Программа работы волонтерского отряда


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Токаревская средняя общеобразовательная школа № 1

«Утверждаю»
Директор школы________С.В.Шиповская


Программа
работы волонтёрского отряда
"Мы – за здоровый образ жизни ",
на 2014 – 2019 г.г.













I. Пояснительная записка
Изменения, происходящие в политической, экономической и социальной сферах общества, обусловливают новые требования к организации воспитательного процесса в рамках средней школы. Не секрет, что жизнь ежедневно предлагает взрослым и подросткам множество соблазнов. В таких условиях школьнику трудно, но необходимо сделать правильный выбор для становления положительной Я-концепции и сохранения собственного здоровья. Согласно важнейшим законодательным документам Министерства образования в области обучения, воспитания и развития детей в нашей стране важнейшей проблемой воспитания является то, что нравственные представления детей зачастую не определены, что и приводит к асоциальному поведению подростков. Школа же должна растить настоящих патриотов, преданных своей Родине и ее правительству, занимающих активную жизненную позицию, готовых к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Следственно, с целью предотвращения асоциального поведения учащихся школа вкупе с другими учреждениями и организациями, а также родителями детей призвана усилить сопротивляемость личности ребенка негативным влияниям среды. Здесь, в первую очередь, необходимо приучить подростков уметь противостоять предложениям сверстников и прочих людей к употреблению алкоголя, наркотиков, сигарет. То есть каждый школьник должен уметь заменить данные отрицательные желания, если таковые имеются, на желание общаться с позитивными людьми, стремление понимать окружающих, радоваться жизни, уважать старших и считаться с чужим мнением.
Но для того, чтобы всего этого достичь, нужно иметь хорошее здоровье как основной критерий благополучия человека. К сожалению, общие наблюдения за подростками показывают, что в молодёжной среде потребность вести здоровый образ жизни не является приоритетной. Школьники приучаются к курению, алкоголизму и наркотикам, растёт число заболеваний социального характера. Это объясняется рядом причин: в семье не сформированы традиции ведения здорового образа жизни, сказывается влияние рекламы, фильмов негативного характера, желание быстрее повзрослеть и подражать кумирам, распущенность, а также безответственное отношение к самому себе как личности.
В школах перед психологами и социальными педагогами уже давно встал вопрос: как вести пропаганду здорового образа жизни, чтобы сами дети и подростки осознали важность его сохранения, поддержания и укрепления? Как научить детей преодолевать неуверенность в себе и подарить возможность решать любые проблемы? Для этого необходимо предоставить ребятам свободу выбора, воспитывая уверенность в себе и желание изменить мир к лучшему. На добровольной основе учащиеся нашей школы создали волонтерский отряд, который существует уже десятый год. Первоначальное название объединения – «Факел», с ноября 2013 года – «Мы – за здоровый образ жизни». Изменение названия волонтерского отряда было обусловлено реструктуризацией детской организации, составной частью которой он является. С начала 2013 учебного года объединение «Мы – за здоровый образ жизни» стало действовать в рамках школьной детской организации «Мы и будущее» (ранее – «Город Мастеров»). То есть работа по ведению здорового образа жизни учащимися «красной нитью» пронизывает в настоящее время всю деятельность детского коллектива школы. В волонтерском отряде за прошедший год количество документально зафиксированных волонтеров увеличилось с 42 до 48. В это число входят ребята 7-11 классов. Реально же количество учащихся, принимающих непосредственное участие в волонтерской работе, гораздо больше.
У отряда имеется собственная атрибутика, тесно переплетающаяся с атрибутикой детской организации «Мы и будущее», в состав которой он входит, ставшей для волонтерского отряда материнской (см. Приложение).
Отличительный знак волонтерского отряда «Мы – за здоровый образ жизни» - сердце, заключенное в ладонях. Является олицетворением девиза объединения, который звучит как «Сердце отдаем людям».
Флаг объединения представляет собой прямоугольное полотнище синего цвета с изображением отличительного знака волонтерского отряда «Мы – за здоровый образ жизни».
Синий цвет полотнища флага означает чистоту и безупречность помыслов членов организации, их верность и преданность школьным традициям, благополучие сообщества ребят.
Особое место в работе по формированию ЗОЖ занимает систематическое взаимодействие с классными коллективами или группами учащихся. С этой целью в школе действует своеобразная «Презумпция здоровья», смысл которой заключается в партнерстве, работе, единстве, знании, уважении, мобильности, постоянстве, ценности, искренности.
II. Цель работы волонтерского отряда «Мы – за здоровый образ жизни» –
оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей, внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать мир ярче и светлее, вводить новые формы организации занятости детей для развития их самостоятельности и творчества, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
III. Основными задачами, которые предстоит решить, являются:
- пропаганда здорового образа жизни
- формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров
- внедрение шефства как средства распространения волонтерского движения
- создание условий, позволяющих ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголя, курения, наркомании
- профилактика болезней учащихся и отклонений в поведении школьников от норм ЗОЖ;
- формирование у педагогов школы мотивации к работе по профилактическим  программам
- снижение количества «неблагополучных» учащихся
