Использование проектной технологии на уроках иностранного языка для развития познавательных УУД учащихся


Использование проектной технологии на уроках иностранного языка для развития познавательных УУД учащихся
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учеников и всегда предполагает решение какой-либо проблемы с использованием различных приемов, средств, знаний, умений из различных областей науки и техники. Метод проектов позволяет создать на уроке иностранных языков исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества.
Типология проектов:
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, творческая, приключенческая (игровая), информационная, практико-ориентированная.
Проектно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий).
По количеству участников проекта, можно выделить проекты: личностные, парные, групповые. По продолжительности проведения проекты могут быть: краткосрочные (на одном – двух уроках), средней продолжительности (от семи недель до месяца), долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
В процессе создания проекта учащихся проявляет свои общеучебные умения и навыки:
Способность к самоорганизации;
Самодисциплина;
Желание делать свою работу качественно;
Умение работать с разными типами текстов;
Коммуникативные навыки;
Умение отбирать информацию из разных источников;
Планирование своей работы и времени;
Представление результатов своей работы;
Анализ и рефлексия.
Последовательность выполнения проекта
№ Этап Задачи Деятельность учащихся Деятельность учителя
I Целеполагание Определение темы, выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп. Уточняю информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы. Мотивирует учащихся. Объясняет цели. Наблюдает.
II Планирование Анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез. Выдвигают гипотезы. Формируют задачи. Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает.
III Выбор методов проверки принятых гипотез Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации. Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Определяют источники информации. Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе).
IV Выполнение Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта. Работают с информацией. Синтезируют и анализируют идеи. Проводят исследование. Оформляют проект. Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо).
V Защита проекта Представление результатов проектирования. Оценка результатов. Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования.
Учитель в ходе проектирования выполняет роль независимого консультанта. Он помогает ученикам в поисках источников информации. Сам является источником информации, поддерживает и поощряет учеников, поддерживает непрерывную обратную связь.
Метод проектов является базовой педагогической технологией, позволяющей формировать ключевые компетентности учащихся (решение проблем, информационная и коммуникативная).
Под учебным проектом понимается фактически задание для самостоятельной познавательной работы учащихся.
Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентированная на изучение законченной учебной темы или учебного раздела.
Метод проектов является уникальной возможностью для его участников не только реализовать свои потенциальные возможности, но также вовлечься в поисковую, творческую, самостоятельную деятельность по решению определенной проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, и достичь результата конкретного практического результата этой деятельности, то есть стать более компетентным в тех или иных вопросах. Использование метода проектов позволяет сформировать у школьников умение ориентироваться в огромном море информации, акцентируя внимание на главном, брать ответственность на себя и принимать решения, что является необходимым условием успешной жизни в современном обществе.
Формы продуктов проектной деятельности:
Карта
Презентация (Защита на Ученом Совете путешествия, рекламы, телепередачи, экскурсии)
Выставка
Web-сайт
Игра
Газета
Праздник
Реклама и другие.
Система оценки проектных работ.
Самостоятельность работы над проектом;
Актуальность и значимость темы;
Полнота раскрытия темы;
Оригинальность решения проблемы;
Артистизм и выразительность выступления;
Использование средств наглядности, технических средств;
Ответы на вопросы.
Метод проектов способствует:
Изменению роли учителя и ученика в учебном процессе;
Формированию и развитию ключевых компетенций учащихся;
Интегрированию знаний, умений; применению знаний из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Метод проектов тесно связан с технологией разноуровневого обучения. Одним из важнейших условий повышения мотивации ученика в условиях разноуровневого подхода к организации учебного процесса является возможность применять на практике полученные в классе знания.