Конспект урока литературы в 11 классе Пожар сердца… урок-мастерская. Ранняя лирика В.В.Маяковского

Хатын-Арынская средняя общеобразовательная школа
Поурочный план
Учитель: Сыромятникова Екатерина Васильевна
Педстаж: 34 года
Категория: высокая.
Класс: 11 а

«Пожар сердца»
(Урок – мастерская по раннему творчеству В.В.Маяковского)
Цель: исследовать особенности раннего творчества В.В.Маяковского; формировать самостоятельное мышление учащихся; активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать умения работать с поэтическим произведением, анализировать стихотворение; воспитывать читательскую культуру эстетический вкус.
Оборудование: презентация «Пожар сердца», тексты стихотворений, статей, карандаши, листы, бумаги формата А4
Тип урока: урок – анализ лирических произведений с элементами беседы.
Прогнозируемые результаты: учащиеся узнают об особенностях раннего творчества В.В.Маяковского; выразительно читают и комментируют ранней стихи поэта, объясняя своеобразие лирического героя, раскрывают способы выражения жизнетворческой позиции В.В.Маяковского как поэта и человека; раскрываются черты личности учащихся, скрытые в ситуации обычного урока.
Ход урока
1 Организационный этап.
2 Актуализация опорных знаний. Беседа
3 Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели .Слово учителя.
1.Лекция учителя. «Маяковский и футуризм»
Сегодняшний урок посвящен проблеме творческого дебюта поэта.
Как всякий большой художник, он пришел в искусство с заявкой на новое. Причем заявка была демонстративной, а жажда незнаемого дерзкий вызов – по- мальчишески заостренными.
Его ранним стихам характерны не только зашифрованность, невероятные масштабы и алогизм, но и документальность, грубая откровенность урбанистических картин, наглядность тяготеющих к развернутости метафор.
Футуризм Маяковского включал в себя и интернационализм, и антибуржуазность, и революционность. В ранних статьях поэта многократно сказано о самоцельности слова, но там же заявлена; «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства» футуризм Маяковского – опыт не столько самоценного творчества, сколько факт жизнетворчества.
Раннее стихи Маяковского – это пролог к осмыслению тех противоречивых мотивов, которые схлестнулись на больших поэтических пространствах.
4. поэтапная работа над темой урока.
Первый этап. На половинке листа А4 написать слово «ночь», добавить несколько слов – ассоциаций и нарисовать ночь. Затем листы в группе передаются по кругу, записываются слова ассоциации к рисунку одноклассника, а потом листы возвращаются хозяевам. Рассматривается что получилось.
Второй этап. 1.чтение стихотворения «Ночь» В.В.Маяковского (Мыреева Северина)
- что показалось вам необычным в образной системе стихотворения «Ночь»?
- как развивает Владимир Маяковский противопоставление поэта и толпы?
- какие выразительные средства использует?
- сформулируйте свои выводы и наблюдение в виде связного высказывания
Образ ночного города, который сравнивает с игорным домом. В качестве подсказок используются цвета: белый - символизирует день, багровый – закат, который «отброшен и скомкан», зеленый - сукно игорного стола. И лишь во второй половине первого четверостишье поэт дает ответ на загадку, отмечая , что «черным ладоням сбежавшихся окон раздали «желтые карты». Это означает , что наступил вечер , и в окнах городских домов зажегся свет. Толпа- символизирует почитателей творчества поэта , пришедших на его выступление. Толпа – «пестрошерстая быстрая кошка» , которая просачивается через двери в зал, рассчитывая поднять настроение , послушав очередные стихи поэта. Для публики творчество Маяковского – не более чем светское развлечение. Поэтому , покидая зал , в котором , судя по всему , только что читал свои стихи поэт , и ,уходя в ночь , каждый хочет через дверь «протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома».
На фоне этой праздничной толпы Маяковский ощущает себя одиноким и никому не нужным. Маяковский противопоставляет себя окружающему миру, отмечая, что говорит с ним на разных языках. И это осознание по – настоящему угнетает автора, который понимает, что в огромном городе он вот – вот затеряется в пестрой ночной толпе, которая поглотит его без сожаления и унесет по безмолвным улицам. Даже не поинтересовавшись, что именно автор испытывает в данный момент и чего ожидает от жизни, которая решила повернуться спиной.
2.Выписать метафору: багровый и белый, в зеленый, а черным ладоням, горящие желтые карты. Как желтые раны. В глаза им улыбку протиснул.
3. Рисуют метафору.
4. Коллаж. Всем посмотреть, что получилось.
5. Проводим мини – экскурсии по «картинной галерее»
Словарная работа
Дукаты – старинная золотая венецианская монета. Тога – верхняя мужская одежда римлян – полукруглый кусок материи с выемкой для ворота , обертывавшийся вокруг туловища , через левое плечо так , что руки оставались свободными.
Третий этап. Раздаются фотографии молодого Маяковского. Предупреждение! Сейчас надо сосредоточиться и выписать из стихотворений , которые будут прочитаны, слова , подходящие в качестве подписей к этим портретам.
Четвертый этап. Читают стихи Маяковского. «Надоело» 1916 (Зырянов Борис).
