Работа с семьей. Подборка материалов


БЕСЕДЫ С РЕБЕНКОМ
Взрослым порой кажется, что мысли ребенка бродят странными и извилистыми тропинками. Родителям хочется направить ребенка на серьезные дела, побудить к размышлению , он может вдруг ответить односложно или изменить тему : ребенок увлечен игрой или чтением книги , спешит к товарищу или подружке , хочет спать или просто не в настроении разговаривать . И порой отцу или матери кажется , что их ребенок не в состоянии более вдумчиво взглянуть на мир , на жизнь , на себя , на свое поведение , что живет он только текущим моментом , занят исключительно собственными делами , своими удовольствиями , мало обращает внимания на ваши замечания , оценки , вопросы .
А потом неожиданно, в самый неподходящий момент ребенок выступает с утверждением или вопросами, которые могут родителей удивить и глубоко их волновать.
Как же часто у нас не хватает времени для беседы с нашими детьми! Всегда у нас какие-то дела, работа, обязанности. И очень часто нас нет дома как раз тогда , когда мы больше всего нужны нашим детям, когда они хотели бы поговорить с нами , поспорить , задать вопрос . А в то же время мы не раз спрашиваем ребенка :
Ну, как было на дне рождения у товарища?
Обыкновенно, нормально, ничего не случилось.
Или:
Что слышно в школе?
Ничего особенного.
И только вечером или через неделю вдруг:
Знаешь, мама, на уроке родного языка учительница спрашивала нас , кто кем хотел бы стать . И Вася сказал , что будет выступать в цирке : ты дурачишься , а люди смеются .
И ты хотела бы быть клоуном?
Ведь это Вася сказал, а не я.
А почему ты не хочешь?
Потому что, если бы мне было грустно, например тогда, когда у меня случилось какое-нибудь горе , я не смогла бы смешить людей .
Недостаток времени мешает родителям беседовать часто со своими детьми. Но разве только в этом причина? Иногда препятствием служит отсутствие желания разговаривать, отсутствие настроения – у детей или родителей.
В условиях современной жизни дети и взрослые возвращаются домой чаще всего усталыми, утомленными избытком впечатлений, забот, нередко обилием трудных контактов с людьми.
Отец и мать порой беседуют с детьми долго и исчерпывающе, иногда гневно и ворчливо. Обычно считают, что в процессе общения только родители оказывают влияние на детей, давая им свои указания, замечания, сообщая информацию о мире, о нормах поведения и в целом о жизни.
Но ведь и родители учатся у детей, которые поддерживают контакты с другими людьми, бывают в среде, отличающейся от семейной. Возвращаясь домой с запасом впечатлений, многие дети рассказывают о них в семье, являясь как бы посредниками между родителями и миром своих наблюдений. Дети играют роль

