Статья на тему Использование интерактивной системы голосования как средства оценки знаний обучающихся

Использование интерактивной системы голосования как средства оценки знаний обучающихся

Садовникова О.Ф.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №8» г. Братска

Одним из наиболее перспективных для использования в школе средств ИКТ являются беспроводные интерактивные системы опроса и голосования, которые используется в учебных заведениях России и мира.
Информационно-коммуникативные технологии в сфере образования – это целый набор компьютерных и мультимедийных средств, которые помогают сделать учебный процесс более эффективным и интересным для учащихся. Современные ученики готовы к использованию интерактивных средств на уроках по самым разным учебным дисциплинам.
Система голосования TRIUMPH BOARD - это интерактивная система обучения, предназначенная для организации тестирования и голосования. Это мобильный комплект, включающий в себя набор пультов для опроса учеников, пульт преподавателя, приемник сигнала и программное обеспечение, устанавливаемое на компьютере.
Это комплекс оборудования, позволяющий сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь».
Систематическое применение интерактивной доски
- позволяет оптимизировать процесс обучения;
- повышает мотивацию обучающихся к изучению предмета;
- способствует повышению качества знаний по предмету;
- позволяет обучающимся лучше понять материал;
- обеспечивает хороший темп урока;
- привлекает к активному участию на занятиях.
По словам Л.С. Выготского, школьник, использующий при запоминании вспомогательные средства, строит операции иначе, чем школьник, запоминающий непосредственно, потому что от ребенка, употребляющего знаки и другие операции, требуется не только память, но и умение создавать новые связи, новую структуру, богатое воображение, иногда хорошо развитое мышление.

Опросная система – это инструмент контроля знаний, который значительно экономит время учителя, а также позволяет мгновенно налаживать обратную связь с классом, проверить знания учеников, а кроме того удерживать их внимание в течение всего занятия, реализовывать игровые формы работы, и даже легко и быстро проверять у них домашнее задание.
Система опроса и голосования на уроке выполняет ряд функций, присущих средствам проверки и оценки результатов обучения:
информационная (учетно-контрольная): опросная система позволяет учителю постоянно фиксировать результаты обучения, оценивать успеваемость каждого ученика, а также прослеживать динамику его достижений;
диагностическая (контрольно-корректирующая): опросная система обеспечивает связь «ученик-учитель» и помогает педагогу корректировать методику обучения в соответствии с потребностями класса;
мотивационная (воспитательная): опросная система стимулирует активность учащихся, так как, во-первых, она позволяет в течение урока несколько раз опрашивать каждого ученика, а во-вторых, является оригинальным, привлекательным и современным устройством, которым представителям цифрового поколения пользоваться легко и интересно.
аттестационная: опросная система позволяет охарактеризовать уровень обученности каждого школьника и является удобным инструментом для аттестации учителя;
обучающая: опросная система помогает акцентировать внимание учащихся на главных идеях курса, указать на типичные ошибки, что способствует закреплению и углублению знаний учащихся.
Система опроса эффективно используется во время проведения занятий, семинаров, голосований, образовательных игр, для организации тестирования, опроса, голосования.
Работая в классе, я использую чаще как инструмент для проведения тестирования с целью проверки уровня знаний на любом этапе урока. Процесс ее использования прост: учитель раздает пульты ученикам, демонстрирует им вопросы, на которые они отвечают, с помощью клавиш на пульте (выбирая вариант ответа или вводя его в виде текста), после чего система за считанные секунды автоматически проверяет и систематизирует результаты опроса, представляя их учителю в форме таблицы или гистограммы. В таком отчете, отображенном на интерактивной доске, проекционном экране или мониторе компьютера, учитель видит, как на тот или иной вопрос ответил каждый ученик, какие варианты ответа предпочли большинство присутствующих в классе, сколько всего правильных и неправильных ответов.
Что касается подготовки вопросов для теста, учитель может воспользоваться программным обеспечением опросной системы, а также – загрузить презентацию в приложении Microsoft PowerPoint и начать тестирование. При этом ученики могут видеть вопросы н
·е только на бумажных носителях, но и на проекционном экране.
Рассмотрим подробнее основные возможности системы опроса.
поддерживает 5 режимов тестирования. Каждый режим имеет свои особенности. Остановимся подробнее на двух из них.
Оценка - используется для оценивания понимания учащимися материала курса или для контроля работы в ходе занятий. Этот режим обладает следующими свойствами:
Всегда включен таймер для ответа на вопрос, по истечению которого происходит переход переключение к следующему вопросу
Нет возможности посмотреть, как отвечали ученики
Есть возможность посмотреть, кто еще не ответил на вопрос
Есть возможность выставления оценки за проведенное тестирование
Система записывает результаты в процессе оценки знаний для последующего анализа (чаще использую, когда провожу контроль над усвоением темы). Режим «Оценка» предусматривает возможность выставления количественного результата за тестирование в виде оценки или количества баллов. Учитель сам может поставить оценку или может использовать автоматическое выставление оценки.
Общая сводка содержит информацию об участниках, количество правильных, неправильных ответов, количество набранных баллов, оценку.
На панели инструментов в окне данного отчета представлены следующие действия:
Сводная таблица – окно показывает статистику ответов всей группы на все вопросы. В верхней части окна представлена таблица верных и неверных ответов группы. Верные ответы закрашены зеленым цветом, неверные – красным. В нижней части окна – таблица всех вопросов и их варианты ответов
Разбор вопросов – показывает статистику для всех участников тестирования по каждому вопросу. В верхней части окна представлена таблица данных ответов на выбранный вопрос т количество времени, затраченное каждым учеником на ответ. В нижней части окна – таблица всех вопросов и их варианты ответов.

