Формирование познавательных УУД посредством технологии критического мышления на уроках географии.

Формирование познавательных УУД посредством технологии критического мышления на уроках географии.
В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить,
чем сообщить ему те или иные знания.
Л.С. Выготский
Современное общество представляет собой сложную самоорганизующуюся динамическую систему. Важнейшими качествами личности в данной системе становятся инициативность, самостоятельность, ответственность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность к саморазвитию в течение всей жизни.
Данные задачи невозможно решить только средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остаётся объектом обучения. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу действительно «учиться», т.е. «учить себя», не только получать знания, передающиеся учителем, но и уметь самому добывать и пользоваться ими в жизни. Соответственно это потребовало от меня как учителя переосмысления приоритетов в своей преподавательской деятельности и побудило искать новые идеи, средства и пути, чтобы сделать школьника партнёром, участником учебно-познавательной, коммуникативной деятельности, умеющим самостоятельно, а затем и автономно получать образование.
Приоритетной задачей я поставил не овладение учащимися определенным набором знаний, умений, навыков (что, безусловно, важно), а воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения. Я считаю оптимальным способом решения поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления. При этом я являюсь не просто механическим проводником информации, а, прежде всего, партнёром в учебном процессе.
Мною были поставлена цель: формирование познавательных УУД через технологию критического мышления
Для успешного достижения поставленной цели я определил следующие задачи:
Развивать навыки работы с большим объёмом информации и интегрировать её.
Развивать системное логическое мышление (вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств).
Развивать умения эффективно работать в команде;
Развивать умение выражать свои мысли ясно, уверенно.
Этапы работы над проектом:
1 этап сентябрь-октябрь 2013 -Теоретический
Изучение литературы по данной проблеме.
Апробирование метода на уроках географии в основном звене.
2 этап ноябрь 2013-май 2014 -Диагностико-прогностический
Подбор методов оценивания результатов
3 этап сентябрь 2014-март 2015-Опытно-экспериментальный
Применение технологии критического мышления на уроках географии учащихся основной школы
Увеличение доли самостоятельной работы на уроках и при подготовке домашнего задания.
Создание условий для развития инициативы и творчества учащихся основной школы. Их участие в научно- практических конференциях, конкурсах различного уровня.
4 этап март 2015 – сентябрь 2015 –Анализ результатов опытно-экспериментальной педагогической деятельности
Распространение опыта через выступление на методических семинарах и профессиональных конкурсах.

Основа технологии критического мышления – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
На стадии вызова полученные ранее знания выводятся на уровень осознания и я применяю следующие приемы:
Прием тонкие и толстые вопросы
Тонкие - кто, что, когда, мог ли
Толстые -дайте объяснение почему, предположите
Прием «Корзина» идей, понятий, имен... Это прием, когда идет актуализация имеющегося у учащихся опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На уроке изучения «Цикл» я предлагаю ученикам предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести.
На стадии осмысления, когда ученик вступает в контакт с новой информацией, и каждый высказывается о том, как он догадался, какие ориентиры помогли ему в этом. На данном этапе, я считаю, эффективны приемы:
Прием «Поиск аналогов» Называется какой – либо географический объект, а ученики должны найти как можно больше его географических аналогов по тем или иным признакам. Например при изучении темы предлагаю найти географические аналоги города Буэнос – Айрес.
Буэнос-Айрес - Бухара - (оба начинаются на букву «Б»).
Буэнос-Айрес – Будапешт – (являются столицами государств).
Буэнос-Айрес – Копенгаген – (оба лежат на берегу моря).
Буэнос-Айрес – Кейптаун – (оба лежат в южном полушарии).
Буэнос-Айрес – Вашингтон - (оба лежат в западном полушарии).
Буэнос-Айрес – Мадрид – (жители обоих городов говорят на испанском языке).
Буэнос-Айрес – Мехико – (оба города самые крупные по численности населения в своих странах).
Прием «Контур – символ». Этот прием формирует географические смысловые опоры,
·позволяет установить географическую зоркость, наблюдательность ученика, учит мыслить, вырабатывать навыки поиска географической информации. Этот прием я сочетаю с материалами портала «Федерального центра информационно- образовательных ресурсов»
Прием: «Стороны горизонта» или «Почини цепочку». Этот прием помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту. Например, при изучении темы Расположите города с запада на восток: Красноярск, Иркутск, Москва, Париж, Пекин, Киев, Волгоград.
Разбивка на кластеры. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Вот, например, взять тему в 6 классе «Гидросфера». Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимания рассмотренных понятий.
Схема Фишбоун. Ученикам даются ссылки на сайты, где можно найти информацию по данной теме. Они работают с информацией, выбирают главное, выстраивают ее в хронологическом порядке.
На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение. На данном этапе я чаще всего применяю приемы:
Прием «Написание эссе»
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». В 6 классе я предложил написать эссе по теме: «Зачем нужна географическая карта»
Синквейн- способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам.

