Конспект урока по истории на тему Походы Святослава (6 класс)


Автор: Радионова Валерия Валерьевна
МБОУ СШ № 49, г. Ульяновск
Учитель истории, обществознанияТема урока: «Походы Святослава»
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок с элементами самостоятельной работы учащихся
Цель: сформировать представления у учащихся о деятельности первых киевских князей (Олега, Игоря, Ольги, Святослава).
Ожидаемые результаты: На уроке учащиеся смогут:
Образовательные:
сформировать представление о жизни древних славян;
выявить причины, рассмотреть ход и итоги народных выступлений XVII века;
ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян;
выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;
изучить систему управления Древнерусским государством;
Развивающие:
развивать познавательные умения – умения доказывать, делать выводы;
развивать мыслительные навыки – анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
Воспитательные:
воспитывать уважение к историческому прошлому России;
сформировать у учащихся собственного отношения к изучаемому периоду.
Основные понятия:
Князь - Предводитель войска и правитель области в феодальной, удельной Руси.
Дружина - приближённые князя, а также княжеское войско.
Дань - подать с населения или налог, взимаемый победителем с побеждённого народа.
Основные даты:
962-972 – правление князя Святослава
972 г. – гибель Святослава.
Оборудование урока: Карта “Древнерусское государство в IX-XII вв.”; раздаточный материал
Литература: Сахаров А., Боханов А. История России. с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс. Часть 1, РС 2014г, 288стр.
Дополнительная литература:
Е.А. Гевуркова, В.И. Егорова, Л.И. Ларина История сборник заданий. М., ЭКСМО, 2009 г.
Россия. Иллюстрированная энциклопедия. Редактор-составитель к.и.н. Ю. А. Никифоров. М., ОЛМА МЕДИА ГРУПП, 2008 г.
План урока.
I. Оргмомент (2 мин.).
II. Проверка домашнего задания (8 мин.).
III. Изучение нового материала.(25 –30 мин).
Святослав — Александр Македонский Восточной Европы.
Укрепление Древнерусского государства. Походы на Восток.
Южное направление внешней политики:
Противостояние Византии
IV. Закрепление изученного материала. (4мин.).
V. Рефлексия (2мин.)
Ход урока.
I. Оргмомент (2 мин.) (Приветствие).
Добрый день, ребята. Сегодня мы продолжим изучение древнейшей истории нашей страны
II. Проверка домашнего задания (8 мин.).(фронтальный опрос)
1. Реши кроссворд.
1)Для охраны своих государств и складов купцы стали нанимать и вооружать специальных людей, которые объединялись в … (дружина)
2)Как называется объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани. (полюдье)
3) Как называют тех людей которым главным занятием стала торговля. (купцы)
4)Организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории. (государство)
5) Первый из династии Рюриковичих (Рюрик)
6)Кто в 882 году собрал большое войско и двинулся в поход на юг.( Олег)
7)Во главе дружины стоял военачальник. (князь)

Используя контурную карту, определите территорию, которую занимали племенные союзы восточных славян.
Поляне – Кривичи --
Дреговичи – Радимичи --
Полочане – Вятичи --
Словене -- Уличи и тиверцы --
Северяне -- Древляне --
Расставьте в последовательности этапы возникновения Древнерусского государства.
1.Начало неравенства.
2.Выделение знати.
3.Переходж к соседской общине.
4.Образование государства.
5. Захват земель, грабительские набеги.
6. Усовершенствование обработки земли.
7.Образование излишков.
8.Складывание частной собственности на землю.
9.Господство родовой общины.
III. Изучение нового материала.(30 –31 мин) (рассказ учителя + самостоятельная работа)
Укрепление древнерусского государства
Святослав — Александр Македонский Восточной Европы.
Укрепление Древнерусского государства. Походы на Восток.
Начиная с того времени, когда в962 г.,возмужав и встав во главе дружины, Святослав реально стал править государством, он принялся за дальнейшее расширение Руси. Ему удалось то, что не сумели сделать предшественники: он подчинил себе княжество вятичей, находившееся в междуречье Оки и Волги.
