Формирование коммуникативных УУД на уроках иностранного языка в начальной школе


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей № 14 имени Ю.А. Гагарина
Щелковского муниципального района Московской области
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках английского языка
Работу выполнила:
Педагог английского языка
Куминова Е.А.
Введение
В качестве одного из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса следует рассматривать формирование индивидуальности учащихся, талантливых, способных, усердных, с развитыми коммуникативными универсальными учебными действиями, подготовленных к жизни в открытом обществе, начиная с первых лет обучения в школе.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Особенность предмета «иностранный язык» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира и его важнейших взаимосвязей.
Именно младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения. Таким образом, уроки иностранного языка могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Задачей педагога в этих условиях является использование всевозможных способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Объект исследования образовательный процесс на уроках Иностранного языка.
Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках Иностранного языка.
Цель исследования: выявить особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на уроках Иностранного языка.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определить сущность, особенности, значение коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Остановимся более подробно на коммуникативных учебных действиях.
Организация работы в паре и работа над коллективными проектами нацелены не только на развитие регулятивных и познавательных действий, но и на формирование коммуникативных умений: договариваться с партнером, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить общее решение. Задача педагога сформировать у учащихся умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению, задавать вопросы.
Коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Содержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служит способность к согласованным действиям с учётом позиции другого.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Коммуникативные умения - это владение умственными и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и дальнейшей профессиональной деятельности.
Из-за наличия разнородных групп детей (по происхождению и видам их трудностей в коммуникации) работа по формированию коммуникативных навыков и коммуникативных универсальных учебных действий, является достаточно сложной. Следовательно, помимо целенаправленных усилий педагога по формированию коммуникативных навыков, необходима и реализация комплекса психокоррекционных и развивающих мер у младших школьников.
Теоретические исследования формирования коммуникативной успешности учащихся начальной школы наиболее целостно представлены в концепции И.А. Гришановой. Вклад автора состоит в разработке и теоретическом обосновании параметров, критериев, уровней коммуникативной успешности младших школьников. Они имеют практическое применение в образовательной среде.
Формирование универсальных учебных действий на уроках иностранного языка
Современные дети к моменту поступления в школу, обладают целым рядом коммуникативных и речевых умений, а именно:
- умение слушать, в той или иной степени, собеседника;
- умение общаться со взрослыми и сверстниками и в общении ориентироваться на партнера;
- умение сотрудничать и положительно к этому относиться;
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения.
Но, как правило, на практике первоклассники не всегда уверенно владеют этими компетенциями.
Задача учителя иностранного языка – научить учащихся владеть иностранным языком на коммуникативном уровне. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Для решения этой задачи я использую технологии организации группового взаимодействия. Младший школьный возраст психологически приспособлен для развития коммуникативных универсальных учебных действий. Ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребенка имеет содействие и сотрудничество, они выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности.
Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения в классе строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.
Совместная деятельность младших школьников будет эффективной в том случае, если она будет строиться по типу совместно-разделенной деятельности с динамикой ролей.
Групповые формы организации учебного общения включают в себя:
групповую работу над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах);
коммуникативно-направленные задания (учебный диалог);
групповую работу с использованием современного дидактического оборудования;
взаимопроверку заданий;
игровые технологии;
коллективные рисунки, аппликации, поделки из различных материалов;
соревнования команд и др.
Работа в группе помогает младшему школьнику осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.
Подготовку к групповой работе начинаю с первых дней учебы детей в школе. Надо, чтобы ребенок стал равноправным участником познавательного процесса.
Работа в парах является переходным этапом к проведению групповой работы. Этот вид работы ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности. Развивает умение слушать и слышать. В результате такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей работы. Этому способствует постановка вопросов:
- Все ли согласны с мнением?
- Внимательно ли вы слушали товарища?
- Верно ли сделан выбор?
- Что получилось, что не получилось? Почему?
- Выскажи свое мнение.
Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?
Работа в четверке позволяет быстро закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить у учеников возможные проблемы, устранить их и систематизировать знания учащихся. Для ученика – это возможность оценить собственные успехи и проверить умение обучать других. У детей постепенно формируются нормы культуры общения, что позволит им в дальнейшем строить отношения с другими людьми.
Работа в группе сплочает детей, учит чувству коллективизма ответственности, толерантности к другим.
Например, в учебниках по английскому языку можно увидеть специальные задания по инсценированию разных речевых ситуаций, которые помогают младшим школьникам освоить средства устного общения: интонацию, жесты, мимику, движения.
Взаимоконтроль и взаимопроверка так же очень важны при формировании коммуникативных УУД. Прежде, чем вводить взаимопроверку в план урока, учителю необходимо донести до детей алгоритмы проверки. Например, вы просите детей обменятся тетрадями и проверить выполненное упражнение друг у друга. Ученики должны не просто исправить ошибки, но и обосновать исправление — объяснить правило и условия его применения.
Поэтому сначала рекомендуется проводить коллективную проверку вместе с учителем. То есть весь класс слушает ответ ученика, затем проводится коллективное исправление ошибок, проговариваются обоснования исправлений. Таким образом дети запоминают алгоритм действий и учатся объективности оценивания.
Групповая работа младших школьников предполагает свои правила:
нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа);
совместная работа не должна превышать 10-15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности;
не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п. Кроме этого, нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми.
Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению
Что я использую для формирования коммуникативных УУД:
Учу детей высказывать свои мысли. Во время их ответов задаю наводящие вопросы.
Провожу нестандартные уроки: игры, групповая работа.
Организую работу в парах, в группах.
Учу задавать уточняющие вопросы по материалу (использую наводящие вопросы: Что? Где? Почему? Зачаем?)Учу переспрашивать, уточнять.
Изучаю и учитываю жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Заключение:
Каждый выпускник начальной школы должен уметь свободно высказываться на любую предложенную тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать. Но как показывает практика, большинство выпускников начальной школы имеют низкий уровень овладения видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи. Поэтому формированию коммуникативных универсальных учебных действий необходимо уделять внимание на каждом уроке.
Коммуникативные действия считаются сформированными, если:
ребенок проявляет желание вступать в контакт с окружающими;
знает нормы и правила, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками);
умеет организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать;
умеет решать конфликтные ситуации;
умеет работать в группе.
Итак, овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.