- создание механизма работы школы с окружающим социумом
- пропаганда ЗОЖ и повышение уровня культуры и здоровья участников педагогического процесса;
- оказание помощи педагогам, специалистам школьных служб (медикам, психологу, социальному педагогу) в обеспечении профилактики безопасного поведения.
IV. Возраст участников программы
Членами волонтерского отряда могут быть учащиеся 7 – 11 классов, то есть дети 12- 17 лет.
V. Используемые модули
Наша школа решает проблему пропаганды здорового образа жизни, профилактики возникновения вредных зависимостей всеми доступными способами с помощью различных модулей:
Информационный модуль
Беседы со специалистами.
Групповые занятия волонтеров для учащихся.
Изготовление плакатов, видео.
Выпуск газеты.
Оформление информационного стенда.
Акции волонтеров.
Листовки.
Игры.
Викторины.
Тренинговый модуль
Обучающие занятия с волонтерами.
Мини-тренинги для учащихся.
Интерактивные игры.
Альтернативный модуль
КВНы.
Игры, конкурсы.
Встречи со спортсменами.
Неделя “Только здоровые привычки”.
Спортивные мероприятия.
6. Фотоконкурсы.
Невозможно заставить человека быть здоровым и в гармонии с самим собой, если он этого не хочет. Но помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и научить справляться с возникшими трудностями – обязанность каждого волонтера.
Для того, чтобы работа волонтера была успешной, каждому из детей необходимо умение сотрудничать, проявлять инициативу, получать и передавать информацию. Но как научить этому школьников? В МБОУ СОШ № 1 с данной целью проводятся обучающие и тренинговые занятия для волонтеров, учеба и сборы. Знания и умения передаются на днях профилактики, выступлениях на сцене, в ролевых и активных играх и других мероприятиях на практике от более к менее опытным волонтерам, по принципу «равный - равному», то есть «дети для детей». Таким образом, ребята из равнодушных превращаются в деятельных и заинтересованных, становятся более уверенными и вызывающими эмпатию окружающих. То есть, происходит подготовка школьников к будущей жизни. В дальнейшем они сами смогут оказывать положительное влияние на людей, занимать лидерские позиции, проявлять толерантность и уважение к окружающим. Это приносит огромный положительный результат:
Во-первых, при получении информации извне на основе соответствующей подготовки и психологического сопровождения, у волонтеров развиваются позитивные личностные качества.
Во-вторых, приобретаются умения работать в команде, разрешать конфликты, включаться в различного рода проекты, нести ответственность при организации волонтерской деятельности (подготовка выступлений, проведение акций, участие в конкурсах, проведение социологических опросов, анкетирования, Дней профилактики, профилактических и тренинговых занятий, театрализованных конкурсов и профилактических сказок для младших, агитационных выступлений, интерактивных игр, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету).
В-третьих, ребятам легче передавать информацию своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, «дети для детей». Все это будет способствовать формированию социальной компетентности ребят.
VI. Условиями для организации волонтерского движения являются:
Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).
Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, и т.п.). В дальнейшем найдет место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий. И, конечно исходя из направлений деятельности, участие в диспутах, праздниках, встречах, соревнованиях.
VII. Основные принципы деятельности волонтеров, с которыми ознакомлены все члены объединения:
Твори добро, это – самое главное, что присуще человеку.
Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, окружи его вниманием и окажи необходимую помощь.
Раскрой свои возможности в любой деятельности, полезной для окружающих и самого себя.
Сохраняй и укрепляй свое здоровье, помни, что оно нужно не только тебе, но и окружающим людям.
Оценивай всех не по словам, а по реальным делам и поступкам.
Анализируй произошедшее, делай соответствующие выводы по устранению недочетов в ранее проделанной работе. Помни: все в мире взаимосвязано, и потому стремись давать людям то, что хотел бы получить и сам.
На одном из заседаний волонтерского отряда ребята сформулировали Правила деятельности волонтера, исходящие из девиза «Сердце отдаем людям».
Наше кредо – сердце «отдавать» людям
(быть волонтерами)
В – всегда проявлять внимание к здоровью и проблемам окружающих
О – оставаться инициативными, действующими, творческими
Л – любить и уважать мнение других
О – обещать и выполнять, критиковать и предлагать что-то новое
Н - не умеем – научиться и помочь не справляющемуся с делом товарищу
Т – терпение и толерантность должны быть нашими отличительными чертами
Е – если поставили цель, быть настойчивыми в ее достижении
Р – разумно вести себя: наш образ жизни – пример для подражания..
Свое нравственное кредо школьники-волонтеры 11 классов представили с помощью стихотворных строк:
Для того, чтоб быть здоровым, ты запомни навсегда:
Хотим, чтобы было модным – быть здоровым и свободным (свободным от вредных привычек и зависимостей).
Кто повторяет и обучается, у того всегда и все получается (проведение различного вида тренингов).
Знаем сами мы и малышей научим, как укреплять здоровье лучше! (проведение профилактической работы в начальной школе).
Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения, алкоголизма, наркомании и СПИДа)
Докажем мы на самом деле: здоровый дух – в здоровом теле! Участие в районных конкурсах по пропаганде ЗОЖ.
Нужно помнить: сначала планируем, дальше – работа, поздней – результат (проведение итоговых занятий различной тематики).
Опасных соблазнов подальше держись - веди интересную, здоровую жизнь! Выбирай ответ: “нет” или “да”, помни, что выбор есть всегда!
VIII. Нормативно-правовое обеспечение:

