ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ М.МОНТЕССОРИ


Галанзовская Любовь Сергеевна,
Студентка 2 курса
Психолого-педагогического факультета
Специальности «Начальное образование»
РВУЗ «Крымский инженерно-педагогический университет»
Научный руководитель:
Зарединова Эльвира Рефатовнак.п.н., доцент кафедры педагогики
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ М.МОНТЕССОРИ
Постановка проблемы. В ХΙХ-ХХ веках, в педагогике стали активно уделять внимание гуманистическому аспекту в системе образования и воспитания. Представители гуманной педагогики не отличаются единством воззрения. Каждая образовательная система, действующая в рамках гуманистической педагогики, ведет творческий поиск и находит собственное содержание, методы, средства обучения и воспитания.
Цель. Одним из наиболее ярких представителей свободного воспитания можно назвать Марию Монтессори. Целью нашей работы является раскрыть сущность и принципы гуманной педагогики М. Монтессори.
Анализ исследований по проблеме. Гуманистические принципы в педагогике развивали философы Н.Бердячев, К.Вентцель, И.Кант; психологи А.Маслоу, Ф.Перлз, К.Роджерс; педагоги Ш. Амонашвили, И.Ф. Гербарт, Ян Амос Каменский, А.С.Макаренко, М.Монтессори, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, В.А.Сухомлинский. А также педагоги-новаторы: И.П. Волков, И.Н.  Ильин, С.Н.  Лысенкова, В.Ф.  Шаталов.
Изложение основной части. Мария Монтессори была вы дающимся психологом и наблюдателем за миром детей. Она одна из первых, кто сделал вывод о том, что дети не похожи на взрослых. Они – совершенно другие. Из-за такого принципиально иного мнения, меняются способы взаимопонимания взрослых и детей. Появляется понимание того, что дети тоже трудятся, что заставляет уважать их права.
Педагогических теорий – сотни, более-менее разумных – десятки, а вот надежные, проверенные временем, можно по пальцам пересчитать. Среди последних – система воспитания М.Монтессори, которую она разработала на основе теории «спонтанного развития». Главное внимание она уделяла развитию познавательных способностей детей и использовала для этого специальные дидактические материалы[3. с. 7].
Идея спонтанного и опосредованного обучения в педагогической системе М.Монтессори является принципиальной. Ребенок приобретает новые знания, даже не замечая этого. Каждый дидактический материал, который предлагается детям для выполнения упражнения, содержит две цели: прямую и косвенную. Прямая – это цель, которую ребенок ставит перед собой. Например, собрать их кубиков замок. А косвенная – это цель взрослого, который и придумал этот замок, для того, чтобы ребенок, упражняясь с ней, незаметно развивал координацию движений, зрение, учился концентрировать свое внимание.
Понятие «саморазвития» является центральным в педагогической системе М.Монтессори. Саморазвитие объективно происходит с детьми. Им никто не говорит о норме и не выдвигает базовых стандартов. У каждого ребенка существует свой личный перечень достижений на том или ином этапе его жизни. Понятия «ребенок должен» в педагогике М.Монтессори не существует. Он сам стремится определенных результатов, а учитель лишь помогает ему по его же просьбе [2. с.9].
Саморазвитие – это осознанная, целенаправленная деятельность личности по формированию и развитию у себя духовных, умственных, физических и других способностей и склонностей [4. с. 103].
Мария Монтессори считала понятия «свобода» и «дисциплина» одним целым. Свобода – это внутренняя способность личности, которая развивается естественным путем. Это способность выбирать из всего окружающего самое лучшее. Дисциплина – это способность владения собой. И то и другое уже заложено природой в ребенке, в его биологическом индивиде.
Но каким именно образом окружающая среда предоставляет свободу действий ребенку? М.Монтессори не раз возвращалась к этой теме и пишет очень просто: «Детям предоставляется свобода в виде активной и целенаправленной деятельности. Ребенок имеет право действовать самостоятельно, но не мешая другим и не нанося вреда как своему, так и чужому здоровью, и не вредя окружающей его среду. Свобода также понимается и как возможность самостоятельно выбрать учебную деятельность. Ребенок может взять с полки любой предмет и сколько угодно с ним работать. А если он устанет, то может вообще ничего не делать. А просто посидеть и пронаблюдать за другими [2. с. 7].
Наблюдая ежедневную жизнь маленьких детей, педагоги вслед за М.Монтессори выдвинули гипотезу о том, что не игра, а свободная работа является основным видом деятельности ребенка. Попадая в новую среду, ребенок ежедневно и ежечасно стоит перед выбором, чем бы ему в саморазвитию. Например игрушка, которая имеет для ребенка больше сопровождающее значение [1. с. 385].
