Методическая разработка Современное направление джаз-модерн танца


Современное направление джаз-модерн танца.Синтезированная школа джаз- модерн танца.
Таким образом, к началу 70 годов 20 века сложилось несколько основных школ модерн-танца: техника Марты Грэхем, техника Дорис Хамфри, техника Хосе Лимона, техника Мерса Каннингема.
Одновременно развивалась и совершенствовалась техника джазового танца. Естественно, что педагоги и хореографы все более и более синтезировали на своих уроках и в постановках различные техники и стили танца.
Известным педагогом, создавшим технику модерн-танца, был Лестер Хортон. Из его школы в дальнейшем вышли известные педагоги и хореографы – А. Эйли, Д. Триит, Дж. Коллинз, К. Делавалад.
Эта школа положила начало джаз-модерн танцу, техника которого объединяет джазовый танец и танец–модерн.
Первым педагогом и хореографом, объединившим в совеем творчестве технику танца–модерн и джазового танца, был Джек Коул.
Его система, так называемая, хинди-джаз, объединила технику изоляции «чёрного» танца, движения индийского фольклорного танца и достижения «Денишоун».
С начала 40-х годов со совей труппой «Ист Индиан Дансер» он выступал в ночных ресторанах Нью-Йорка.
Кроме того, Коул завоевал известность как хореограф мюзиклов на Бродвее и в голливудских фильмах.
Его ученик Мэт Мэттокс начинал с изучения классического балета и степа, поэтому в его системе преподавания наряду с техникой изоляции, использованием различных уровней и шагами джазового танца, используются движения классического экзерсиса.
Одним из известных педагогов, синтезировавших в своей методике технику классического танца и джаза, был Луиджи (Юджин Луис), учившийся у Брониславы Нижинской и Адольфа Больма.
Еще одно имя в ряду основателей джаз-модерн танца – Гас Джордано. В 1966 году появился первый учебник, написанный Джордано и посвященный технике джаз-модерн танца. До сего времени этот учебник является основой в практике многих педагогов во всем мире.
В 60-е годы 20 века происходит взрыв интереса к джаз-модерн танцу и в Западной Европе.
Первые семинары начали проводится в 1959 году, когда в ФРГ приехал Уолтер Нике, ученик Катрин Данхэм. Он преподавал здесь до 1961 года, затем его сменил ученик Алан Бернард.
Таким образом, к началу 70-х годов возникло новое явление в танцевальной практике и педагогике - джаз-модерн танец.
Эта школа завоевала приверженцев во многих странах мира. Она как никакая другая позволяет наиболее комплексно воспитывать тело танцора, что немаловажно в повседневной практической работе, когда исполнителю приходиться сталкиваться с балетмейстерами различного стиля, различных направлений и систем.
Методика преподавания и технические принципы джаз- модерн танца.
Основные принципы джаз-модерн танца относятся, прежде всего, к технике движения. Они сложились в процессе эволюции различных систем танца. Эти принципы были заимствованы в основном из джазового танца и из танца модерн, а также из классического балета.
Принципы движения, заимствованные из джаз-танца.
При анализе африканского фольклорного танца Кэтрин Данхэм выделила следующие технические особенности этого стиля:
Использование в танце позы коллапса.
Активное передвижение исполнителя в пространстве, как по горизонтали, так и по вертикали.
Изолированные движения различных частей тела.
Использование ритмически сложных и синкопированных движений.
Полиритмия танца.
Комбинирование и взаимопроникновение музыки и танца.
Индивидуальные импровизации в общем танце.
Функционализм танца.
Поза коллапса.
Это понятие ничего общего с медицинским термином не имеет. Речь идет о своеобразном держании тела, когда нет напряжения и вытянутости вверх. Тело свободно и расслаблено, его изгибы немного утрируются, колени согнуты, торс и голова чуть наклонены вперед.
Основное отличие джаз-танца, танца–модерн и классического балета прежде всего лежит в держании позвоночника. Если в классическом балете позвоночник является осью всего тела, осью вращения и прыжка, и существует даже специальный термин «поставить спину», «постановка корпуса», то в джазовом танце все диаметрально противоположно – позвоночник мягкий и расслабленный. В танце-модерн позвоночник, как и в классическом танце, является осью движения, но эта ось не всегда направлена вертикально, а часто изгибается и вращается в различных отделах. При напряжении невозможно движение отдельных центров, например пелвиса или грудной клетки, в то время как при достаточном расслаблении такое движение возможно.
Основная задача педагога на первом этапе обучения – добиться достаточной свободы позвоночника, чтобы совершать движения различных его частей. Но в то же время, тело должно быть достаточно напряженным, чтобы движения были энергичны.
Умение распределять напряжение в позвоночнике называется релаксацией.