Продолжил он усилия Олега и Ольги по централизации власти. Олег посадил своих наместников лишь в городах по верховью Днепра — в Смоленске и Любече, а в остальных землях сидели местные князья, хотя и подчинявшиеся ему. Ольга направила управителей в пункты сбора дани. Теперь Святослав, уходя на войну, послал в наиболее важные земли Руси своих сыновей. Старшего сына Ярополка он оставлял в Киеве, второго сына — Олега отправил управлять древлянской землей, а младшего — Владимира послал с его дядей известным воеводой Добрыней управлять Новгородом.
Святослав был уже сложившимся предводителем дружины, смелым в бою, неприхотливым к тяготам воинской жизни. Вот как его описывает летописец: “И легко ходил в походах, как пардус (гепард), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах... и посылал в иные земли со словами:
Показать изображение Святослава: Его внешность "хорошо передал византийский историк: бритая по русскому обычаю голова с длинной прядью волос, свисающей вниз, золотая серьга с крупным рубином в левом ухе, мрачный взгляд, незатейливая скромная одежда, отличающаяся своей чистотой, высокое чувство собственного достоинства, веявшее от всей его фигуры.
Внешняя политика князя Святослава
Работа с таблицами по группам (3 группы по рядам):
Походы на Восток
Южное направление внешней политики
Противостояние Византии
Причины и цели походов, участники
Беседа: Ответьте на вопрос: «Почему Святослава считают Александром Македонским восточной Европы?»
(мнения детей)
Группы делятся по рядам.
Учитель: Летописцы пишут о том, что со стороны русичей было едва больше 10 000 воинов, в то время, как византийцы смогли собрать более 80 000 человек. Но князь Святослав Игоревич, вдохновляя свое войско собственной храбростью, одержал победу. Греки предложили мир и богатый выкуп. Однако в следующем году они опять развязали войну. Византийский флот блокировал устье Дуная, лишая войско Святослава возможности отступления, и по суши пошли навстречу врагу.
В 871 году после долгой осады греки сожгли Переяславец, уничтожив большую часть русской армии. Великий князь в это время находился в городе Доростоле. Там он узнал печальную новость, там и разыгралось решающее сражение между русскими и греками. После продолжительного сражения русская армия отступила в крепость. С суши ее окружила греческая пехота, с моря – греческие корабли. Так началась осада Доростоля, продолжавшаяся 2 месяца. За это время русское войско значительно сократилось. В решающей же битве греки оказались сильнее, и Святослав был вынужден покинуть Болгарию и возвратиться в Русь. По дороге назад русское войско подкараулили печенеги во главе с князем Кури, который и отрубил голову Святославу. Произошло это в 972 году.
IV. Закрепление изученного материала. (Тестовые задания)
Работа с текстом: прочитать текст и ответить на вопросы (индивидуальное задание)
ИCTOPИK Н. М. КАРАМЗИН О СВЯТОСЛАВЕ
Таким образом скончал жизнь сей Александр нашей древней Истории, который столь мужественно боролся и с врагами, и с бедствиями, был иногда побеждаем, но в самом несчастии изумлял победителя своим великодушием, равнялся суровою воинскою жизнью с Героями Песнопевца Гомера и, снося терпеливо свирепость непогод, труды изнурительные и всё ужасное для неги, показал Русским воинам, чем могут они во все времена одолевать неприятелей. Но... образец великих Полководцев не есть пример Государя великого, ибо он славу побед уважал более государственного блага и, характером своим пленяя воображение Стихотворца, заслуживает укоризну Историка.
Вопрос к документу: какие положительные и отрицательные черты Святослава отмечает историк?
V. Рефлексия
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
VI. Домашнее задание: (3 мин.)
§ 4, На выбор: подготовить сообщения о жизни и деятельности князя Святослава; на основании учебника составить хронологическую таблицу деятельности первых русских князей.