Психолого – педагогические возможности сохранения и укрепления здоровья школьников средствами физической культуры и спорта


Психолого – педагогические возможности сохранения и укрепления здоровья школьников средствами физической культуры и спорта
В последние годы все более заметным становится повышенное внимание, которое руководство страны уделяет двум проблемам, связанным с системой образования: патриотическому воспитанию и охране здоровья подрастающего поколения. На первый взгляд нестандартное объединение этих проблем при более внимательном рассмотрении оказывается вполне логичным. Человек, думающий о будущем своей страны, о перспективах ее развития, принимает на себя ответственность за это будущее, а значит и за свое будущее, которое во многом зависит от его здоровья, профессионального и духовного развития. Справедливо и обратное: человек, беспечно относящийся к своему здоровью и личностному развитию, тот, кто закружился в вихре потребительского азарта и развлечений, не способен думать о перспективах, прилагать созидательные усилия. В массовом появлении таких «бесполезных людей» во многом виновата школа.
Принято считать, что в школе за формирование личности ребенка (ее интеллектуальной и духовной стороны) отвечают одни педагоги, а за гармоничное развитие его тела – другие, и что воспитательной работой учителя физической культуры занимаются меньше, чем другие учителя предметники. Но это не так. Воспитание культуры здоровья – важной и неотъемлемой составной части общей культуры человека – как раз и относится к области компетенций учителя физкультуры. Оно, в частности, включает в себя установку не только на ведение здорового образа жизни, но и отказ от вредных привычек, психологическую гармонизацию душевного состояния и взаимоотношений с окружающими, разумное отношение к укреплению здоровья.
У учителей физической культуры больше возможностей для проведения воспитательной работы со школьниками, чем у других предметников. Во - первых, их не тяготит необходимость готовится к ЕГЭ. Во – вторых, у них больше возможностей наблюдать детей в деятельности, приближенной к реальной жизни – связанной с преодолением трудностей, командным общением, выражением чувств и эмоций в ситуациях успеха и неудач.
Выход за пределы класса, смена статичного положения за партой сами по себе раскрепощают ученика не только физически, но и психологически, делают его поведение более естественным, что открывает больше возможностей для предоставления ему обратной связи сверстниками и учителем. Учителя умеющие этим разумно пользоваться, вызывают симпатии учащихся не только к себе лично, но и к своему предмету, к занятиям физкультурой, спортом. Профориентационный потенциал, определяемый симпатией к учителю, хорошо известен, но в данном случае он распространяется гораздо шире: на образ жизни подростка, его привычки, взаимоотношения с другими людьми. Подтянутый, стройный, хорошо выглядящий учитель физкультуры часто выделяется на фоне остальных учителей. Воспитательный потенциал личного примера учителя физкультуры многократно превышает аналогичные возможности других преподавателей. Но для полноценной реализации этого потенциала необходимы условия, которые отечественная образовательная система предоставляет далеко не всегда.
Реализация принципа «Физкультура без освобожденный!», лежащего в основе современного преподавания физкультуры в школе, может быть обеспечена, только если в распоряжении школы имеется необходимое количество спортивных залов, для занятий в которых учащиеся будут разделены на три группы: основную, подготовительную и медицинскую. А это предъявляет соответствующие требования к количеству и подготовленности преподавателей. Учитель занимающийся с ослабленными, не совсем здоровыми школьниками должен пройти профессиональную подготовку по лечебной физкультуре. В его распоряжении должен быть необходимый спортивный инвентарь, возможности для проведения медицинской диагностики состояния школьников и мониторинга этого состояния на протяжении урока.
На практике получается, что за парадоксальную ситуацию, когда дети с ослабленным здоровьем, плохим физическим развитием избегают уроков физкультуры (хотя именно они больше, чем сверстники, нуждаются в занятиях физкультурой), отвечают именно физкультурники. Но совсем отпустить школьников они не имеют права, а привлечь их к занятиям по специальным программам не имеют возможности. Им приходится сажать детей на скамью, чтобы они наблюдали за занятиями со стороны. А это является антивоспитательной практикой (как и все те случаи, когда люди вынуждены со стороны наблюдать, как другие работают или развлекаются).
Однако внешние организационные препоны, обусловленные финансовыми проблемами и противоречиями системы образования, не снимают ответственности с самого учителя, не смягчают требований к его профессиональной подготовленности и набору компетенций, лежащих на периферии основного содержания учебных программ по физической культуре. Наш опыт позволяет выделить два аспекта, в которых проявляется недостаточная подготовленность значительной части учителей физической культуры. Первый из них – здоровье школьников.
В современной школе трудно найти практически здорового учащегося. Большинство специалистов сходится в мнении, согласно которому лишь каждого ученика можно считать практически здоровым. Поэтому если смотреть на эту ситуацию с точки зрения тех учителей и родителей, которые стремятся перестраховаться, освободить от занятий физкультурой необходимо почти половину учеников. На наш взгляд такие взрослые заботятся в первую очередь о своем спокойствии, принося в жертву здоровье и благополучие детей.
