Методическая разработка на тему Профессиональная проба Я-психолог


Методическая разработка профессиональной пробы «Я - психолог»
Профессиональная проба разработана педагогом-психологом
МАУ ДО «Федоровский центр дополнительного образования»
Татьяна Викторовна Кириченко
Класс: 8 – 9 класс
Курс: «Предпрофильная подготовка»
Наиболее верный путь к успеху-
все время пробовать.
Томас Эдисон
Цель – познакомить обучающихся с профессией «Психолог».
Задачи занятия:
Обучающая: формировать знания о профессии Психолог, закрепить знания о классификации профессий;
Развивающая: развивать умения по актуализации знаний, внимание, память, речь, мышление, умение делать выводы, обеспечивать взаимоконтроль и самоконтроль;
Воспитывающая: воспитывать интерес к профессии «Психолог», активность, организованность, коммуникативность, умение слушать и принимать во внимание мнение других.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Тип занятия: изучения нового материала.
Методы обучения: практическая работа; объяснение; самодиагностика профессионально-важных качеств; игра (предметная, ролевая, сюжетная).Межпредметные связи: русский язык, обществознание, литература, биология.
Оборудование:
1. компьютеры,
2. электронный учебник Г.В. Резапкиной «Профессия и карьера»;
3. мультимедийный проектор и экран;
4. отрывок художественного фильма «Чучело» (реж.Р.Быков, 1983г.)
Раздаточный материал: бланк «Оперативная память», бланк к электронному учебнику «Профессия и карьера», карточки «Профессии».
Планируемые результаты проведения профессиональной пробы:
1.Погружение в практику с целью знакомства обучающихся с профессиональной деятельностью Психолога.
2.Привлечение внимания к профессиональной деятельности Психолога.
3.Выявление профессионально важных качеств обучающихся, способствующих или препятствующих профессиональной деятельности Психолога.
4.Привлечение внимания к профессиональной деятельности психолога с целью ориентации обучающихся на выбор гуманитарного, социального, естественнонаучного профиля обучения.
Структура занятия:
1.Организационный этап.
2.Обсуждение темы занятий (мотивационный этап).
3.Повторение пройденного материала (актуализация знаний). Изучение нового материала.
4.Диагностический этап. Диагностика профессиональной направленности
5.Изучение нового материала:
6.Исполнительский этап.
7.Закрепление материала.
8.Итоги занятия
Ход занятия
Этап Время Название этапов Конспект
1 3 мин. Организационный этап.
2 7 мин. Обсуждение темы занятий (мотивационный этап).
Здравствуйте! Обратимся к экрану и посмотрим отрывок из кинофильма «Чучело».
Давайте порасcуждаем. Как вы думаете, почему я показала вам этот фильм? На что и на кого вы обратили внимание, и что вам запомнилось? Анализ и обсуждение эмоций героев. Как вы думаете, кто из представителей мира профессий занимается?
Я рада нашей встречи. Сегодня мы с вами познакомимся с одной из замечательной профессии – психолог, каждый из вас попробует себя в роли психолога, узнает основные преимущества и недостатки данной профессии. Сегодня мы с вами попробуем выполнить профессиональную пробу по профессии психолог. Интересно ли вам узнать, насколько успешно вы могли бы работать психологом? Сегодня мы это выясним.Выявим у вас качества психолога или их отсутствие.
3 10 мин. Повторение пройденного материала (актуализация знаний). Что такое «профессия», «специальность»? Вы знаете, что все профессии делятся по определенным признакам, и на основании данных признаков составляется, что (ответы обучающихся). Правильно, формула профессии. Назовите основные признаки, по которым классифицируются профессии (ответы обучающихся).
Для продолжения занятия и закрепления пройденного материала, нам необходимо следующее: разделиться на две группы – команды. Каким образом, перед вами карточки, обозначающие профессию или специальность (Приложение 1). Одна группа у нас выбирает представителей профессии, а другая – специальность. Группы становятся напротив друг друга, приветствуют «соперников» рукопожатием. Две цепочки (команды – соперницы) движутся навстречу друг другу. Упражнение усложняется следующими действиями:
- необходимо поздороваться левой рукой;
-похлопать соперника по плечу;
-одновременно с рукопожатием и похлопыванием необходимо сказать сопернику несколько соответствующих ситуации слов, например, «Мы сегодня поиграем», «Сегодня будет интересное занятие», «У меня сегодня хорошее настроение», «Ты замечательно выглядишь», «Мы – единое целое». Члены второй подгруппы также побуждаются к вербальным и невербальным выражениям своего отношения к сопернику.
