Интеграция урочной и внеурочной деятельности при обучении иностранному языку

Интеграция урочной и внеурочной деятельности при обучении иностранному языку
Зинина Е.А.
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»
Джон Дьюи
Интеграция урочных и внеурочных занятий в преподавании иностранного языка позволяет использовать многообразие педагогических методов, форм, подходов.
Урочными считаются занятия, включенные в школьное расписание, проводимые по нормативным [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и факультативные занятия по предметам.
Урок по-прежнему является основной формой организации учебно-воспитательного процесса. Однако его возможности ограничены для [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] творческой организации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], воспитания и развития личности школьника, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности, для учета личностных особенностей, для реальной индивидуализации и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и воспитания, эффективной социальной адаптации учащихся, для развития дружеских партнерских [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] взрослых и детей в совместной деятельности. Эту задачу возможно решить с помощью внеурочной деятельности, которая ориентирует педагогов и учащихся на поиск новых форм, способов и методов взаимодействия и сотрудничества всех участников педагогического процесса: учителей, учащихся, их родителей. Внеурочная деятельность может проводиться как в школе, так и вне её. Наиболее распространённой формой внеурочной деятельности является кружковая работа. К внешкольной можно отнести организацию экскурсий на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, посещение театрализованных представлений, художественные и образовательные выставки, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и походы.
Известно, что в учебном процессе основная задача для каждого преподавателя заключается в том, чтобы учащиеся освоили материал с максимальной легкостью и как можно прочнее. Но, не смотря на усердие учителей, некоторые дети испытывают трудности при работе вместе с классом, и, в конечном счете, это ведет к тому, что большинство учащихся, окончивших общеобразовательную школу, например, не могут говорить на изучаемом языке. В результате работы, я пришла к выводу, что только создание единой системы урочной и внеурочной деятельности по немецкому языку обеспечивает развитие интеллектуальных умений, творческих способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Все это позволяет ученику проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал. Интеграция урочной и внеурочной деятельности дает возможность создать такое образовательное пространство, которое способствует всестороннему развитию наших учащихся и гарантирует получение образования в соответствии с требованиями ФГОС. То есть, задачей школы становится обеспечение условий, которые бы давали толчок механизмам самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также помогали бы формированию мотивации достижения. Таким образом, актуальность проекта обусловлена тем, что вопросы
поиска средств, которые позволят оценить способности учеников выполнять задания в реальной ситуации, самостоятельно находить информацию и получать необходимые знания, решать проблемы создают для них основания быть успешными в любой деятельности.
Проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий школьников связана с фундаментальной педагогической проблемой целостности учебно-воспитательного процесса. Концептуальные основы целостности педагогического процесса были заложены А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, С.Т.Шацким. Именно в 20-50-е годы прошлого столетия данными педагогами на практике была раскрыта сущность единства и взаимосвязи процессов обучения и воспитания учащихся. Они исходили из концептуальной позиции о необходимости целостного воспитания личности. «Личность не воспитывается по частям, но создаетсясинтетически всей суммой влияний, которым она подвергается» (А.С.Макаренко). Однако целостность воспитания личности предполагала прежде всего соединение школьного образования с жизнью, с социальной средой. Как показал практический опыт данных педагогов, именно интеграция школьных и внешкольных занятий способствовала созданию полноценных условий для совместной работы педагогов и воспитанников, обеспечивающих формирование у последних творческого стиля жизнедеятельности, способствовала саморазвитию личности. Соответственно, цель данного проекта заключается в том, чтобы усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность процесса обучения иностранному (немецкому) языку на основе оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний, способствующего развитию у учащихся навыков самостоятельной иноязычной речевой деятельности через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности не только воспитывает конкурентно способную личность, но также повышает мотивацию учащихся в дальнейшем совершенствовании навыков владения иностранным языком и межкультурного общения. Благодаря внеурочной деятельности, можно заметить, что посредством иностранного языка дети раскрывают свою личность, мысли, побуждения и мечты. Нет ничего выше и сильнее, и полезнее для жизни, как хорошее воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства.
В современных условиях обучения иностранному языку в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач может быть использование межпредметных связей как в процессе урочной, так и во внеурочной деятельности по иностранному языку. Включение в процесс преподавания иностранного языка страноведческих материалов способствует расширению и углублению знаний учащихся о культуре страны изучаемого языка. Знакомство с материалами на родном и иностранных языках о стране изучаемого языка и о других странах увеличивает возможность ознакомления с реалиями этих стран, которой они практически лишены при изучении других предметов. Иностранный язык находится в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами и может служить средством для взаимного обогащения. Я считаю, что иностранный язык – один из наиболее универсальных предметов, способных обогатить образование, так как овладение языками - действенное средство развития детей (их памяти, внимания, воображения, мышления). Одним из способов организации обучения иностранному языку является интегрированный способ обучения, в котором делается попытка следовать естественным путем познания ребенком окружающего мира, исходя из того, что мир вокруг нас – это единое целое и наиболее эффективный вид обучения – это обучение интегративному целому. Ведь иностранный язык является средством выражения мысли об объективной действительности, свойство, закономерности которой являются предметом других дисциплин, следовательно, содержание учебных дисциплин может быть поводом для коммуникации на иностранном языке.
