Рабочая программа волонтерского отряда «Спасатель» ГБПОУ СПЦ № 3


Министерство образования Сахалинской области
ГБПОУ СПЦ № 3
Утверждено на Утверждаю:
Педагогическом совете Директор ГБПОУ СПЦ № 3
____________________ _________ И.ВПрисекинаот ___________ 2016г. «___» ___________ 2016г.
Рабочая программа волонтерского отряда «Спасатель»
ГБПОУ СПЦ № 3
(Возраст от 15 - 18 лет)
Срок реализации 2016 – 2018 год
Составители программы:
Элина Николаевна Ротькина( Зам. директора по СВ и ВР)
Ремдия Алексеевна Артемьева
Педагог дополнительного образования
г. Поронайск
2016г
Пояснительная записка
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.
Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих обучающихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовали появления новых подходов и методов активизации подростков. Новые формы вовлечения подростков в социальную активность призваны способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское отряды стали одной из таких форм работы.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. У нас, в Сахалинской области , в 17 муниципальных образованиях в общеобразовательных учреждениях работают волонтёрские отряды с целью профилактики негативных явлений и формирования здорового образа жизни среди детей, подростков и молодёжи. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы должны помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Волонтеры будут применять все свои умения на практике. По принципу «Равный –равному» волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.
Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром, во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение (тренинговые и профилактические занятия с обучающимися, обучающие и развивающие игры, работа с тематической литературой)). Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, будут приобретать умения работать в команде, учиться разрешать конфликты, включаться в проект, нести ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц. опросов, анкетирования)). В-третьих - будут передавать информацию вовне, своим сверстникам, по принципу «Равный – равному», проводя «Дни профилактики» с тематическими информационными выходами в группы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, написание статей в газету. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности.
Цель:
Оказание позитивного влияния на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
Апробация новых форм организации занятости обучающихся для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни, гражданско – патриотического воспитания, профориентационная работа.
Задачи:
Пропагандировать здоровый образа жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов, театральных представлений и др.Создать условия, позволяющие обучающимся своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголя, табакокурения, ПАВ, курительных смесей в подростковой среде. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни;
Сформировать опыт применения полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности на благо Отечества;
Проводить профориентационную работу среди учащихся школ города, района.
Кадровое обеспечение программы:
Заместитель директора СПЦ № 3 по СВ и ВР;
Педагог - психолог;
Организаторы воспитательной работы в группах;
Педагог-организатор;
Педагог дополнительного образования;
Библиотекарь;
Мастера производственного обучения;
Социальный педагог.
Информационный модуль
Беседы со специалистами.
Групповые занятия волонтеров с обучающимися.
Оформление информационного стенда.
Акции волонтеров.
Листовки, буклеты.
Игры.
Викторины.
Конкурсы.
Тренинги.
Круглые столы.
Тренинговый модуль
Обучающие занятия с волонтерами.
Мини-тренинги с обучающимися.
Интерактивные игры.
Альтернативный модуль
1. Игры, конкурсы.
2. Встречи со специалистами.
3. Месячник «Профилактика противоправного поведения обучающихся».
4. Спортивные мероприятия.
5. Театрализованные представления.
6. Месячник «Патриотическое воспитание».
7. Профориентация.
Ожидаемые результаты:
- Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;
- Владение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму, курительным смесям;
Увеличение количества обучающихся, вовлечённых, в волонтерские отряды и проведение    альтернативных мероприятий;
Привлечение обучающихся к общественно значимой деятельности;
Участвовать в акциях по здоровому образу жизни, по патриотическому воспитанию, особо значимым памятным датам, организуемых «Сахалинским политехническим центром», районом.
- Создание материалов для ознакомления с деятельностью волонтерского отряда.
Программа рассчитана на подростков15-18лет
Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, театрализованные представления и т. д).
Информационное обеспечение опыта работы (ученическая газета, фотоальбом, и т.п.). Организация выставок, участие в диспутах, праздниках, встречах, соревнованиях).Заповеди волонтеров:
Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Правила деятельности волонтера:
Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
Будь генератором идей!
Уважай мнение других!
Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
Обещаешь – сделай!
