Статья ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ» В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ» В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что существуют различные определения познавательной активности. В данной работе мы придерживали следующего определения: «Познавательная активность – это проявление умственных способностей, позволяющих учащимся... воспринимать, осмысливать, перерабатывать материал и применять его на практике» [1].
Широкие возможности развития познавательной активности учащихся заложены в школьном курсе физики. В качестве примера рассмотрим изучение темы «Звуковые волны». Данная тема интересна школьникам, она актуальна, поскольку связана с влиянием на здоровье человека. Но на ее изучение отводиться только 2-3 часа в 9 классе. Для преодоления данного противоречия мы предлагаем частично перенести изучение темы «Звуковые волны» на внеклассную работу. Внеклассная работа по физике позволяет привить учащимся устойчивый интерес к предмету, дополнить и углубить те знания, которые они получают на уроках, а главное, учесть и развить их индивидуальные интересы и способности. Внеклассное мероприятие можно провести в виде межпредметной конференции «Звуки в природе и технике». Учащимся предлагаются следующие доклады:
- физические и физиологические характеристики звука,
- инфра- и ультразвуки,
- измерение громкости звука,
- влияние звуковых волн на здоровье человека.
В конце конференции можно предложить учащимся интересные задачи по теме «Звуковые волны».
Литература
1. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 35 с.