посредника различными способами, но в зависимости от своего возраста, уровня развития и индивидуальных черт.
ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ – поощрять, вызывать у детей желание высказываться, доверять своим близким. В каждой ситуации, пережитой вместе с ребенком, углубляется и обогащается педагогический опыт родителей.
Беседы с ребенком создают благоприятные условия для изучения ребенка, впрочем, для детей беседы с отцом и матерью также являются источником познания своих родителей. Благодаря беседам он узнает их позиции ,убеждения , желания , мечты , запросы , требования и т. д.
Негативную позицию в отношении родительских советов часто занимают подростки. По многим вопросам у них уже есть собственное мнение, безусловно не всегда правильное и не всегда достаточно продуманное. Однако молодые люди умеют высказать свое мнение и весьма неохотно выслушивают родительские «проповеди».
Родители довольно часто переоценивают роль многословия и воспитания. Дети привыкают к обилию слов, советов, запретов, не всегда в дальнейшем реализуемых, поэтому чаще всего не имеющих на них особого влияния .
К сожалению, довольно часто родители, которые не умеют выслушивать своего ребенка.
Надо терпеливо, спокойно выслушивать ребенка, не прерывая своими репликами.
Взрослый человек должен быть не «хозяином», главой, который все знает и всегда прав, а товарищем, который вместе с ребенком ищет истину и отличается от ребенка только тем , что более зрел и опытен .
Принципиальное различие между родителями и детьми состоит в том, что каждый из них проходит другой отрезок этого пути: взрослый уже прошел какую-то часть, а ребенок находится еще в начале дороги, у истоков своих поисков и открытий, своего развития.
Всегда ли можно рассчитывать на искренние высказывания детей о своих убеждениях и взглядах? Искренность зависит от атмосферы, царящей в доме. Если ваш ребенок доверяет родителям , знает , что они не относятся к нему с предубеждением , и может рассчитывать на их помощь в трудных ситуациях , его рассказ будет искренним .
Обычно нежелание ребенка признаться в своих плохих поступках, его попытка утаить, обмануть и даже убедить в том, что ничего особенного он не сделал , воспринимаются взрослыми резко отрицательно . Однако задумайтесь : всегда ли легко даже взрослому признаться в совершенном им неправильном поступке ? Легкость признания своей вины иногда характеризует очень смелых детей, а иногда таких, у которых чувство вины развито очень слабо.
Характер и ход бесед с родителями у детей раннего возраста совсем иные, чем у детей среднего и тем более старшего возраста.
Маленький ребенок разговаривает с близкими ему людьми очень охотно, искренне, его не стесняют критические замечания в его адрес. Малолетний ребенок мало что может рассказать о себе , поскольку сам почти ничего не знает о своих переживаниях .



Ребенок постарше, в дошкольном и младшем школьном возрасте, располагает довольно богатым запасом слов и умением выразить свою мысль, он добился уже определенного прогресса в области самопознания .
Родители ребенка младшего школьного возраста должны использовать любые возможности для частого духовного общения с ним. Обратите внимание, это очень серьезный вопрос!
Подросток проводит много времени вне дома, приобретая разнообразный опыт, о котором отец и мать ничего не знают. Они могут узнать из рассказа ребенка. Особое значение в этот период приобретают общественные переживания детей.
Не зная этих переживаний, родители не могут помочь подростку, оказать на него своевременное влияние, предупредить нежелательные, а иногда и опасные поступки .
Беседа с ребенком младшего школьного возраста иногда вызывает затруднения .
нужно определить момент, когда у ребенка подходящее настроение и он хочет поговорить
очень важно не затягивать беседу и продолжать ее только в том случае, когда ребенок сам этого хочет.
не следует требовать от ребенка младшего возраста углубленного анализа мотивации собственных поступков, на это он еще не способен. Вопросы : «почему ты так сделал ?» , «О чем ты думал , поступая так?» - остаются без ответа .
Больше всего может о себе рассказать подросток. Однако подростки чаще всего неохотно разговаривают с родителями о своих переживаниях. Гораздо охотнее они откровенничают с ровесниками.
В период подросткового возраста своего ребенка родителям особенно важно быть его товарищами в поисках жизненного пути, а не пытаться навязывать готовые модели, давать рецепты (в определенной степени уже устаревшие ). Отцу и матери надо уметь вести диалог , выслушивать высказывания без немедленной реакции .
Беседы родителей с подрастающими детьми являются ценным источником знакомства с их взглядами, убеждениями и позициями, интересами, желаниями и мечтами.
Беседы желательно проводить с детьми любого возраста : и тогда, когда ваш ребенок еще малыш и рассказывает вам о кукле или медвежонке, и тогда , когда 11-летний подросток передает подробности футбольной игры , и тогда, когда 17-летний юноша немногословно рассказывает вам о понравившейся ему девушке .
Время, потраченное на беседу с ребенком, никогда не будет потерянным. Необходимо ежедневно находить хотя бы немного времени, чтобы выслушать своего ребенка, помочь ему разобраться в сомнениях и возникших проблемах.
РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ СТРЕМИТЬСЯ СОЗДАТЬ ТАКОЙ СЕМЕЙНЫЙ КЛИМАТ , В КОТОРОМ БЫ ЦАРИЛИ ДОВЕРИЕ И ИСКРЕННОСТЬ , УСЛОВИЯ ДЛЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЕДАТЬ О СВОИХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ .




























15