Не умеешь – научись!
Будь настойчив в достижении целей!
Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Можно выделить четыре основных направления подготовки волонтеров:
проведение групповых занятий со сверстниками;
проведение профилактических бесед;
проведение акций, подготовка театрализованных представлений и выступлений агитбригад;
патриотическое.
Для любого из направлений необходимы базовые знания (причины возникновения злоупотребления; факторы, способствующие его распространению; реальные последствия влияния употребления на организм человека, семью и общество в целом и т.д.). Поэтому необходимым условием качественной подготовки волонтеров является привлечение к обучению медицинских работников-практиков, психологов, социологов, специалистов по работе с молодежью.
Обучение волонтеров осуществляется в тренинговом режиме. Интерактивные методы обучения позволяют через общение более глубоко осознать мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже имеющиеся навыки работы с людьми, осознать свой стиль в общении и скорректировать его.
Первое направление: Подготовка волонтеров для работы по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма, табакокурения, курительных смесей в молодежной среде − проведение групповых занятий со сверстниками.
Цель обучения: Овладение знаниями и навыками, необходимыми волонтерам для ведения групповых занятий по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде и пропаганде здорового образа жизни.
Программа обучения включает 4 блока:
Мотивационный: Ориентация участников в предстоящей деятельности, углубленное изучение собственных мотиваций.
Профилактический: Знакомство с темой, определение возможных путей профилактики злоупотребления ПАВ, СПАЙСов и выработка жизненных стратегий, помогающих избежать опасности приобщения к психоактивным веществам.
Коммуникативный: Развитие коммуникативных навыков.
Практический: Тренировка навыков самостоятельного проведения занятий.
Второе направление − проведение профилактических бесед.
Цель обучения: Овладение знаниями и навыками, необходимыми волонтерам для ведения групповых занятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения, курительных смесей в молодежной среде и пропаганде здорового образа жизни.
Для волонтеров, работающих в этом направлении, важно быть хорошо информированными, уметь структурировать предлагаемый слушателям материал, делать его интересным и доступным для восприятия в разных возрастных группах, уметь удерживать внимание группы и организовывать дискуссию.
Подготовку волонтеров для этого вида деятельности также лучше проводить в форме тренинговых занятий. Прорабатывается тема профилактики злоупотребления наркотиками, алкоголем, табококурением, курительными смесями, пропаганды здорового образа жизни и отрабатываются навыки организации и проведения групповых дискуссий.
Третье направление: Подготовка театрализованных представлений и выступлений агитбригад.
Цель обучения: Овладение знаниями и навыками, необходимыми волонтерам для проведения творческих мероприятий (театрализованных представлений, выступлений агитбригад), направленных на профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения, курительных смесей в молодежной среде, а также пропаганду здорового образа жизни.
Подготовка для работы в этом направлении требует создания атмосферы творчества. Важна тренировка внимания, памяти, правильной речи, а также владение собственным телом и умение вжиться в роль.
Также важным аспектом является психологическое сопровождение деятельности волонтеров.
Четвёртое направление: Патриотическое и профориентационное.
Цель обучения: Овладение знаниями и навыками, необходимыми волонтерам для проведения работы по патриотическому,духовно – нравственному воспитанию и профориентации обучающихся.
Подготовку волонтеров для этого вида деятельности также лучше проводить в форме акций, вахт памяти, посещений ветеранов, помощь ветеранам и др.
Необходимо сформировать опыт применения полученных знаний и умений и навыков в практической деятельности на благо Отечества.
План работы отряда «Спасатель» на 2016 –2018 года
№ п/п Мероприятия Сроки Ответственные
1. Благотворительная акция «Книголюб» - сбор книг для детей из малообеспеченных семей. Сентябрь Волонтёры.
2. Ко дню освобождения Сахалина и Курил, ко Дню Победы: облагораживание могилы танкистов. Сентябрь
Май Волонтёры.
3. Социологический опрос «Вопросы - ответы» - отношение подростков к вредным привычкам. Сентябрь
Май Волонтёры.
4. Подготовка и выступление агитбригады по профориентации в УОК и С. Сентябрь
Октябрь
Волонтёры,
Горлач С.В, Карпихина И.В.