Распределение напряжения и расслабления – основы техники джазового танца.
Изоляция и полицентрация.
В африканском танце тело как бы состоит из отдельных частей-центров: это голова и шея, плечевой пояс, грудная клетка, пелвис (тазобедренная часть), руки и ноги. Поскольку руки и ноги состоят из отдельных сочленений: в руке – кисть, предплечье, в ноге - стопа и голеностоп, то эти части центра, которые называются ареалами, могут также изолироваться и выполнять движения независимо от других центров. Эти центры могут пространственно и ритмическим независимо двигаться, именно это создает полицентрию движения.
Каждая часть тела, или каждый центр, имеет свое собственное поле напряжения или свое собственный центр движения, в совеем движении изолированные центры могут сочетаться друг с другом (координироваться).
При движении двух центров одновременно мы говорим о бицентрии, трех - трицентрии, при движении всех центров – полицентрии.
Полицентрия – это основополагающий принцип танцевальной техники. Для того, чтобы перевести его в реальную видимость танца, существует технический прием, который называется изоляцией и подразумевает, что каждая часть тела, центр, двигается независимо от другой части. Это, на первый взгляд, простая задача, достаточно сложна для начинающего танцора, так как по анатомическим особенностям нашего тела все центры тесно связаны между собой, и движения, наприме6р головы, естественно вызывает напряжения в плечевом поясе или грудной клетке.
Однако изоляция – это основной технический прием, с которого начинается обучение джаз – танцу.
Полиритмия.
В джаз-танце центры могут двигаться не только в различных пространственных направления, но и в различных ритмических рисунках, метрически независимых друг от друга.
Полиритмия тесно связана с музыкой. Африканские фольклорные танцы сопровождают исключительно ударные инструменты, зачастую используется несколько ударных инструментов, каждый из которых ведет свой собственный ритм.
Современная музыка, в особенности джазовая, монометрична по своей структуре, т.е. наложение различных ритмических рисунков не происходит, однако во время импровизации того или иного инструмента на основной, базовый ритм накладывается ритм импровизации.
Это приводит к появлению такого музыкального понятия, как свинг, т.е. определенной пульсации основного ритма, связанного со смещением мелодического рисунка и ритмической основы произведения.
Именно это смещение невозможно зафиксировать нотными знаками, однако оно очень влияет на танцевальное движение, которое исполняется под свинговую музыку, поэтому танцор должен чувствовать своим телом музыкальный свинг и стараться воплотить его в движении.
Отсюда и появляется не только музыкальное, но и танцевальное понятие свинга. В танце это понятие обозначает раскачивание, моторно-ритмическое движение какой-либо части тела или всего тела целиком. Свинг в движении должен исполняться прежде всего свободным, ненапряженным корпусом или отдельной частью нашего тела (рукой, ногой, головой, пелвисом).
При этом движении главная задача – почувствовать вес тела или его частей свободно раскачиваться вверх – вниз, вперед-назад или из стороны в сторону.
Свинговые движения корпуса особенно помогают расслабить позвоночник и снять напряжения.
Примером полиритмического движения является ударник, который одновременно руками и ногами создает разнообразные ритмы и зачастую поет.
Все вышесказанное относится и к иной по жанру музыке, используемой для создания хореографического произведения.
Современная музыка, не только джазовая, в основном очень сложна по ритмической структуре.
Особую сложность у исполнителя вызывают нечетные размеры, которые непривычны для эстетики классического балета. Это требует внимательного отношения к развитию ритмического восприятия у учащихся.
Мультипликация.
Это понятие также тесно связано с ритмом. Оно означает, что единое движение раскладывается на составные части, фазируется или мультиплицируется. Однако количественное увеличение танцевальных акцентов не должно приводить к увеличению музыкальных тактов. Говоря иными словами, в четерхдольном такте делается несколько акцентов в промежутках между основными долями такта. Мультиплицированные движения могут быть неодинаковыми по времени и нерегулярными. Они могут занимать весь такт, но могут и только какую-либо его часть.
Рассмотрим мультипликацию на примере шага. Шаг – это не только движение, связанное с перемещением в пространстве, нор и перенос т ела с одной ноги на другую. При мультипликации в промежутке между шагами исполняется несколько движений, но только одно связано с переносом веса тела.
Варианты мультиплицированных движений я буду подробно рассматривать позже.
Координация.
При движении двух или более центров одновременно возникает необходимость их скоординировать. Координация осуществляется двумя способами:
импульсом, при котором два или несколько центров приводится одновременно в движение;
либо применяется принцип управления, т.е. центры включаются в движение последовательно.
Координироваться могут самые различные центры: голова и таз, бедра, руки и голова, плечи и голова.