4. 10 мин. Диагностический этап.
Диагностика профессиональной направленности Используя приложение к электронному учебнику Г.В. Резапкиной, вам необходимо пройти тесты, позволяющие ориентировать вас в выборе профессии – психолог («Дифференциально-диагностический опросник», «Опросник профессиональных склонностей» Йовайши, диагностика способностей к профессиям социального типа).
5. 20 мин. Изучение нового материала:
а) беседа о науке психологии;
б) просмотр видеоролика
в) самостоятельная работа. Составление схемы «Классификация отраслей психологии»
г) беседа о получении профессии Психология — одна из сложнейших наук. Но вместе с тем, она невероятно увлекательна. Сегодня психологией интересуются не только профессионалы, каждый второй пытается найти ответы на вопросы «Кто Я?» и «Какой Я?». Несложные психологические тренинги и опыты, разработанные квалифицированными психологами, доступны каждому. Мы пытаемся растолковать свои сны, учимся разбираться в людях, ищем взаимосвязь между группой крови человека и его характером и даже, порой, пробуем передавать мысли на расстоянии. И всё это ещё раз доказывает, что такая наука, как психология, может быть интересной. Она окружает человека повсюду. Ежедневно приходится распознавать людей, чтобы не оказаться обманутым, разрабатывать стратегию своего поведения, чтобы повезло в любви или карьере.
Легенда «Миф о Психее» (Приложение 2).
Психология – одна из самых сложных наук. Эта наука о психических процессах (это память, мышление, восприятие, ощущение, воображение) и о поведении. Наука загадочная, потому что изучает самое необъяснимое – особенности разума и души, сознательного и бессознательного. Но, между тем, психология – это очень увлекательная наука, современная, в ней есть над чем работать еще много-много лет вперед.
Сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. Необходимо составить схему, на какие отрасли делится наука психология. Обратимся к сети интернет. Если, кто затрудняется найти информацию, сайт http://psiho-zakon.ru/ (Приложение 3).
Посмотрите на свою схему, и перечислите, основные виды деятельности (Приложение 4).
Как и любая профессия, профессия Психолог предъявляет человеку качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности. Какие вы можете перечислить?
О том, где можно получить профессию психолога или смежных профессий, вы можете узнать из памятки, которую я сейчас вам раздам.
6. 15 мин Исполнительский этап. Как вы уже знаете, что одним из направлений деятельности профессии Психолог – диагностика психических процессов. Проведите диагностику у членов группы по оценки образной памяти, разбившись на пары, и разработайте рекомендации по развитию данного вида памяти.
7 15 мин. Закрепление материала. Составление профессиограммыДавайте соединим все полученные знания в единую композицию. Применительно к профессия – профессиограмма. Что такое профессиограмма? Профе́ссиогра́мма — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.
Составьте профессиограмму профессии педагога-психолога. Обсуждение (Приложение 6)
8 10 мин.
Итоги занятия:
а) Домашнее задание;

Предлагаю самостоятельно прочесть:
1.Мигель де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»(1605–1615).2. Даниель Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719).
3.Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений Эрик Берн 4. «О природе Психе» Карл Юнг.
5.«Психология эмоций» Кэролл Э. Изард.  
6.Язык разговора. А. Пиз и Барбара
б) «Психологический синквейн»;
Предлагаю каждому заполнить таблицу.
Назовите тему занятия одним словом ПрофпробаНазовите 2 прилагательных, которые характеризуют тему занятия Коммуникативный, эмпатийный Назовите 3 действия, которые можно выполнять погружаясь в профессию «Психолог» (3 глагола) Диагностировать, рассуждать, пробовать
Выразите в одном предложении свое впечатление о теме занятия Знания, которые пригодятся каждому
Как можно охарактеризовать тему занятия одним словом? Психолог
в) Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
(На доске прикреплено солнышко, приготовлены два вида лучиков: желтый, голубой.) Прикрепите лучики к солнцу: желтый – занятие мне очень понравилось, получили много полезной информации; голубой – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
913130211455
Интернет ресурсы, используемые при подготовке к занятию:
http://www.vectorweb.ru/psi/profi/prpsy/http://www.profigrama.ru/profession/http://cirthmao.ru/http://www.istorya.ru;
http://www.bibliotekar.ru;
http://ru.wikipedia.org;

Приложение 1.