Для того чтобы повысить творческий потенциал учащихся, на мой взгляд, эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности.
Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется главным образом на уроках. Этому способствуют современные технологии: проблемно-исследовательское обучение, метод проектов, модульное обучение, мастерские и т.д. Несмотря на это, целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков имеет всегда дополнительный резерв. Внеурочная работа учащихся – благоприятная почва для решения этих задач. Эта работа ведется по следующим направлениям:
- развитие речи;
- организация проектно-исследовательской деятельности учащихся;
- подготовка к олимпиаде;
- творческая работа.
Эффективное стимулирование интеллектуального и творческого развития в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения.
Эффективность и результативность внеклассной работы по иностранному языку находится в прямой зависимости от занимательности и новизны содержания форм и методов работы:
1) организация внеклассной работы в форме кружка иностранного языка;
2) организация внеклассной работы по иностранному языку в форме клубов:
* клубы знатоков страны изучаемого языка «Знатоки немецкого языка»;
* клубы любителей литературы страны изучаемого языка «Чтение с увлечением»;
* клубы веселых и находчивых «Deutsch-Prestige»;
3) периодические формы внеклассной работы по иностранному языку:
* утренники, концерты;
* соревнования (конкурсы, олимпиады, викторины);
* недели, декады и месячники иностранного языка.
Опыт свидетельствует о том, что изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. Внеклассные занятия обобщают изученный материал, дополняют его, демонстрируют учащимся результаты овладения языком и способствуют дальнейшему совершенствованию умений и навыков. Важно выбрать те из них, которые наиболее полно помогают в решении практических, общеобразовательных и воспитательных задач и вместе с тем экономичны во времени, способствуют созданию мотивированных ситуаций речевого образца, отвечают интересам детского коллектива, удачно сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса. Это и является проблемой: отбор технологий, форм работы с учащимися.
Предлагаю вам, коллеги, технологию, которую можно использовать в урочной и внеурочной деятельности при обучении немецкому языку. Но сначала разделимся на 3 группы: 2 группы представляющих учеников (5 человек) и группа экспертов (3 человека).
Коллеги-ученики, перед вами лежат листы бумаги. Сейчас я назову слово, а вы, пожалуйста, изобразите первое, что придет на ум. И вы, уважаемые участники в зале, мысленно представьте образ, а потом сравним полученный результат. Итак, слово “каникулы”. Изобразите то, что первое пришло на ум. Посмотрим на результат. Поверните, пожалуйста, свои листы к залу. Участники в зале, поднимите руку те, кто представил себе подобный образ. Да, большинство из нас думает стандартно, шаблонами. Нам так привычнее, удобней, на все есть готовый ответ. К этому придут и наши дети, если мы с вами не поможем им. И наша задача, как учителей, сохранить индивидуальность каждого ребенка. Научить его думать креативно, развивать творческое мышление. Заставим себя думать по-другому, сделаем первый шаг на пути к новому мышлению, постараемся взглянуть на привычные вещи с другой стороны. В этом нам поможет сегодня “Метод интеллект-карт”, созданный американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" "карты". В итоге получаются "карты ума". В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты", хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций. Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления. От слова Radiant – испускающий свет, лучи (лучистый). Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: " Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит "информационные карты", сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть".
Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем. Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т.д.
Существуют также определенные правила создания интеллект-карт, разработанные Тони Бьюзеном.
Правила создания интеллект-карт:
Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т.д.
Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Сегодня мы с вами попытаемся создать интеллект-карты по системе Тони Бьюзена. Я приглашаю своих помощников к доске (разделить учителей на 2 группы, в центре доски написать слово “Ferien”, заранее цветными маркерами нарисовать ветви, отходящие от слова). Пожалуйста, запишите все слова, возникающие у вас в мозгу, связанные со словом “Ferien”, не забудьте, что вместо слова вы можете использовать рисунки или символы. Наши карты готовы, они совершенно разные, у каждой группы возникли свои ассоциации со словом “каникулы”.
Вы можете задать мне вопрос: “А как же использовать интеллект-карты на уроках?”. Я не ставила перед вами сейчас определенной цели. Но если бы вами было выполнено задание по определенной теме, то стало бы понятно, что перед вами лежит план – схема вашего рассказа. Например, составьте интеллект-карту по теме «Meine Sommerferien» («Мои летние каникулы»). Но даже с теми интеллект – картами, которые создали вы можно работать.
Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (СМИ) в режиме технологии интеллект-карты закончена. Далее следует рефлексия.
15