Система профориентационной работы с учащимися в условиях СКОУ VIII вида.

Министерство образования и науки РБ
ГКОУ «Кабанская СКОШИ VIII вида»






Система профориентационной работы
с учащимися в условиях СКОУ VIII вида.






Воспитатель: Голубева Е.Ю.




пгт. Селенгинск
2013г.
Профориентация учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение возможности получения трудовой подготовки. Большинству выпускников возможность трудоустройства в сфере материального производства обеспечивает только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития.
Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.
Главные задачи, стоящие в настоящее время перед нашей школой и другими специальными коррекционными школами VIII вида:
1. формирование интеллектуальных умений в труде; 2. коррекция и развитие целенаправленных двигательных навыков; 3. обучение навыкам самообслуживания и самообеспечения в быту;
Для детей с отклонениями в развитии выбор профессии суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в школе является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей.
Таким образом, в системе коррекционного обучения умственно отсталых школьников четко выявились противоречия между:
- сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство; - возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям профессиями; - ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с умственной отсталостью, и еще меньшим их количеством, по которым можно проводить профессионально-трудовую подготовку учащихся коррекционных школ VIII вида.
Все обозначенные противоречия затрудняют детям с отклонениями в умственном развитии быть конкурентоспособными на рынке труда, к ним предъявляются те же требования, что и к их нормально развивающимся сверстникам, выпускникам общеобразовательных школ. Поэтому таким детям нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

Для повышения эффективности профориентационной работы важно соблюдать следующие принципы:
Систематичность и преемственность;
Связь профориентации с жизнью;
Взаимосвязь школы и семьи;
Сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;
Дифференцированный подход к учащимся.
Направления работы по профориентации:
Профессиональное просвещение;
Профессиональное воспитание;
Профессиональная активизация (развитие интересов и склонностей в различных видах деятельности);
Профессиональная психодиагностика;
Профессиональная консультация.
Профпросвещение должно рассматриваться как обязательная часть образовательного минимума.

Знания, которыми должен владеть ученик для правильного выбора профессии – это о мире профессий, человека о самом себе, правил выбора профессий, ситуации на рынке труда, системы профессионального образования.

Профвоспитание – одно из важнейших направлений профориентационной работы и включает в себя следующие задачи:
Формирование ценности честного труда.
Готовность своим трудом приносить пользу обществу.
Положительное отношение к различным видам труда.

Развитые интересы и склонности являются базой, на которой формируется сильная устойчивая мотивация выбора профессии (интерес к содержанию и процессу труда).

Профессиональную психодиагностику проводит педагог психолог.

Профконсультирование проводит педагог работающих в 8-9 классах.
Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду.

На данном этапе можно выделить следующие этапы самоопределения учащихся:
Пропедевтический (начальная школа).
Поисково-зондирующий (5-7 классы).
Развитие проф. самосознания и уточнение социально-профессионального статуса (8-9 кл.).

Работа с младшими школьниками. Основная задача- воспитание у детей общей трудовой направленности, раскрытие важности труда, его значения в жизни человека и общества.

Работа в средних классах. Продолжается работа по формированию положительного отношения ко всем видам труда. Знакомство с возможно более широким кругом ведущих профессий. Внимание учителя должно быть направлено на изучение интересов подростков, их расширение и углубление. Выявляя их интересы и склонности, педагог должен давать советы о целесообразности выбора факультатива, кружка, секции.

Сегодняшний выпускник должен быть востребованным на рынке труда, компетентным в профессиональном плане, адекватно оценивать свои личные качества. Для этого необходимо формировать профессиональные качества с раннего школьного возраста, за долго до момента выпуска его из стен школы. Правильно сделанный подростком выбор - это начало пути к успеху, самореализации, психологическому и материальному благополучию. Только учитывая особенности интересов и увлечений каждого воспитанника, уделяя большое внимание индивидуальной работе, не забывая особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью, при этом всегда имея в виду трудности, с которыми встречаются дети при вхождении во взрослую жизнь можно получить эффективные результаты при проведении работы по профессиональному самоопределению.

Образовательно-адаптационная и реабилитационная среда школ VIII вида должна, по возможности, компенсировать ограничения подростка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.












ђ Заголовок 315