Профессия – это: деятельность, направленная на пользу общества; деятельность, требующая профессионального обучения; деятельность, выполняемая за определенное материальное вознаграждение. 
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии,ограниченный и связанный со спецификой орудий труда, способов действий, получаемых результатов. 
Столяр, шахтер, летчик-испытатель, шофер, хирург, учитель, парикмахер, швея, директор магазина, судья, пианист, фермер, машинист тепловоза, продавец книг, водитель троллейбуса, монтажник-высотник, инженер-конструктор 


Приложение 2
В древней Греции жил  царь и было у него три очаровательные  дочки, но самой прекрасной была младшая — Психея.
Она была так красива и нежна, что слава о  красоте  ее разлетелась далеко за пределы государства. Много чужестранцев приезжало лишь для того, чтобы посмотреть на красотуПсихеи. Увидев ее, они преклонялись ей как самой прекрасной богине, осыпали ее цветами, сочиняли в ее честь стихи и музыку, перестав  превозносить Афродиту как самую прекрасную.Афродита не смогла снести такого оскорбления и решила покарать Психею.
Вызвала она к себе своего  сына Эрота и приказала ему внушить девушке любовь к самому ничтожному человеку, чтобы она всю свою жизнь была бы несчастна.Полетел быстрокрылый Эрот  выполнять просьбу матери, но едва он увидел Психею, то так был поражен ее красотой, что сам был сражен любовью к ней.
Эрот решил не причинять вреда девушке и захотел сделать ее своей женой. Поэтому стал быстренько отваживать всех ее женихов.
Царь – отец не мог понять, почему его старшие дочери вышли замуж за женихов из царского рода, а его красавица — дочь, несравненная Психея, до сих пор не замужем. Тогда царь решил обратиться за советом к  оракулу и тот открыл ему тайну, что Психее  уготована другая судьба.
Психею надобно нарядить в одежды и оставить одну на высокой  горе и тогда за ней прилетит бессмертный с крыльями как у птицы, который и станет ее мужем.Отвели бедную девушку на  высокую гору, где она со слезами стала ждать своей участи.
Вдруг налетел легкий, ласковый ветерок, подхватил Психею и перенес ее в зеленую долину и опустил на шелковистую траву. Среди деревьев на поляне стоял прекрасный белый дворец.
Робко вошла Психея в роскошные палаты — никогда она еще не видела такого роскошного убранства. Но поразило девушку, что во дворце не было никого, кроме невидимых слуг, да еще с ней ласково разговаривали какие-то голоса.  Они приветствовали царевну и просили быть здесь полной хозяйкой.
Весь день гуляла Психея по садам и дворцу, незримые слуги прислуживали ей, выполняя любое ее желание, а незримые музыканты развлекали своей музыкой.Ночью к ней стал приходить Эрот, незримый супруг, которого она очень полюбила. Под покровом ночи она не могла его видеть, но могла только слышать его и осязать.
Еще до рассвета Эрот  покидал ее, чтобы вернуться, когда стемнеет. Психея просит мужа показаться ей, но тот отвечает, что как только она увидит его, то придет конец их счастью и он покинет ее.
Но однажды Психея не выдержала, и как только ее муж заснул,  встала с ложа и зажгла лампу, чтобы рассмотреть спящего. Увидев прекрасного спящего златокудрого бога, она тотчас захотела его поцеловать, но когда наклонилась, то капля масла  из лампы упала на плечо Эрота. Вскрикнув от боли, рассерженный бог проснулся  и  улетел от нее, сказав, что простит  ее, как только она сама его отыщет.
Едва рассвело, пошла Психея по всей земле, чтобы  найти своего мужа .Эрот же с обожженным плечом вернулся к матери и та, разгневавшись на сына, а более всего на Психею, стала  лечить его плечо.
Афродита строго-настрого запретила и смертным и богам помогать Психее в ее странствиях и давать ей приют.После долгих скитаний пришла, наконец, Психея к дворцу Афродиты.  Афродита посмотрела на ее истрепавшуюся от странствий одежду и высмеяла ее, сказав, что она достойна, быть только служанкой у нее.И Афродита дала ей такую работу, с которой было трудно справить в одиночку. Смешав  в кучу  пшено, рожь, ячмень, горох, чечевицу и мак,  велела  разобрать все и по зернышку к вечеру.  Села Психея и заплакала, но тут ей на помощь пришел муравей. Он привел своих собратьев муравьев, и они за несколько часов разложили кучу перемешанных зерен по сортам — как было велено.