Применяя в своей практике технологию критического мышления, я рассчитываю сделать обучение более эффективным в плане пробуждения интереса к предмету, критического осмысления учениками получаемой в процессе обучения и жизненного опыта информации, осознанной работы с изучаемым материалом, умения обобщать, проводить рефлексию своей деятельности, подводить итоги, развивать личностные компетенции. Данная технология даёт учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем, что показывает диагностика.
Мониторинг проводился 2 раза в сентябре и декабре 2014 года
в 6 классах (40 учащихся), 9 класс (48учащихся)

Познавательные УУД- 6 класс (%)
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Познавательные УУД- 9 класс (%)
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Критерии:
Самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения, отбирать источники информации среди предложенных
Добывать новые знания из различных источников различными способами
Перерабатывать информацию из одной формы в другую
Перерабатывать информацию для получения нового результата.
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде, планировать свою работу по изучению незнакомого материала
Эффективность учебной деятельности (в%)
6 класс.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
9 класс
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Критерии:
Целеполагание
Самоконтроль
Усвоение знаний, успеваемость

Технология критического мышления позволяет:
организовать самостоятельную работу на уроке;
вовлечь каждого ученика в учебный процесс;
развивать у учащихся положительное отношение к интеллектуальной творческой деятельности;
повышать уровень самоорганизации учащихся;
овладевать рациональными приемами самообразования;
стимулировать мыслительную деятельность и развивать познавательную активность;
развивать ключевые компетентности, лично значимые для учащихся умения и навыки


Список литературы
Иванов Ю.П. Развитие творческой деятельности в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения. География в школе. – 2000-№2. – с 67-71.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта»2003
Загашев И.О., Заир-Бек С.И.., Муштавинская И.В. учим детей мыслить критически. СПб.,2003.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед.вузов и системы повышения квалификации пед.кадров / Е.С. Полат и др. Под редакцией Е.С. Полат. – М,: Изд. Центр «Академия», 1999.
Стародубцев В.А. Технология критического мышления в естественно - научном образовании. – Томск: Дельтаплан, 2002.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000.















Root Entry _-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 20% - Акцент1
·M
·
20% - Акцент120% - Акцент2
·M
·
20% - Акцент220% - Акцент3
·M
·
20% - Акцент320% - Акцент4
·M
·
20% - Акцент420% - Акцент5
·M
·
20% - Акцент520% - Акцент6
·M
·
20% - Акцент640% - Акцент1
·M
·
40% - Акцент140% - Акцент2
·M
·
40% - Акцент240% - Акцент3
·M
·
40% - Акцент340% - Акцент4
·M
·
40% - Акцент440% - Акцент5
·M
·
40% - Акцент540% - Акцент6
·M
·
40% - Акцент660% - Акцент1
·M
·
60% - Акцент160% - Акцент2
·M
·
60% - Акцент260% - Акцент3
·M
·
60% - Акцент360% - Акцент4
·M
·
60% - Акцент460% - Акцент5
·M
·
60% - Акцент560% - Акцент6
·M
·
60% - Акцент6Ввод Заголовок 1
·K
· Заголовок 1Заголовок 2
·K
· Заголовок 2Заголовок 3
·K
· Заголовок 3Заголовок 4
·=
· Заголовок 4Контрольная ячейка
·Џ
·Контрольная ячейкаСвязанная ячейка
·U
·Связанная ячейкаТекст предупреждения
·O
·14Текст предупрежденияДля изменения диапазона данных диаграммы перетащите правый нижний угол диапазона.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·декабрья
·EPSON L110 Series№EPSON L110 SeriesEPSON L110 Series№EPSON L110 Series_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1р
·
·Гистограмма 3
·
·Гистограмма 4
·
·Гистограмма 5
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 20% - Акцент1
·M
·
20% - Акцент120% - Акцент2
·M
·
20% - Акцент220% - Акцент3
·M
·
20% - Акцент320% - Акцент4
·M
·
20% - Акцент420% - Акцент5
·M
·
20% - Акцент520% - Акцент6
·M
·
20% - Акцент640% - Акцент1
·M
·
40% - Акцент140% - Акцент2
·M
·
40% - Акцент240% - Акцент3
·M
·
40% - Акцент340% - Акцент4
·M
·
40% - Акцент440% - Акцент5
·M
·
40% - Акцент540% - Акцент6
·M
·
40% - Акцент660% - Акцент1
·M
·
60% - Акцент160% - Акцент2
·M
·
60% - Акцент260% - Акцент3
·M
·
60% - Акцент360% - Акцент4
·M
·
60% - Акцент460% - Акцент5
·M
·
60% - Акцент560% - Акцент6
·M
·
60% - Акцент6Ввод Заголовок 1
·K
· Заголовок 1Заголовок 2
·K
· Заголовок 2Заголовок 3
·K
· Заголовок 3Заголовок 4
·=
· Заголовок 4Контрольная ячейка
·Џ
·Контрольная ячейкаСвязанная ячейка
·U
·Связанная ячейкаТекст предупреждения
·O
·14Текст предупрежденияДля изменения диапазона данных диаграммы перетащите правый нижний угол диапазона.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·декабрья
·