Но это одна сторона проблемы, частично оправдывающая учителей физкультуры. Вместе с этим, неблагополучное состояние здоровья школьников требует от каждого учителя, а от учителя физкультуры в первую очередь, быть более компетентным в вопросах профилактической медицины, валеологии. Диапазон этих требований распространяется от знаний, умений, навыков по оказанию первой медицинской помощи до грамотного проведения воспитательной работы, направленной на приобщение к здоровому образу жизни, предупреждение вредных привычек, формирование установки на заботу о своем здоровье и внимание к здоровью близких людей. Именно учитель физкультуры при отсутствии подготовленных специалистов, занимающихся здоровьем школьников, вместе с медицинскими работниками оказывается главным для своих коллег консультантом по вопросам, касающимся доклинических проявлений нездоровья учащихся, возможности выдерживать ту или иную нагрузку, путей и методов укрепления здоровья, реализации на практике здорового образа жизни. Исходя из этого, именно по медико – валеологической тематике учителя физкультуры должны хотя бы раз в два года проходить обучение на курсах повышения квалификации.
Важной частью модернизации системы преподавания физкультуры в школе является повсеместное введение третьего урока физкультуры. Появление данной инновации, обусловлено как раз повышением внимания к возможностям сохранения и укрепления здоровья школьников на уроках физкультуры и на внеурочных занятиях в спортивных секциях, необходимостью преодоления гиподинамии, угрожающей многим городским школьникам. Программам и методикам проведения третьего урока физкультуры посвящено сейчас достаточное количество методических материалов, семинаров, совещаний и конференций. Необходимо исключить случаи, когда при отсутствии достаточного числа спортивных залов и преподавателей этот урок становится таким же статичным, как и большинство других уроков. Мы убеждены в том, что урок физкультуры должен быть интересен и актуален для школьников, что необходимо учитывать их склонности, способности. Поэтому содержание третьего урока физкультуры должно быть направлено не только на реализацию общепринятых разделов (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры), но и на введение таких вариативных разделов, как ритмика, фитнес, национальные виды спорта, русская лапта, адаптивная физкультура. Применение нестандартного спортивного оборудования, использование в качестве методического сопровождения урочной и внеурочной деятельности современных информационно – компьютерных средств позволит приобщить большее количество детей к систематическим занятиям спортом, популяризировать идеи здорового образа жизни.
Так же необходимо информационное обеспечение уроков физкультуры, особенно это касается вопросов здорового образа жизни. Но информация должна лишь сопровождать разучивание и выполнение под руководством преподавателя практических заданий, упражнений, входить составной частью в процесс косультационной поддержки школьников. В данном случае учителю физкультуры будут полезны приемы и методы работы психологов образовательных учреждений. Эти вопросы входят в программы по психологии педагогических вузов, но в очень небольшом объеме.
Недостаточный уровень подготовленности учителей физкультуры по вопросам психологии негативно отражается на результатах воспитательной работы, вести которую крайне важно для учителя физической культуры. И при проведении занятий спортивных секций, когда учитель выступает как тренер, знание спортивной психологии необходимо. Ведь все достижения современного спорта тесно связаны с использованием эффективных психологических технологий, а большинство спортивных неудач – с просчетами психологического характера.
Кроме того практическая психология вызывает живой интерес любого образованного человека. Даже трудные подростки при желании могут поверить в полезность психологических приемов для достижения успеха в жизни, решения внутренних проблем. Заинтересовать, увлечь, сместить фокус интересов с разрушающего здоровье времяпрепровождения на развивающие и полезные для души и тела формы досуга – вот задача учителя физкультуры. И тогда учебно – воспитательная направленность его работы будет содействовать гармонизации личности ребенка, приобщению к занятиям физкультурой и спортом, отвлечению от вредных привычек, формированию стержня, необходимого для благополучной и успешной жизни.
Поэтому наряду с повышением квалификации по тематике здоровья учителю физкультуры желательно с той же регулярностью (раз в два – три года) повышать свою профессиональную компетентность в области практической психологии, что повысит качество его учебно – воспитательной работы и будет полезным для коллег учителей.
В последние два – три десятилетия все более востребованным становится раздел психологии изучающий вопросы здоровья и здорового образа жизни: почему одни люди заботятся о своем здоровье, а другие относятся к нему безответственно; как и почему формируются полезные и вредные привычки; как сохранить и укрепить психологическое здоровье, обеспечить душевное благополучие себе и близким. Некоторыми разделами этой новой области знаний – психологии здоровья – полезно овладеть и преподавателям физкультуры.
Хотя основные воспитательные усилия учителя всегда направленны на учеников, ему важно не забывать о других возможностях комплексного воздействия на детей. Для учителя физкультуры это приобщение к занятиям физической культурой и спортом других учителей и родителей учащихся. Без такого комплексного, многофактурного воздействия на подростков трудно рассчитывать на появление у них привычки грамотно заботиться о здоровье и на их вовлечение в занятия физической культурой и спортом.
Таким образом, фиксируя важную роль, которую играет современный учитель физкультуры в модернизации школьного образования, сохранении и укреплении здоровья учащихся, их физическом и нравственном развитии, подчеркнем необходимость непрерывного повышения его квалификации, пополнения его профессиональных компетенций в методах воспитательной работы, в сфере психологии здоровья, в практическом использовании здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий.