Применение интерактивных методов оценивания знаний на уроках информатики


Применение интерактивных методов оценивания знаний на уроках информатикиПопова Елена Петровна, учитель информатики ГБОУ средней общеобразовательной школы № 141 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
В соответствии с профессиональным стандартом педагога и переходом на ФГОС в основной школе встала необходимость применять новые формы оценивания знаний учащихся не только учителем, но и учащимся.
Сегодня совершенно очевидно, что одной из важнейших проблем современной школы является недостаточный уровень владения компьютерными технологиями педагогами, которые обязаны не отставать от технического прогресса. Значит делаем вывод - необходимо уверенно и массово внедрять в разные фрагменты урока ИКТ-составляющую, где могут быть использованы компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны. Но при этом нужно соблюдать умеренность. 
Одномоментно отказаться от общепризнанных способов оценивания - отметочного и самооценки – в старших классах пока не получается, т.к. учащиеся привыкли и знают на основе оценки учителя какой уровень знаний они демонстрируют и насколько серьёзно необходимо потрудиться, чтобы улучшить оценку и, соответственно, знания. Поэтому мы решили переход осуществлять постепенно и обратили внимание на интерактивную форму оценивания работ и ответов учащихся их одноклассниками, т.е. взаимооценивание.
Поиски новых форм оценки ответов привели нас к эксперименту с интерактивной формой на примере on-line программы Plickers.
Plickers – это приложение, позволяющее мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики. Работает оно с применением QR-кодов, более привычных нам в рекламе, магазинах. Plickers используется учителем на планшете или смартфоне в связке с компьютером, обеспеченным выходом в Интернет. 
При подготовке к использованию этой программы мы зарегистрировались на сайте, ввели список класса и присвоили номера учащимся. Затем распечатали комплекты карточек QR-кодов, в которых были зашифрованы номер ученика в классе и 4 варианта оценок или ответов на вопрос задания, и раздали их учащимся. На планшет (можно на смартфон) учителя установили программу, которая камерой планшета или смартфона считывает ответы с поднятых карточек и выводит на экран через проектор графическое отображение обработанной на сайте информации. Необычно? Да. Информативно? Да. Учащимся понравился такой способ работы ещё и потому, что оценка, которую они ставят, обезличена. Видно количество выставленных оценок, но кто что поставил не показывается. Есть особенность этой программы. Она в том, что если учащиеся не видят конкретики, то учитель всё видит и всё знает. Именно на этом принципе строится оценка уровня усвоения материала методом тестирования. Знакомые и ставшие уже привычными тесты позволяют быстро проверить насколько усвоен материал урока. Вот таким образом мы завершаем уроки после насыщенной теоретической части.
Закончится учебный год, и мы будем подводить итоги эксперимента, проводить сравнительный анализ, но и сейчас уже видно, что такой способ оценивания, как один из альтернативных, успешно себя зарекомендовал. Учащиеся других классов приходят с просьбами ввести и в их классах тестирование и взаимооценивание с помощью on-line сервиса Plickers.
Когда процесс оценки отходит от стандартного, и учитель активно использует web-технологии с интерактивом, то у учащихся, привычно проводящих много времени перед экранами своих гаджетов, возникает не только интерес к процессу, но и происходит стимуляция активности на уроке, а также, что самое важное, повышается степень усвоения материала.