Деятельность волонтёрской объединения «Мы – за здоровый образ жизни» была спланирована на основе методических материалов по развитию волонтёрского движения. Изученные рекомендации были учтены при составлении плана работы волонтёрского отряда по пропаганде здорового образа жизни. Вся деятельность в
·олонтёров регламентируется Уставом организации, в котором отображены критерии отбора волонтёров и раскрыты задачи их работы.

IX. Кадровое обеспечение
Заместители директоров школы по ВР и УВР.
Старшая вожатая.
Социальный педагог.
Руководитель волонтерского отряда(Руководителем волонтёрского отряда является избираемый школьниками председатель организации, который принимает участие в обучающих занятиях для волонтёров, помогает в разработке занятий, присутствует на тренингах).
Школьный психолог.
Классные руководители.
Педагоги дополнительного образования.
Школьный библиотекарь
X. Условия для организации волонтерского движения
Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).
Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, и т.п.). В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий. И, конечно, исходя из направлений деятельности, участие в диспутах, праздниках и других проводимых мероприятиях.
XI. Этапы реализации программы
Выполнение программы рассчитано на 5 лет и предполагает три этапа реализации:
I этап 2014 год – подготовительный

Была сформирована команда волонтёров из учащихся 12-17 лет, проводились обучающие семинары и занятия для начинающих волонтёров, где они получили первоначальную организационную и методическую подготовку. На этом этапе были разработаны профилактические занятия по различным проблемам ЗОЖ: курению, алкоголю, наркомании.

II этап 2015-2018 год – основной – продолжение апробирования полученных знаний на практике (проведение тренинговых занятий и семинаров)

Из обученных волонтёров формируются тренерские пары, и разрабатывается график дальнейшей работы. Тренинги проводятся с периодичностью 1 раз в 2-4 недели, что позволяет достичь не только повышения уровня информированности, но и способствует формированию навыков безопасного поведения. Тренинги направлены на отработку тренерских навыков и лидерских качеств, механизма работы с равной аудиторией. Участники тренингов имеют право при желании присоединиться к волонтёрскому движению, обучиться и работать в качестве равного тренера.

III этап – 2019 год – заключительный
планируется подведение итогов работы, анализ волонтёрского движения, оценка его эффективности, награждение лучших волонтёров, перспективы дальнейшего развития волонтерского движения в МБОУ ТСШ № 1.
.
XII. Критерии оценки деятельности.

