Урок по технологии Меню и сервировка десертного стола (7 класс)

Учитель: Картышева Наталия Васильевна.
Класс: 7
Тема урока: «Меню и сервировка десертного стола».
Цель:
Познакомить с понятием сервировка стола, с правилами сервировки, предметами сервировки и историей их появления.
Развивать двигательную память на основе практикума: сервировке стола, складывании салфеток.
Воспитывать аккуратность в работе, чувства гармонии и красоты.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Дидактические материалы урока:
Скатерть; набор посуды для сервировки на двух человек;
Салфетки;
Презентация «Меню и сервировка десертного стола»,
Иллюстрации посуды и названия;

Ход урока:
Организационный момент.
приветствие;
проверка явки учащихся;
заполнение учителем классного журнала;
проверка готовности учащихся к уроку;

Актуализация знаний.
Микрофон (повторение)
Какие блюда называют десертными?
Какие полезные вещества содержаться во фруктах и ягодах?
Вспомните требования к качеству холодных десертов.
Какие горячие сладкие блюда вы знаете?
Учитель подводит итоги «Микрофона»

Сообщение темы урока и целей.
А теперь вопрос, который мне хотелось бы задать перед тем, как мы поставим цель нашего урока.
Вы видите фотографии разнообразных столов, стол №1, стол №2. (слайд №2)
За какой стол вы сели бы с удовольствием? Почему?
Итак, мы пришли к теме и цели нашего урока. Какая она. (помогаю сформулировать тему и цель урока)
Какие учебные задачи мы будем решать?
Чему мы сегодня должны научиться?

Слово учителя.
Эпиграфом к нашему занятию станет высказывание: «Пища формирует наше тело, а те образы и то окружение в котором мы ее употребляем, формируют наши мысли и душу». (слайд №3)
Объясните, как вы понимаете это высказывание?

Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
Ни один праздник невозможно представить без вкусных блюд и красиво оформленного стола. Продуманная сервировка не только поразит гостей, но и придаст дополнительную торжественность проводимому мероприятию. На что же нужно обратить внимание, накрывая праздничный стол?
Красивый праздничный стол способен преобразить любой праздник, внеся в него атмосферу роскоши и торжества. Подготовить праздничный стол далеко не простое дело. Оно требует мастерства, чувства меры, такта, изящества и многого другого, без чего невозможно создать здоровую праздничную обстановку. Для того чтобы у ваших гостей осталось приятное впечатление нужно подойти серьезно к вопросу сервировки стола.

Для начала давайте попробуем дать определение слову меню.
Меню – перечень блюд и напитков, презентация предлагаемых блюд и напитков. (слайд №4)
Что должно включать в себя праздничное меню?
А всегда ли выглядели столовая посуда и приборы так, как сейчас?
Немного из истории.
Столовые тарелки появились в 12-13 веке. (слайд №5)
Серебряная ложка на Руси впервые появилась на столе князя Владимира в Киеве в Х веке.
Вилка появилась в 11 веке и имела двузубый вид. Ей брали большие куски мяса. Современной вилкой человек пользуется сравнительно недавно: 700-800 лет. Долгое время вилка считалась прихотью богатых людей.
Нож стал столовым прибором в ХV веке. Нож был остроконечным - нередко им ковыряли в зубах.
По распоряжению кардинала Ришелье концы ножа стали закруглять. (слайд №6)
История возникновения деревянной посуды. (слайд №7)

Сегодня мы с вами поговорим о сервировке сладкого стола.
Сервировка стола - это подготовка и оформление стола для приёма пищи. (слайд №8)
Существуют общие требования при сервировке стола (слайд №9).
Сладкий стол не только популярная европейская традиция, но и очень яркий и красочный уголок, который не оставит равнодушными ни взрослых, ни детей: будь то свадьба на природе, детский праздник или юбилей.
И здесь самое важное правильная сервировка десертного стола. Как сделать так, чтобы он привлекал внимание, но не выглядел вычурно, словно клоунское украшение, но в то же время выделялся и подчеркивал прекрасный вкус хозяина праздника?

Существуют правила оформления десертного стола.
Сервировка сладкого стола должна начинаться с выбора стола. И здесь не столь важно: будет он деревянным или пластиковым. Важны пропорции. Именно от них следует отталкиваться. Композиция должна быть единой, но не пустой и перегруженной. (слайд №10)
В вопросах пропорций помните, что они очень важны: переполненный стол, как и пустой, будут выглядеть безвкусно.