Индивидуальная статистика – показывает таблицу ответов для выбранного ученика

Опрос - используется при проведении работы по заранее подготовленному вопроснику, позволяет узнать соотношение мнений и голосов по какой-либо теме, используется как для сбора информации, так и для проведения обучения в интерактивном режиме. Например, учитель объясняет новую тему и сразу задает вопрос, ученики отвечают с пульта на вопрос. Учитель может показывать классу, как ученики отвечают, давать комментарий, показывать правильный ответ и объяснять - почему он правильный. Свойства режима:
Таймер выключен
Ответ можно дать любой
Есть возможность посмотреть статистику
Переход к другому вопросу только по команде руководителя опроса
Не требует регистрации участников.
Данная система является хорошей подготовкой к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку.
Отчеты, формируемые системой голосования по каждому классу или отдельному ученику, помогают мне контролировать уровень знаний всего класса и отследить проблемные области. Система позволяет учителю быстро и удобно проверить знания учащихся и разнообразить учебный процесс игровыми элементами, повышая тем самым активность школьников на уроке, их мотивацию, а следовательно, и качество их знаний.
Таким образом, использование интерактивной доски на уроках позволяет сочетать проверенные методы и  приемы работы на обычной доске с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Визуальная насыщенность учебного материала  делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. Наглядность – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся.
Интерактивная доска – это всего лишь средство, которое становится помощником для учителя. Умелое ее использование позволяет учащимся стать талантливее, самостоятельнее, активнее, а главное творчески мыслящими.



Литература:
Морева, Н. А. Современная технология учебного занятия / Н. А. Морева. – М.: Просвещение, 2007. – 156 с.
Ваисова, Л. М. Информационные технологии в проектной деятельности по истории и обществознанию / Л. М. Ваисова // Преподавание истории в школе. – 2007. - № 5. – С. 17 – 21.
Васильева, О. П. Применение информационных технологий в учебно - воспитательном процессе / О. П. Васильева // Классный руководитель. – 2008. - № 5. – С. 115 – 120.
Твердынин, Н. М. Привлечение Интернет – технологий в образование: плюсы и минусы / Н. М. Твердынин, А. Г. Черемисин // Социально-гуманитарные знания. – 2008. - № 3. – С. 281 – 289.
Шехтман, А. Интерактивные доски: теория и практика: [сенсорный экран в школьном классе] / А. Шехтман, С. Кузнецов // Мир ПК. – 2007. - № 9. – С. 124 – 128.

15