Ребенок выполняет серьезную содержательную работу, выбранную им самим. Он действует самостоятельно, в своем особом темпе, и занимается столько, сколько сам считает это нужным. То есть ребенок свободен. Но это не означает вседозволенности и отсутствие границ. Речь идет о целенаправленной свободе.
Но есть также и ограничение и ограничение социального характера. Ребенок не может быть свободным, когда он мешает другим. Не мешать можно тогда, когда все действия ребенка направлены к определенным целям, и что сопровождается внутренней концентрацией.
Лев Семенович Выготский считал, что обучение идет впереди развития. Обучение точному обращению с культурными предметами среды, использование их по назначению, есть гарантия свободы [1. с. 386].
М. Монтессори считала, что любые практические действия, модели и теории могут строится только на фундаментальных знаниях о развивающимся человеке. Научные наблюдения за поведением и состоянием детей, помогли ей открыть феномен «поляризации внимания», из которого она и сделала выводы о свободном саморазвитии ребенка и о способах организации его работы в специальной обусловленной среде.
Искусство педагога заключается в том, чтобы развивать «концентрацию» внимания у детей. И это является краеугольным камнем в школьной жизни по мнению Марии Монтессори. Монтессори-педагогика является альтернативной системой непрерывного образования детей в возрасте от 3 до 12 лет [3. с. 8].
Как альтернативная система, педагогика Монтесори включает в себя:
- наличие уникальной собственной философской базы;
-наличие эффективных и оригинальных методик, которые адекватно реализуют соответствующие философско-психологические принципы;
- отсутствие классно-урочной системы.
Понятие «система» подразумевает целостность и единство образования на всех его уровнях: методологическом, психологическом, философском, педагогическом.Философский уровень связан у М.Монтессори с наличием собственного и оригинального взгляда на окружающий мир, на место и роль в нем человека.
Психологический уровень связан со взглядом на конкретного человека, как индивида, на механизмы его развития.
Педагогический уровень предполагает трактовку проблему, взаимодействия ребенка и взрослого в образовательном процессе.
Методический уровень рассматривает конкретные средства воспитания, приемы и обучения детей.
В основу педагогической системы М.Монтессори заложены следующие установки и базисные идеи:
- учет возрастной периодизации развития ребенка и актуализация раннего образования и воспитания ребенка;
- необходимость всестороннего изучения ребенка и учет сензитивных периодов его развития;
- предоставление ребенку свободу выбора вида деятельности и ее продолжительности;
- особая роль педагога.
Она увидела в ребенке существенно уникальное, самобытное, нежное, открытое жизни. И нашла замечательный метод взаимоотношения с ним. Вот как Монтессори характеризует детей: «Эти дети добродетельны, потому что они упражняют терпение, повторяя свои упражнения; они терпеливы, повинуясь требованиям и желаниям других; они добры, радуясь благополучию других без чувства зависти или соревнования; они живут, творя добро в радости сердца и мире, а главное – изумительное трудолюбивы. Но они не горды своей добродетелью, потому что они не сознают ее как моральное превосходство. Они вступили на путь, ведущий к правде, просто потому, что это был единственный путь к истинному саморазвитию и к знанию; простым сердцем они вкушают плоды мира, собираемые на том пути» [2. с. 8].
Начальная школа похожа на фантастический детский театр со своими уникальными декорациями, где самый мудрый и главный зритель только один – учитель. А дети – многочисленные актеры, которые играют никогда не повторяющуюся роль растущего человека.
Таким образом, потенциал гуманистический идей М.Монтессори заключается в том, чтобы развить индивидуальность ребенка и находи это выражение в системе приемов и методов создающих условия для саморазвития, самовоспитания и самообучения ребенка.
Единственной программы обучения не существует, каждый ребенок сам для себя создает уникальный путь развития. Учитель тут играет роль организатора, наблюдателя и исследователя. Он должен уважать право ребенка быть уникальным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Хилтуен Е.А. Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов иродителей./ Елена Хилтуен. – М.: Астрель: АСТ., 2010. – 399 с.
Монтессори М. Мой метод: начальное обучение./ Мария Монтессори. – М.: Астрель: АСТ., 2007. – 349 с.
Монтессори М. Метод научной педагогики. Дом ребенка./ Мария Монтессори. – М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ., 2010. – 269 с.
А.А. Пермяков, В.В. Морозов, Э.Р. Зарединова «Краткий словарь педагогических понятий» Пермяков А.А., Морозов В.В., Зарединова Э.Р./ Кривой Рог; Симферополь: Издательский дом., 2010. – 144 с.