Урок информатики в 5 классе Пиктограммы

Тема урока: Пиктограммы
Урок информатики в 5 классе
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока и задачи урока:
Обучающая: закрепить пройденный ранее материал, изучить понятие «пиктограмма», свойства пиктограмм, рассмотреть область применения данного понятия, закрепить практические навыки работы на компьютере с применением нового материала
Развивающая: развитие внимания, мышления, памяти учащихся, интереса к предмету, формирование компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний.
Воспитательная: воспитание коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу, бережного отношения к здоровью, привитие навыков самостоятельности в работе.
Учащиеся должны знать/уметь:
-знать определение «пиктограмма»;
-свойства пиктограммы;
-область использования пиктограмм.
-уметь создавать пиктограммы, используя инструменты графического редактора Paint;
-уметь ориентироваться среди пиктограмм.
Оборудование и материалы:
Мультимедийный проектор
Экран
Презентация
Доска с наглядным материалом
Компьютеры (рабочие места для учащихся и учителя)
Знак «Пешеходный переход» + (пешеходный переход на полу класса)
Карточки-задания для учащихся, каточки-инструкции, сигнальные карточки, карточки-табло.
План урока:

1. Организационный момент
2. Вступление
3. Активизация знаний. Повторение пройденного материала
4. Презентация нового материала
5. Практическая работа
6. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент
2. Вступление