Жить в одиночестве и при этом быть публичным человеком – довольно сложно. Автор, нуждающийся в моральной поддержке и ободрении «тоскую к людям ведомы, отправляется в очередную прогулку по городу, выбирая места наибольшего скопления людей. Он ищет тех, кто мог бы стать ему близко духовно, каждый раз ловя себя на мысли, что «надежда сияет сердцу глупому». При виде разномастной толпы в ресторане у поэта «страх орет из сердца. Мечется по лицу, безнадежен и скучен».
Взгляд Маяковского выхватывает отдельных людей, лица которых представляют собой «два аршина безлицого розоватого теста». Поэту трудно проникнуть под эту маску без различия и равнодушие , которой свои истинные чувства завешивают окружающие. Поэтому автор с горечью заявляет: «Нет людей». И осознание этого настолько шокирует Маяковского , что он готов в кровь истереть лицо об мостовую «слезами асфальт омывая» и искать сочувствия о проезжающего трамвая , о которого, в отличие от людей «умная морда», а также у обоев с нежными чайными розами, которыми оклеены стены его комнаты.
Автор ставит обществу неутешительный диагноз, утверждая, что «в 1916 г. Из Петрограда исчезли красивые люди». Речь идет о душевных качествах, которыми славились россияне , обладающие отзывчивостью , терпимостью , чуткостью и природной добротой.
Стих Маяковского «Дешевая распродажа» (Игнатьева Лена)
Маяковский подчеркивает, что он «бесконечно больше богат , чем любой Пьерпонт Морган», Маяковский не знает , какая судьба его ждет. Однако поэт уверен в том, что через много лет «будет с кафедры лобастый идиот что – то молоть о богодьяволе», то есть о нем – человеке. имя которого впишут в русскую литературу золотыми буквами. Весь свой внутренний мир , пестрый и разнообразный , Владимир Маяковский готов швырнуть к ногам первого встречного, если почувствует в этом человеке родственную душу. Именно поэтому , обращаясь к случайным прохожим , он обещает им : «сейчас отдам за одно только слово ласковое , человечье». И в этой фразе нет позерства , так как поэт действительно чувствует себя очень одиноким и никому не нужным. Он готов подарить всю теплоту и богатство собственной души незнакомым людям , считая , что это – «дешевая распродажа». Но даже столь заманчивое предложение не вызывает о прохожих интереса , им жаль ласковых слов для поэта , который так нуждается в сочувствии и понимании.
Словарная работа.
Пьерпонт Морган – американский предприниматель , банкир и финансист.
А вы могли бы? (Евсеев Петя)
Лирический герой этого стихотворения одинок , он страдает от непонимания окружающих его людей , тоскует по другой живой человеческой душе , его удручает однообразие , обыденность мысли. Лишь поэту в любой вещи , в любой житейской мелочи видится необычное:водосток кажется похожим на флейту , мир – на старую жестяную рыбу или на студень. Он слышит «зовы новых губ» , то есть новые идеи , новых людей. Лирический герой Маяковского – бунтарь. Он не мирится с серостью и пошлостью , без духовностью и унылостью , бросает вызов миру , и ему многое удается изменить. «Я сразу смазал карту будня». «Блюдо студня» - это метафора , обозначающая нечто мутное , дряблое , тающее , скользкое прозаическое , противопоставленное океану. «Косые скулы» - метафора , знак собранности , твердости , мужественности в отличие от амурфтности «студня». И вот уже герой не ощущает себя одиноким. В «жестяной рыбе , то есть в холодном , жестоком , механическом мире ему видятся люди , солидарные с ним , герой читает «зовы новых губ». Зарождается чувства единства и , главное , надежда. Надежда на то , что на зов поэта откликнется родственная душа , что в душе обычного человека зазвучат лирические струны.
Стихотворение написано именно как обращение к другим с мечтой , мольбой об отклике , о понимании.
Несколько слов обо мне самом (Винокуров Айсен)
Словарная работа.
Хитон – одежда у древних греков в виде длинной рубахи.
Гунн – группа тюркских племен , в 4-5 веке н.э. вторгшихся в Европу.
Нате! (1913) (Уваровский Аркадий)
Словарная работа
Ноктюрн - род небольшого лирического музыкального произведения.
Уже с первых строчек своего произведения Владимир Маяковский обращается к толпе, пытаясь ее спровоцировать, задеть побольнее и расшевелить. Бунтуя против окружающей его действительности. Себя он считает транжиром и мотом бесценных слов, тратит талант на тех, кто не способен оценить его по достоинству.
Однако Маяковский не намерен просто так сдаваться, поэтому оставляет за собой право «Радостно плюнуть» в лицо многотысячной толпе, выражая ей свое презрение.
Эпатажные выходки для поэта являются вполне обычным явление, за напускным безразличием, язвительностью и сатирой прячется очень ранимая и чувственная натура, которой не чужды возвышенные порывы и душевные терзания.
Учащиеся подбирают названия, а из двух последних стихотворений выписывают эпатирующие «публику» выражения.
2. письменно объясняют почему поэт ведет себя именно так, с вызовом.
3. затем зачитывают друг другу получившиеся «объяснительные записки».
Пятый этап. Раздаются ксерокопии отрывка и статьи.
Прочтите эти материалы и выпишите отдельные мысли – совпадающие с вашими собственными или противоречащие им, но показавшиеся вам интересными.
Шестой этап. Напишите мини сочинение о раннем Маяковском, на основе выписок, сделанных в течение урока.
4. Итог урока. Рассмотрим выдержки из работ учащихся. Комментарии. Докончить.
15