5. День пожилого человека. Посещение ветеранов – педагогов с вручением подарков. Октябрь Волонтёры.
6. Проведение тренингов, ролевых и других интерактивных игр: «Оставайся в безопасности», «Умей сказать «Нет!» Октябрь Артемьева Р.А,
волонтёры.
7. Анкетирование обучающихся «Твои интересы». Октябрь Волонтёры.
8. Выпуск и распространение листовок «Мы против наркотиков!» Октябрь
Февраль. Волонтёры.
9. Акция «Курение яд – все быть здоровыми хотят!»
Фитнес – зарядка «Делай как мы, делай лучше нас!» Ноябрь
Май Волонтёры.
10. Подготовка агитбригады «Прекрасное слово – ЖИЗНЬ!» Ноябрь Агитбригада
11. Игровая программа «Курильщик - сам себе могильщик» Ноябрь Волонтёры
12. Конкурс агитбригад «Мы за здоровый образ жизни!» Ноябрь
Апрель Агитбригада.
13. Круглый стол «Алкоголь – в чём его опасность?» Ноябрь Волонтёры,
14. Тренинговые занятия по профилактике СПАЙС. Ноябрь
Май Артемьева Р.А,
МихайловаЮ.В,
волонтёры.
15. Акция «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам!»
На переменах танцевальный флэш моб «Танец против наркотиков». Ноябрь
Май Волонтёры.
16. Посещение школ (№ 8; СКОШ 8 вида) города с распространением листовок и беседой на темы: «Жестокое обращение с детьми»; «Как не стать жертвой насильника». Ноябрь
Март Волонтёры.
17. Выезд агитбригады с профориентацией в пгт. Смирных, Макаров. Распространение профориентационных буклетов. Декабрь Волонтёры, Горлач С.В, Карпихина И.В.
18. Выпуск и распространение листовок «Мы против СПИДа». Декабрь
Май Психолог,
Волонтёры.
19. Акция «Красная ленточка». Интерактивные игры, агитбригада, «Зажги свечу» в память тех, кто умер от этой болезни. Декабрь
Май Волонтёры,
самоуправление.
20. Кругосветка «Мы за ЗОЖ» Декабрь Волонтёры.
21. Всемирный День борьбы со СПИДом: акция «Твой выбор» (распространение листовок и буклетов «Выбери ЖИЗНЬ!».1 декабря Волонтёры
22. 23. Представление для учеников школ «Как медведь трубку нашёл». Январь Волонтёры
24. Всемирный День Здоровья. Сентябрь
Апрель Волонтёры, преподаватель физической культуры.
25. Поездка на 50 параллель. Февраль Волонтёры, самоуправление.
26. Посещение музея боевой Славы пгт. Смирных. Февраль. Волонтёры
Игнатова А.Ф.
27. Акция «Подарок воину», «Подарок ветерану». Февраль
Май Волонтёры
28. Выезд агитбригады на Ярмарку профессий. Распространение профориентационных буклетов. Март
Апрель Волонтёры,
Горлач С.В.
29. Профилактическая акция «Жизнь без наркотиков». Тематическая выставка «Жизнь без наркотиков; конкурс плакатов и рисунков «Мир в ярких красках». Апрель Волонтёры,
самоуправление.
30. Распространение профориентационных буклетов, объявлений среди населения г. Поронайска. Апрель
Май
Июнь. Волонтёры.
31. Вахта памяти, возложение к Мемориалу с. Леонидово. Май Волонтёры.
32. Акция «Солдатская каша». Май Волонтёры.
33. Шествие «Бессмертный полк» Май Волонтёры.
34. Распространение листовок среди населения и обучающихся школ по противопожарной безопасности. Май. Волонтёры, Аулов К.Н.
35. Всемирный день без табака.
Акция «Конфеты вместо сигареты!» Вручение логотипов «Мы выбираем ЖИЗНЬ!» Май Волонтёры.
36. Этика и воспитательная работа. Май. Артемьева Р.А.
Учебно-тематический план 2016 – 2017 год.