Слайд №1

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Инна Витальевна. Сегодня я проведу у вас урок информатики. Давайте улыбнемся друг другу, скажем: «Я так рад тебя видеть!» и начнем урок.
3. Активизация знаний. Повторение пройденного материала Слайд №2
Ребята, что-то происходит с главным компьютером?
-Неужели это...
-Вы узнали героя полюбившейся всем компьютерной игры?
В его программе произошел сбой, и он попал из виртуального мира в наш реальный и оказался на автостраде нашего города.
Кузя попал в нашу действительность как в новую игру. Чтобы ему вернуться домой, мы должны помочь Кузе пройти игру.
Чтобы игру начать, прежде необходимо установить нужные параметры. В нашем случае параметрами будут являться ваши знания.
Для этого у вас на партах лежат карточки с табло. Подпишите свои фамилии на карточках. Я буду называть утверждение, с которым вы можете соглашаться или не соглашаться. Ключ к ответам вы увидите на экране. Если вы выбираете «нет», тогда необходимо закрасить клеточку под соответствующим этому слову номером, если выбираете «да», то под номером, соответствующим слову «да».
Приступим.
Слайд №3
1. Графический редактор - это программа, позволяющая человеку
создавать рисунки. (Да-Б2)
Слайд №4
2. Безопасное для глаз расстояние до экрана монитора - не менее 50 см. (Да-Б4)
Слайд №5
3.Каждый сохраненный на диске компьютера документ называется
холстом. (Нет-Б3)
Слайд №6
4. Выделенная область рисунка называется фрагментом. (Да-Г2)
Слайд №7
5. Изображения, созданные с помощью компьютера, называются
компьютерной графикой. (Да-Г4)
Слайд №8
6. Действия по созданию рисунка, его исправлению и дополнению
называются форматированием. (Нет-В2)
Слайд №9
7. Во время работы за компьютером не следует быть предельно внимательным. (Нет-В4)
-Ребята, в результате у вас должна была получиться буква, какая? (П)
Слайд №10
-Если у вас получилась буква П, то на карточках поставьте себе оценку «5», если не хватает 1-2 клеточек, тогда оценку «4», если не хватает более 3-х клеточек, то дома вам необходимо повторить материал.
-Давайте посмотрим правильные ответы.
Слайд №11
- А ответ на следующий вопрос начинается на букву, которую вы получили.
Слайд №12
-Как называются маленькие светящиеся точки, из которых строится любое изображение на экране компьютера? (пиксель)
Слайд №13-Кvзя хвалит
- Молодцы!
4. Презентация нового материала
-Вы прекрасно справились с установкой параметров игры.
Далее Кузю надо познакомить с правилами игры. Для этого мы совершим виртуальную экскурсию по нашему замечательному городу (видеоролик). Слайд №14.
-Ребята, мы проезжаем по знакомым вам улицам. Что помогает ориентироваться на оживленных улицах нашего города пешеходам и водителям? (знаки)
-Обратите на них внимание.
- Какие знаки во время экскурсии вы заметили?
-Для чего человек придумал условные обозначения? (легче ориентироваться, памятка)
-А какие условные знаки, кроме знаков дорожного движения, встречали вы? (конкретно к отдельным ученикам)
-Существует множество условных знаков. Обратите внимание на доску. Это знаки, которые можно встретить на зданиях, экране компьютера, картах. Что они означают?
Сегодня мы более детально познакомимся с условными знаками,
относящимися к правилам дорожного движения.
Слайд №15
Поможем Кузе разобраться со следующими знаками дорожного движения.
Я читаю стихотворение, а вы заканчиваете последнее слово.
Слайд №16.
1. Этот знак гласит о том,
Что переход здесь запрещен!
2. Этот знак всегда подскажет - Есть ли на дороге лед.
Будь внимательней водитель, «Осторожно» (гололед)
3. Этот знак увидев
Остановись, водитель! (стоп)
4. В этом месте смело можешь
Дорогу ты переходить.
А водитель здесь обязан
Тебе дорогу уступить.
5. Возле парка, возле школ
Стоит особый знак - поверьте.
Предупреждает он о том,
Что «Осторожно» (дети)
- Условные знаки, о которых мы с вами сегодня говорим, называются пиктограммами.
Слайд №17
В любой компьютерной игре есть журнал заметок. Сегодня он будет и у вас, где вы будете вносить свои заметки.
Откройте тетради, запишите тему урока «Пиктограммы»(пишут в тетради)
-Мы должны выяснить, что называется пиктограммами, какими свойствами они обладают и научиться их создавать в графическом редакторе Paint.
- Давайте попробуем сформулировать определение. У нас для этого есть подсказка.
Слайд №18
( Пиктограмма-картинка, которая... предмета служит некоторого картинка события действия обозначения)
Давайте проверим.
Слайд №19
Пиктограмма - картинка, которая служит обозначением некоторого предмета, действия или события.
-Запишите определение в тетрадь.
- Ребята, а слово пиктограмма по составу - сложное?
Слайд №20
-Сложное слово «пиктограмма» с латинского языка переводится как «рисованная надпись». А древнейшая форма письма при помощи пиктограмм называется пиктографией.
- Какой должна быть пиктограмма по содержанию, чтобы она предупреждала, а не отвлекала? (простой, выразительной)
Поэт может написать стихи. Плакат с такими стихами можно повесить на улице, только у водителя за рулем нет времени читать стихи. Художник может нарисовать картину. Художественное произведение может украсить здание около опасного места, но сложная картина лишь отвлечет внимание водителя.
Поэтому главные свойства пиктограммы: простота и выразительность.
Слайд №21
Отметьте в журнале заметок.
5. Практическая работа
Теперь параметры установлены, с правилами игры вы и Кузя ознакомлены, пора приступить к игре.
у каждого из вас сегодня будет возможность построить свою пиктограмму.
Слайд №22
На экране вы видите схему района нашего города.
Узнаете район?
Этот путь вам хорошо знаком. Надо помочь Кузе безопасно его пройти. Что для этого нужно? (знаки) Компьютерная игра.
1 уровень - вы должны помочь Кузе выйти из здания школы.
2 уровень - Кузе необходимо безопасно пройти по району вашей школы. Время на каждый уровень ограничено. Кузя подаст вам сигнал.
Не забывайте про правила безопасности при работе за компьютером.
А для начала наберемся сил, выполним физминутку, а заодно повторим правила дорожного движения.
Раз, два, три, четыре
Встали дружно, детвора.
Руки вместе, ноги шире.
Отдохнуть пришла пора.
Дорога не тропинка,
Дорога не канава...
Сперва смотри налево
Потом смотри направо.
Покачаем головой
Раз, два, три.
Руки вверх ты подними
И похлопай: раз, два, три.
Молодцы! Теперь прошу занять свои места.
Кузя сообщает во время работы школьников о времени. Слайд №23 -Ребята, теперь, кто работал за компьютером оставляете свои рисунки на Рабочем столе и по пешеходному переходу возвращайтесь к своим местам.
-А теперь давайте проверим, как мы справились с 1 уровнем.
Посмотрите, как ребята справились с заданием на компьютере(демонстрация через сеть)
-А какие знаки отобрали ребята 2 группы?
2 уровень заключается в том, что 1 группа, которая работала за компьютерами, представленные вам знаки должны будете рассортировать по определенным группам.
2 группа пройдет по пешеходному переходу к компьютерам и будет дорисовывать знаки, которые можно встретить в районе вашей школы. Не забывайте про правила безопасности при работе за компьютером.
Слайд №24. (уровень закончен)
Ребята, сидящие за компьютером, по пешеходному переходу возвращайтесь на свои места.
Проверим, как вы справились со 2 уровнем.
Знаки, которые ребята дорисовывали, их можно встретить в вашем районе(демонстрация)
Обратим внимание на доску и посмотрим, правильно ли рассортировали ребята знаки по группам.
Слайд №25 Ребята, мы прошли уровни.
Слайд №26 А вот и Кузя с нами попрощался.
Слайд №26 Посмотрите, он вернулся в свою стихию.
6.Подведение итогов. Домашнее задание.
Сегодня на уроке мы увидели большое разнообразие знаков.
Теперь мы знаем, что это ...
Дайте определение.
Слайд №27 с определением.
-С какими видами пиктограмм вы работали на уроке?
-Какие из них используем на уроках информатики?
-Из каких элементов строится пиктограмма в графическом редакторе? Мы узнали, что такое пиктограмма, какие они бывают и научились их рисовать.

Скоро вы отправитесь домой. Дома найдите пиктограммы на одежде и продуктах питания и 3-4 из них зарисуйте или вырежьте и приклейте в тетради с пояснением об их назначении.
-А теперь давайте встанем и возьмемся за руки.
Слайд №27
Благодаря стараньям, вы все преодолели. Помогли вам знания, усидчивость, терпение.
Скажите спасибо друг другу.
Вот уже звенит звонок. Наш закончился урок.

Литература:
Н.В.Макарова «Информатика 5 класс»


Обоснование:
Данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа ресурсов, так как они позволяют обратить внимание учащихся на наиболее важные моменты урока, разнообразить урок красочным наглядным материалом, таким как видео фрагменты, звуковое сопровождение. Мультимедийная презентация в течение всего урока поддерживает интерес учащихся к уроку. Так как сюжет урока построен в форме компьютерной игры «Кузя», сам факт видеть полюбившегося всем компьютерного героя на экране позволяет создать позитивный настрой учащихся к уроку.













15