В результате проведения занятий по пропаганде здорового образа жизни в рамках деятельности волонтёров стало ясно, что детям интересно и полезно общаться с ребятами, которые незначительно старше самих воспитанников, так как информация в данном случае распространяется по принципу «ровесник-ровеснику», и этот опыт полезен для волонтеров с точки зрения обучения тренерским (тьюторским ) навыкам.
Методы профилактики социально опасного поведения среди детей и подростков посредством обучения и просвещения, а также привлечения к здоровому образу жизни вполне могут быть реализованы волонтерами в дальнейшей их деятельности.
XIII. Ожидаемые результаты:
Основным результатом работы является формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности:
- овладение ребят знаниями о ЗОЖ и умением аргументированно отстаивать свою позицию, формированием здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к наркомании, курению, алкоголизму;
- увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение    альтернативных мероприятий;
- привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете.
- создание детского и родительского волонтерского движения внутри школы и за ее пределами, умения общаться с учащимися и взрослыми, владения нормами и правилами уважительного отношения к окружающим
- формирование самостоятельности детей, их уверенного поведения, осознанного и твердого умения сказать «Нет – пагубным привычкам!»

- создание среды для конструктивного общения в подростковой среде и со взрослыми
- участие в акциях по здоровому образу жизни, организуемых на школьном, районном, региональном и всероссийском уровнях.
XIV. ВЫВОДЫ:
1. Всего занятиями по организации волонтерской деятельности было охвачено более 200 человек.
 2.    Деятельность волонтерского отряда «Мы – за здоровый образ жизни» была признана успешной самими ребятами, что видно из результатов приведенного ниже анкетирования. Большая часть респондентов (90 % юношей и 81 % девушек) «проголосовали» за необходимость подобных встреч;
– большая часть респондентов (87 % юношей и 88 % девушек) признали, что встречи изменили их отношение к проблеме.
 3. Основой здорового образа жизни школьники стали считать отсутствие вредных привычек, а фактором, способствующим сохранению и укреплению здоровья – пример окружающих:
4. Организация работы волонтеров как вида сотрудничества продемонстрировала, что методы профилактики социально опасного поведения среди детей и подростков посредством обучения и просвещения, а также привлечения к здоровому образу жизни вполне могут быть реализованы волонтёрами в дальнейшей их жизни.
Из анализа деятельности волонтерской группы, опираясь на результаты анкетирования и учитывая отзывы самих учащихся, были составлены следующие рекомендации:

1. Развивать, расширять, совершенствовать работу волонтерского отряда «Мы – за здоровый образ жизни» и далее, как эффективного средства распространения знаний по ЗОЖ.
 2. Организовать обмен опытом со всеми заинтересованными структурами, объединениями и организациями, активнее привлекать их к работе школы по пропаганде здорового образа жизни.
 3. Развивать сотрудничество с другими учреждениями образования.
4. В организации работы по здоровому образу жизни обращать наибольшее внимание на психологические аспекты здоровья учащихся, а приоритетной формой работы считать использование наглядного примера.
5. Широко использовать интерактивные технологии при проведении здоровьесберегающих мероприятий.








ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Анкета по оценке результативности деятельности волонтерского отряда
Возраст ____ лет. Пол – женский – мужской
1.     Нужны ли подобные встречи?– да – нет – не знаю
2.    Изменили ли волонтерские занятия Ваше отношение к проблеме?            – да – нет – не знаю
3. Что для Вас означает здоровый образ жизни (ЗОЖ)?
– отсутствие вредных привычек – умение жить счастливо – физическая
культура – психическая культура – другое: _____________________________
4.     Что способствует ЗОЖ, на Ваш взгляд:
– реклама TV – информация в печатных изданиях  – пример окружающих – мода – материальные стимулы – другое: _____________________________
5.Удобны ли Вам подобные встречи во время мероприятий по ЗОЖ?
- да – нет – не знаю
6.Ваши предложения __________________________________________________________


Таблица 1 Распределение респондентов по ответам на первый вопрос («Нужны ли подобные встречи?»)
Ответы
Юноши
Девушки
Всего

Да




Нет




Не знаю




Всего




Таблица 2 Распределение респондентов по ответам на второй вопрос («Изменили ли волонтерские занятия Ваше отношение к проблеме?»)
Ответы
Юноши
Девушки
Всего

Да




Нет




Не знаю




Всего




Таблица 3 Распределение респондентов по ответам на третий вопрос («Что для Вас означает здоровый образ жизни (ЗОЖ)?»)
Ответы
Юноши
Девушки
Всего

Отсутствие вредных привычек
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%









Умение жить счастливо







Физическая культура







Психическая культура







Другое







Всего







Таблица 4 Распределение респондентов по ответам на четвертый вопрос («Что способствует ЗОЖ, на Ваш взгляд?») 
Ответы
Юноши
Девушки
Всего