п/п Тема Теория Практика Всего часов
1. Знакомство с членами отряда – формировать ощущение единой группы. Вводная часть: Кто такие волонтёры? С кем работают волонтёры? Как работают волонтёры? 1 - 1
2. Как работать с информацией? Где собирать информацию? 1 1 2
3. Работа с педагогом – психологом: тренинги, игры для работы с группами. - 2 2
4. Искусство общения: процесс и техника общения. Упражнения и блоковые занятия.
Социологический опрос «Вопросы и ответы» - отношение обучающихся к вредным привычкам. 1 2 3
5. Работа с агитбригадой по подготовке выступлений 3 3 6
6. Подбор вопросов для анкетирования обучающихся,
анкетирование обучающихся «Твои интересы». - 1 1
7. Подготовка материалов для выпуска листовок по профилактике наркомании. 2 3 5
8. Выпуск и распространение листовок «Мы против наркотиков». 2 2 4
9. Работа с группами, находящимися в ТЖС. 1 2 3
10. Ко Дню освобождения Сахалина, Курил облагораживание могилы танкистов. 2 2
11. Акции ко Дню борьбы со СПИДом. 2 2
12. Ролевые игры. 1 2 3
13. Анкетирование по профилактике ПАВ, спайсов. 1 3 4
14. Правила безопасного сексуального поведения. 2 2
15. Игровые программы. 1 2 3
16. Круглые столы. 2 2
17. Инфекции, передаваемые половым путём. 2 2 4
18. Просмотры фильмов по профилактике негативных проявлений. 1 2 3
19. Выезды агитбригады с профориентацией. 2 2
20. Теория «Что такое ВИЧ/СПИД» 2 2 4
22. Семинар – тренинг «Венерические заболевания». Как их предотвратить. 2 2
Итого: 21 39 60
Учебно-тематический план 2017 – 2018 год.

п/п Тема Теория Практика Всего часов
1. Знакомство с новыми членами отряда – формировать ощущение единой группы. Вводная часть: Кто такие волонтёры? С кем работают волонтёры? Как работают волонтёры? 3 3 6
2. Как работать с информацией? Где собирать информацию? 3 5 8
3. Работа с педагогом – психологом: тренинги, игры для работы с группами. 2 4 6
4. Акции против курения: «Брось сигарету – съешь конфету!»;
«За и против». 3 3 6
5. Наркотики: информационный блок, упражнения. Работа с 1 курсами. 3 3 6
6. Составление и распространение листовок о вреде наркотиков. 2 3 5
7. Агитбригада: выступление в школах города. ______ 2 2
8. «Алкоголь: мифы и реальность». 3 3 6
9. «Курение – твой враг!» 3 4 7
9. Наркотики: информационный блок. Работа со 2 курсами – тренинги, упражнения. 4 5 9
10. Составление и распространение листовок «ВИЧ/СПИД. Твоя жизнь в твоих руках». 1 3 4
11. Агитбригада: «Мы выбираем жизнь!»; «Как медведь трубку нашёл»». Репетиционно – постановочные работы. Работа по художественному оформлению. 2 6 8
12. Подготовка к анкетированию «Что вредит моему здоровью».
Анкетирование. __________ 2 2
13. Интерактивные игры с обучающимися 1 курсов. 1 5 6
14. Пути передачи ВИЧ/СПИДа: опыт; информационный блок. 3 6 9
15. Жизнь с ВИЧ. 3 6 9
16. ВИЧ и Закон. 3 5 8
17. Телефон доверия. 3 3 6
18. Работа с группами, находящимися в ТЖС, СОП. 3 5 8
19. Ролевые игры. 3 5 8
20. Дискуссии. 2 4 6
21. Выезды агитбригады с профориентацией. 2 3 5
22. Инфекции, передаваемые половым путём. 4 4 8
23. Подростки и алкоголь; пивной алкоголизм. 2 4 6
24. Профилактика ПАВ, спайсов. 2 3 5
25. Флэш мобы. ______ 3 3
26. Семинары для волонтёров. 2 4 6
27. Моё будущее: стратегия успеха. 3 6 9
28. Воспитательная работа. 6 6 12
Итого: 75 121 196