурно- планировочное решение, оснащение и оборудование, организация учебного процесса, питания детей, медицинское обеспечение, психологический климат.

По требованиям материально – технических ресурсов и гигиенических условий созданных в нашей школе можно констатировать следующее:
МАОУ «Начальная общеобразовательная школа №13 имени Героя Советского Союза В.В. Комиссарова» находится в отдельном благоустроенном трёхэтажном здании, построенном по типовому проекту в 1957году;
Здание школы расположено на участке общей площадью 0,5 га. Территория участка имеет частичное металлическое ограждение. Участок зонирован: есть спортивно – досуговая и хозяйственные зоны.
Фактическая наполняемость школы - 300 человек. Сформировано 12 классов – комплектов: 3 первых класса, 3 вторых класса , 3 третьих класса и 3 четвёртых класса.
Обучение школьников проводится в одну смену. Режим работы - пятидневная рабочая неделя.
Каждый класс обучается в отдельном закрепленном кабинете.
Учебные кабинеты укомплектованы необходимым набором учебной мебели и школьным оборудованием:
- в каждом классе имеются магнитные доски с соответствующей разлиновкой;
- парты и стулья с соответствующей маркировкой;
- в классах имеются книжные шкафы для необходимой учебно – методической литературы и наглядных средств обучения;
Школа имеет спортивный зал, музыкальный кабинет, уютную столовую, лицензированный медицинский кабинет, в котором имеются и оснащены необходимым оборудованием кабинет приема врача и процедурный. Медицинское обслуживание осуществляет фельдшер Бобровской участковой больницы.
Водоснабжение школы – централизованное.
Нормы воздушно-теплового режима и естественного и искусственного освещения соблюдаются.
Организовано ежедневное горячее питание:
- бесплатные горячие завтраки (за счет целевых средств)
- горячие обеды (за счет средств родителей)
В качестве дополнительного образования в школе действуют кружки, которые обучающиеся посещают по выбору:
«Изостудия», «Суперзнайка», «Мукосолька» , «Поляна фантазий», «Компьюша», Вокально - хоровая студия «Звонкие голоса», «Аэробика», «Весёлый английский» и другие.
Обеспечение информационно-методическими ресурсами
Требования к комплексному информационно-методическому обеспечению ориентированы, прежде всего, на создание необходимых условий для эффективного решения основной задачи – достижения основных планируемых результатов образования в начальной школе.
Данные требования ориентированы на приоритетные положения образовательной программы: внедрение деятельностно - компетентностного подхода в обучении, формирование широкого комплекса предметных и универсальных учебных действий, личностного развития ребенка.
Исходя из данных требований, можно отметить следующее:
Школа в целом обеспечена необходимыми нормативно-правовыми и локальными актами, регламентирующими внедрение ФГОС НОО в следующем комплекте:
- ФГОС НОО;
-Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ от 03.03.2011 г. № 19993)
- Основная образовательная программа
- Школьный учебный план
- Примерные учебные программы начального общего образования;
В нашей школе имеется и функционирует библиотека, которая укомплектована печатными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также имеет фонд дополнительной литературы, который включает в себя: детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования. Также имеется необходимая методическая литература, литература по вопросам обучения и воспитания младших школьников.
Ежегодно формируется заказ на обеспечение школьников комплектами учебников, рекомендованных и допущенных министерством образования и науки РФ.
Обучение младших школьников осуществляется по учебно-методическому комплекту «Планета знаний» издательства «Астрель». Все учащиеся обеспечены учебниками в полном объеме.
Наше учреждение подключено к сети Интернет, имеются электронная почта и собственный сайт в сети Интернет, на котором размещены документы и материалы, связанные с внедрением ФГОС НОО и другая информация о деятельности школы, ведется работа в операционной системе Дневник.ру.
В учреждении с 2006 года имеется школьный автобус для осуществления подвоза детей из отдаленных районов поселка.
Благодаря федеральному целевому и муниципальному финансированию, школа улучшает свое материально-техническое положение: произведена замена кровли здания школы, приобретено современное технологическое оборудование, заменены системы отопления , канализации и вентиляции на пищеблоке, частично произведена замена оконных блоков в учебных кабинетах школы, приобретается новая мебель, а также учебно-наглядные пособия, мультимедийное и компьютерное оборудование.

Технические средства обеспечения образовательного процесса, оборудование
Наименование Показатель
Наличие компьютерной базы Количество персональных ЭВМ, учитывая ноутбуки (ед.) 19
из них: - приобретённых за последние три года (ед.) 18
- используются в учебных целях (ед.) 18
Количество ПАК (программно-аппаратных комплексов) 2
Из них: Количество интерактивных досок (ед.) 2
Количество нетбуков 24
Веб-камера 2
Количество мультимедийных проекторов (ед.) 9
Количество персональных ЭВМ, подключённых к сети Интернет (ед.) 3
Дополнительное оборудование: Наличие аудио и видеотехники: Hyunday, Samsung, Vitek, Philips, Сокол. 20 ед.
Множительная и копировальная техника: Canon PC860, HP Color Laser Jet CM1312MFP, HP Color Laser Jet 1018, Phaser 3124, EPSON, HP, Samsung. 7 ед.
Экспозиционный экран 13
цифровой фотоаппарат Kodak 1
видеокамера Samsung 1
На сегодняшний день – 100% педагогов имеют профессиональную курсовую подготовку по реализации ФГОС НОО и использованию информационно - компьютерных технологий в образовательном процессе, используя их как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
И хотя деятельность школы по оснащению материально-технической базы ведется планомерно и целенаправленно, на сегодняшний день остаются нерешенными следующие проблемы:
Недостаточное обеспечение программно-аппаратными комплексами из 12 необходимых в наличии только 2;
Отсутствие помещения для организации компьютерного класса.
Недостаточное количество технических средств обучения.
Недостаточное обеспечение обучающихся словарями, атласами, энциклопедиями;
Недостаточное оснащение спортивного зала . Исходя из вышесказанного можно сделать вывод: образовательный процесс обеспечен необходимыми условиями для функционирования и решения основных задач обучения и воспитания, что существенно повлияло на положительную динамику качества образования обучающихся в целом по школе: с 2012 по 2015г. - качество образования увеличилось на 8,6%.
В заключение хочется отметить, что материально-технические и информационно – методические ресурсы в МКОУ НОШ №13, в основном, соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта НОО и вносит большой вклад на развитие обучающихся.