Продумывая композицию десертного стола, обязательно учтите, что лучше всего использовать не больше 2-4 цветов для посуды, конфет, выпечки, сладостей, скатерти и т.д. И лучше всего, конечно, использовать яркие и сочные цвета: оранжевый, желтый, зеленый, розовый, красный и фиолетовый. Обыграйте их сочетания, попробуйте что-то новое. Здесь есть, где проявить фантазию и креативный подход. Если Вы выбрали определенное тематическое направление или стиль, то сервировка должна обязательно содержать узнаваемые элементы.
Размещение и оформление десертов. (слайд №11)
Процесс размещения десертов сладкого стола не самая простая задача. И поэтому «оформлять в процессе» можно. Однако такая сервировка не совсем логична. В частности дизайнеры рекомендуют изначально использовать макеты или продумать модель в голове, чтобы избежать паники в проц
·ессе. Что нужно продумать:
будет ли ваша композиция симметричной или же ассиметричной,
будут ли использоваться разноуровневые подставки,
каким образом вы расположите уровни: от центра стола к краям или наоборот
Разговаривая о размещении десертов на сладком столе, как вы поняли, мы уже несколько раз упомянули о специальной посуде. И это неслучайно, ведь сервировка сладкого стола без неё невозможна. Именно здесь важны разнообразные цвета, формы и виды посуды. Для десертного стола вам понадобятся:
разноуровневые этажерки;
подставки для выпечки и сладостей,
подносы, а также тарелки необычной формы и, возможно, яркого цвета. (слайд №12)
В какой посуде, какие десерты подаются?

Холодные десерты.
Мороженое, ягоды в сливках, фруктовые салаты, желе, кисели и компоты густой консистенции подают в стеклянных вазочках или же креманках из металла. Сервировать эти десерты необходимо с помощью десертной ложки длиной в девятнадцать сантиметров.
Горячие десерты.
Сладкое суфле обычно подают в глубокой тарелке десертного типа, диаметром около двадцати сантиметров, подают его вместе с десертной ложечкой. Также, к нему непременно подают молоко или сливки в специальной емкости молочнике или же сливочнике. А вот муссы и пудинги принято подавать в мелких десертных тарелках и с десертной ложечкой или вилкой.

Десертный прибор в зависимости от состава десерта можно использовать не полностью, а частично. Например, если вы предполагаете подать на десерт одно сладкое блюдо, скажем компот или кисель, то вам понадобятся для сервировки только десертные ложки. Если же вы намерены подать еще и фрукты (яблоки, груши, персики) или какие-либо кондитерские изделия (к примеру, торт "Наполеон"), то, помимо ложек, понадобятся еще и десертные ножи и вилки. Если десерт состоит только из фруктов или арбуза или дыни, то вместо десертных приборов кладут только десертные нож и вилку. (слайд № 13)

Существуют правила размещения десертных приборов:
По-разному можно расположить и приборы для десерта Например, их можно разместить за посудой из стекла в следующем порядке:
а) все приборы кладут "веером" ручками вправо: вначале нож, на его лезвие вилку рожками вверх, затем ложку углублением вверх;
б) справа параллельно кромке стола - нож и ложку ручкой вправо, а вилку между ними ручкой влево;
в) за закусочными тарелками - вилку ручкой влево, за ней нож ручкой вправо. В этом случае посуда из стекла размещается за ножами. (слайд №14).

Бумажные салфетки ставят в салфетницах, а полотняные кладут на тарелку.
Все мы привыкли к этому маленькому, но столь необходимому предмету сервировки. А история салфетки началась с фигового листа. 3500 лет назад листьями этого дерева рабы вытирали губы своим хозяевам после еды.
Позже появились салфетки из асбестового волокна, для очистки после применения их бросали в огонь. Позже появились полотняные салфетки, украшенные вышивкой с инициалами хозяев. (слайд 15)
V. Физкультминутка.
«Для начала мы с тобой».
- Учащиеся под словесное сопровождение учителя повторяют упражнения.

Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны.
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.

Практическая работа.

Практикум в складывании салфетки – «Сдвоенный конус». (слайд №16, 17).
Перед вами лежат полотняные салфетки. Вам необходимо используя инструкционную карту сложить салфетку «Сдвоенный конус».
Инструкционная карта
1. - Верхний слой левого нижнего угла перекиньте направо;
2. - Правую половину образовавшегося треугольника сложите налево;
3. - Повторите движение, показанное на рисунках 1 и 2, но в другую сторону:
нижний правый угол пойдет налево;
4. - Вновь отогните правую половину треугольника налево;
5. - Поставьте салфетку, не подгибая краев.

Учитель контролирует правильность складывания салфеток, оказывает помощь.

VII. Закрепление новых знаний и умений
Микрофон.
- Закончите предложения:
Сервировка начинается
Набор посуды должен быть
Необходимый штрих к сервировке

Демонстрация полезных советов (слайд № 18)

Мини-практикум. Метод «Аквариум»
Приглашаются 4 учащихся: два официанта и два клиента.
Задание: Сервировка десертного стола на 2 персоны, правильно разместив столовые приборы.
Остальные учащиеся следят, исправляют ошибки.

VIII. Итоги урока
- С какой темой познакомились на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
- Какие предметы необходимы при сервировке стола?

IX. Домашнее задание.
Самостоятельно изучить другие варианты складывания салфеток.














15