Афродита решила дать ей задание посложнее. Психее надо было пойти в рощу, где пасутся бараны с золотым руном и принести их шерсти. Бараны эти были ужасно злые и никого к себе не подпускали.
 Подошла Психея к ручью и не знает, что ей делать, как приблизиться к этим диким животным. И тут прибрежный тростник дал ей совет. Он попросил ее подождать до вечера и спуститься  к колючим кустам у водопоя –продираясь сквозь них, овцы оставляют на ветвях свою золотую шерсть. Психея так и сделала. Дождавшись вечера, она набрала целую охапку золотой шерсти и принесла ее Афродите.
Богиня очень удивилась, но не отказалась от своего плана мести и поручила Психее третье задание.Ей нужно принести воды из ледяного источника, бьющего на отвесной скале. Подошла Психея с хрустальным сосудом к подножию неприступной  скалы. Посмотрела на ее вершину и расплакалась от отчаяния.  Пролетавший мимо орел, узнав, в чем дело, взял сосуд и поднялся к самой вершине, там он зачерпнул воду и принес ее Психее.
Афродита была не просто удивлена, а раздосадована. Она не понимала, как может Психея справляться со всеми  ее заданиями. И тогда она придумала самую коварную задачу, с которой, по ее мнению, Психея никогда не сможет справиться.  Она приказала Психее спуститься в царство мертвых  и  попросить у  богини Персефоны  эликсир вечной молодости и красоты.
Долгий  путь пришлось проделать  Психее, чтобы достигнуть Царства мертвых. Психея на пути встретила  вещую башню, которая и научила ее, как преодолеть опасности в пути.  И еще она сказала Психее, что  как выберется она из подземелья, не вздумала  открывать волшебную бутылочку, что даст ей владычица Царства мертвых. И  опять не удержалась Психея, открыла она бутылочку, но не нашла там  эликсира красоты. Но оттуда вылетел мертвый сон и окутал Психею черным туманом, как своим покровом.
Тем временем, вылечив свое плечо от ожога, вспомнил Эрот свою любимую жену и простил ее. Затосковал он о Психее и решил разыскать ее. Нашел он ее спящую, очарованную волшебным сном  и разбудил он ее своим поцелуем. И пожаловалась мужу Психея, как жестоко обошлась с ней Афродита. Решил Эрот положить конец этой войне и полетел на Олимп к Зевсу, просить, чтобы сделал он Психею его законной женой.
И призвал Зевс Психею к себе. И увидев неземную красоту девушки, дал он выпить ей амброзии и сделал ее бессмертной .  Так боги признали прекрасную Психею как жену Эрота. Афродита смирилась с этим и больше не считала их брак неравным. А у  Психеи  и Эрота родилась дочь,  которой  дали имя – Наслаждение.

Приложение 3


Приложение 4.
Доминирующие виды деятельности:
♦ изучение внутреннего мира и поведенческих особенностей чело века; ♦ изучение поведения людей в малых и больших группах; ♦ изучение вопросов, связанных с творческой деятельностью людей, особенностями восприятия; ♦ изучение особенностей поведения в стрессовых ситуациях;♦ исследовательско-аналитическая работа (работа с получаемой информацией, адаптация психодиагностических методик к условиям реальной практики); ♦ психологическое консультирование, направленное на оказание помощи человеку в разрешении различных затруднительных ситуаций; ♦ организация групповых мероприятий, ведение тренингов, семинаров, чтение лекций; ♦ профилактика и коррекция нежелательных проявлений психики человека, а также укрепление и формирование необходимых психологических качеств личности.

Приложение 5
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:♦ высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой или с одного вида деятельности на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий); ♦ ораторские способности (грамотное выражение мысли); ♦ хорошее развитие образной и словесно-логической памяти; ♦ развитие логического мышления; ♦ коммуникативные способности (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты); ♦ умение слушать;
♦ вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно); ♦ способность к самоконтролю.
Личностные качества, интересы и склонности:
♦ высокая степень личной ответственности; ♦ интерес и уважение к другому человеку; ♦ стремление к самопознанию, саморазвитию; ♦ оригинальность, находчивость, разносторонность; ♦ тактичность, воспитанность; ♦ склонность к сопереживанию; ♦ интуиция, умение прогнозировать события; ♦ умение хранить тайну; ♦ творческое начало; ♦ эрудированность.Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
♦ психическая и эмоциональная неуравновешенность; ♦ агрессивность; ♦ замкнутость; ♦ нерешительность; ♦ отсутствие склонности к работе с людьми; ♦ неумение понять позицию другого человека; ♦ ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды); ♦ низкий интеллектуальный уровень развития.