Реклама TV
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%









Информация в печатных изданиях







Пример окружающих







Мода







Материальные стимулы







Другое







Всего








Таблица 5 Распределение респондентов по ответам на пятый вопрос («Удобны ли
Вам подобные встречи во время мероприятий по ЗОЖ?») 
Ответы
Юноши
Девушки
Всего

Да




Нет




Не знаю




Всего













Приложение 4

Отзыв
о работе волонтерского отряда
«Мы – за здоровый образ жизни»
МБОУ Токаревской СОШ №1
Сегодня в наших школах существует множество форм работы по формированию здорового образа жизни: классные часы, факультативы, спортивно-массовая работа, волонтерская деятельность.
Привычку быть здоровым не приобретешь только в игре, учебе или общении. Для этого необходимо прикладывать максимум усилий, прежде всего у самого человека должно быть желание быть здоровым .
В прошедшем 2015-2016 учебном году пропаганде здорового образа жизни уделялось особое внимание. И здесь хочется отметить работу волонтерской группы «Мы – за здоровый образ жизни». Участие в занятиях, проводимых членами волонтерского отряда, можно признать лучшим средством обучения, воспитания, развития и саморазвития ребят. Только когда начинаешь учить других, видишь ошибки со стороны и чувствуешь ответственность не только за свои слова, но и за свои дела, поведение, образ жизни.
Наиболее эффективными занятиями при пропаганде ЗОЖ были признаны дискуссии, ролевые игры, тренинги, «круглые» столы, которые позволили школьникам быть увереннее в себе и помогли понимать других».
Учащиеся работали как в период учебных занятий, так и в период каникул. Особое внимание уделялось таким проблемам, как борьба с алкоголем, наркотиками, курением. К проводимым мероприятиям привлекали учащихся из неблагополучных семей, сирот. Подростки приобретали навыки уверенного поведения, отстаивания и аргументирования своей точки зрения, осознанного твердого умения сказать «Нет – вредным привычкам!» Судя по всему, практика «равный-равному» хорошо прижилась у школьников. Об этом говорит и то, что число подростков, желающих стать волонтерами, попробовать свои силы в этом нелегком деле, стало больше. Сейчас учащиеся стремятся проводить свободное время с пользой, приобретая новые знания по ЗОЖ.
Последнее очень похвально: ведь привычка быть здоровым является основой нравственной чистоты, благополучия и счастья любого ребенка.
Хочется пожелать, чтобы волонтерское движение в нашей школе развивалось и дальше, принося большую пользу как самим волонтерам, так и тем, с кем они активно работают. Хочется отметить, что волонтерская работа не только не мешает волонтерам-школьникам учиться, но и дает им возможность заниматься творческой деятельностью, уже сейчас находя применение своим силам. Люди, которым нужны волонтеры, дают последним ощущение значимости волонтерской заботы в столь важных вопросах формирования здорового образа жизни.
От всего коллектива школы хочется выразить огромную благодарность учащимся-волонтерам, которые в прошедшем учебном году плодотворно трудились, формировали навыки здоровой жизненной позиции у себя и других.
Пожелаем нашим школьникам дальнейших успехов в волонтерской деятельности.

Психолог МБОУ ТСОШ № 1Астолопова Н.В.
















Благодарственное письмо

Формирование здорового образа жизни учеников является неотъемлемой составляющей частью учебно-воспитательного процесса в начальных классах образовательного учреждения.
Начальное звено школы – первая ступенька на пути к формированию здорового школьника. Нам, как учителям начальных классов, очень важно не упустить это время при формировании личности ребенка.
Очень большую помощь в формировании знаний, умений и навыков по сохранению и укреплению здоровья учащихся нам, педагогам, оказал волонтерский отряд «Мы – за здоровый образ жизни».
Коллектив учителей начальных классов благодарен волонтерской группе за помощь в проведении очень интересных, занимательных, а главное - полезных занятий.
Дети в доступной форме из уст старшеклассников узнали о вреде курения, алкоголя, об опасности, которую несут организму наркотики, о пользе рационального питания, необходимости соблюдения режима дня.
Надеемся, что наши встречи (волонтерского отряда «Мы – за здоровый образ жизни и учащихся начальных классов) продолжатся и будут такими же продуктивными и результативными.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начальных классах МБОУ ТСШ № 1 Бормотова И. В.










13PAGE 15