Менее употребительна координация головы и грудной клетки, но и она возможна.
Плечи могут координироваться с головой, тазом. Бедрами, руками и ногами.
Таз и бедра сочетаются с головой, с грудной клеткой, плечами, ногами и руками.
Движения двух и более центров могут быть исполнены в одном направлении например: голова и таз вперед-назад), и тогда мы говорим о параллелизме, но могут двигаться и в противоположных направлениях (например: голова – вперед, таз – назад), и тогда мы говорим об оппозиции.
В джаз-танце существует понятие, на первый взгляд, противоречащее изоляции, когда один центр активизирует другой центр, как бы управляет им, но при управлении заметен временной разрыв между движениями. Первоначально начинает движение один центр, затем через определенный промежуток времени – другой, третий и т.д.
При активизации центра мы затрачиваем определенное мышечное усилие, которое называется импульсом.
Принципы движения, заимствованные из танца-модерн.
Как уже было исследовано ранее, развитие той или иной системы танца-модерн связано с именами крупных педагогов, балетмейстеров, исполнителей.
Эти системы базировались, прежде всего, на определенном философском подходе к движению. Это выражалось в постановках.
Однако, подготовка исполнителей заставляла искать особую индивидуальную систему обучения.
В танце-модерн, в отличие от джазового танца, все тело исполнителя принимает участие в движении, т.е. основой движения служит позвоночник. И именно, работа над подвижностью позвоночника лежит в основе многих систем танца-модерн.
Так, например, в технике Марты Грэхем основой движения служит сжатие и расширение (contraction и release), которое исполняется в центре тела.
В технике Д. Хамфри, а затем Хосе Лимона позвоночник расслаблен и свободен, и движение выполняется за счет падения и подъема тяжести корпуса, т.е. движение строится по синусоиде: движение-задержка в кульминационной точке (suspend) и обратный возврат (recovery).
В технике Каннингема большую роль играют различные спирали и изгибы позвоночника в соединении с движениями ног, заимствованные из экзерсиса классического танца.
Модерн-джаз в некоторых разделах урока заимствует из различных техник упражнения, направленные на развитие подвижности позвоночника.
Contraction и release.Эти два термина связаны с положением торса, рук и ног. Contraction – сжатие, сокращение, т.е. относительное уменьшение объема тела.
Противоположное понятие - release, т.е. расширение, когда тело расширяется в пространстве.
Contraction и release тесно связаны с дыханием. Contraction исполняется на выдохе, release - на вдохе. Взаимосвязь дыхания и движения приводит к естественности, придает динамическую окраску движениям. Contraction не является динамическим движением, т.е. сжатие происходит за счет сокращения мышц, а не за счет их движения. И – важная особенность – во время сontraction происходит как бы аккумуляция внутренней энергии, которая потом выплескивается во время release или какого-нибудь другого движения.
Contraction и release – это базисные понятии, заложенные в технике Грэхем, а затем заимствованные другими системами.
Как говорила в личной беседе с автором Джин Ради, педагог Центра американского танца Алвина Эйли и Джульярдской школы танца, Марта Грэхем утверждала, что сontraction начинается в глубине таза, между берцовыми костями, а затем распространяется вверх, захватывая весь позвоночник, последней в движении приходит голова. Аналогично, снизу вверх, исполняется и release.
Это замечание очень важно, поскольку зачастую сontraction исполняют в «солнечное сплетение», что является серьезной ошибкой. К обучению сontraction и release педагогу необходимо подходить очень внимательно.
Уровни.
Модерн-джаз танец активно использует передвижение танцора не только по горизонтали, но и по вертикали. Расположение танцора на полу (в партере) употребляется достаточно часто.
Уровнем называется расположение тела исполнителя относительно земли.
Основные виды уровней:
стоя;
сидя;
стоя на четвереньках;
сидя на корточках;
стоя на коленях;
лежа.
Кроме того, существуют так называемые акробатические уровни:
шпагаты (поперечный и продольный);
«мост»;
стойка на руках; стойка на лопатках «березка»; колесо.
Структура урока по джаз-модерн танцу.
В уроке джаз-модерна нет такой определенной последовательности, как существует в классическом танце.
Зафиксирована только техника преподавания школы Марты Грэхем.
К наиболее устоявшимся школам относится Д.Хамфри, школа Д. Джордано, школа М. Меттокса, школа М. Каннингема, школа Л. Хортона.
Многие педагоги, изучив основные базовые школы, создают собственную систему преподавания, объединяющую несколько направлений.
В американской и западно-европейской системе хореографического воспитания не существует единой методики.
Каждый педагог является самоценной творческой личностью и имеет право на поиск своих педагогических приемов и методов. Ценность педагога заключается в его неповторимости, его индивидуальности.