Приложение 6.
Профессиограмма педагога-психолога
1.Название должности: педагог-психолог
2.Организация: школа, колледж
3. Квалификационные требования: На должность педагога-психолога назначается специалист, имеющий высшее психологическое или педагогическое образование со специализацией по детской психологии без предъявления требования к стажу работы. Знания, необходимые педагогу-психологу: - Закон «Об образовании», Декларацию прав человека, Конвенцию ООН о правах ребенка, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей. - Общую психологию, педагогическую психологию, вопросы дошкольной педагогики, психологию личности и дифференциальную психологию, социальную психологию. - Основы психодиагностики, основы психологического консультирования и психопрофилактики, методы социально-психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой консультации, методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка. Умения, необходимые педагогу-психологу: - Умение изучать, диагностировать психическое состояния ребенка (актуальную и ближайшую зоны развития). - Умение составлять развивающие программы; организовывать, поэтапно осуществлять и оценивать ход и результаты данных программ. - Умение ставить коммуникативные, познавательные и любые другие педагогические задачи под углом зрения психического развития детей, реализации внутренних резервов и психологической безопасности участников взаимодействия. - Умение создавать условия, стимулирующие естественный ход психического развития дошкольников (умение организовывать предметно-развивающую среду в группе, умение организовывать эффективное общение и совместную деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками и т.д.). - Умение сотрудничать с родителями, психологами и другими специалистами в целях содействия психическому развитию детей. - Умение оценивать у себя ориентацию на развитие личности другого человека
4.Функциональные обязанности: Основными задачами психологической службы в является создание комфортных условий для естественного развития детей, укрепление психологического здоровья детей и сотрудников, развитие личности каждого ребенка, развитие их социально-змоционального мира. 1.Проводит работу в ДОУ, направленную на обеспечение психологического здоровья и развития личности детей. 2.Посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования, оказывает помощь детям, сотрудникам и родителям в решении личных, профессиональных и других конкретных проблем. 3.Проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению в школе и выборе соответствующего уровня психического развития личности, типа образовательной программы. 4.Совместно с воспитателем планирует развивающие и коррекционные занятия с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности ребенка. 5.Своевременно выявляет детей с ограниченными возможностями в развитии, с целью определения их в учреждения по назначению. 6.Формирует психологическую культуру детей, родителей, сотрудников. 7.Принимает участие в подборе кадров, готовит психологический материал, оформляет психологический кабинет, учитывая современные требования работы в группе. 8.Ведет работу по преемственным связям со школой, работает в тесном контакте со школьным психологом. 9.Ведет учетно-отчетную документацию в соответствии с требованиями. 10.Соблюдает инструкцию по охране жизни и здоровья детей, требования по технике безопасности, производственной санитарии, противопожарной защите, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями. 11.Соблюдает правила внутреннего распорядка.12.Самостоятельно занимается повышением профессионального мастерства. 13. Готовит материалы и пишет статьи для стендов и журналов.
5. Критерии успешности: - успешное развитие детей, освоение ими необходимых знаний, умений и навыков, в соответствии с возрастом; - своевременное выявление и коррекция отклонений в развитии детей; - открытые уроки и занятия, отмеченные родителями и педагогами как успешные; - общий психологический комфорт в коллективе; - составление информационной и отчетной документации, содержащей объективные данные о результатах исследований, развивающей и коррекционной работы. 6. Условия работы: Психолог-педагог в процессе трудовой деятельности сталкивается со следующими неблагоприятными фактами: 6.1 санитарно-гигиенические 6.1.1. контакт со специфическими детскими заболеваниями 6.1.2 работа в группах и на улице во время прогулок 6.2 психофизиологические 6.2.1 высокая вовлеченность и сосредоточенность 6.2.2 физическая нагрузка 6.2.3 высокая эмоциональная нагрузка 6.3 социально-психологические 6.3.1 ответственность за жизнь и здоровье детей 6.3.2 профессиональное выгорание тип коммуникации 7. Педагогическая и психологическая уровень руководства Пихолог-педагог является специалистом, и подчиняется администрации, прямого руководства не осуществляет, однако принимает участие в руководстве через консультации.